Статья по экологическому воспитанию в детском саду
статья

"Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, через создание коллекции макетов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, через создание коллекции макетов.

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

Актуальность. В настоящее время очень остро встала  проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени  остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет: интересен и понятен детям; доступен для запоминания и размышления над ним.

Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о появлении птиц? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.

Перед воспитателем стоят следующие задачи: воспитатель должен развивать у детей интерес и бережное отношение к природе, желание помогать в уходе за животными и растениями, приучать с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, поливать растения, закреплять представления детей о траве, деревьях, цветах, (цветущие растения) по их отличительным признакам: трава зеленая, дерево высокое, на нем много листьев, цветы бывают разных цветов, учить детей замечать и называть явления природы (идет дождь, снег, светит солнце).

Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах.

Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на одной земле с пингвином, хотя бы потому, что живут они на разных континентах, но всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т.д.

Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.

По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе.

Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.

Почему они интересны детям? Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.

Роль экологической сказки основывается не только на воздействии сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.

В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане являются сказка. Рассказывая детям сказку и показывая красочные иллюстрации, что не менее важно для ребенка, мы знакомим его с образами - представителями сказочного леса: зайцем, медведем, волком, лисой, и др. животными; и способствуем этим рассказом формированию различных эмоций в отношении к этим сказочным персонажам. И таких примеров сказочного мира можно привести немало.

Таким образом, сказки, связанные с растительным и животным миром, уже сами дают возможность познакомить детей с экологией, т. е. мы воспитываем детей экологически.

И действительно, сказки не только развлекают, они ненавязчиво воспитывают, знакомят вас с окружающим миром, добром и злом. Они – универсальный учитель, в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

Чему учат экологические сказки?

Экологические сказки учат:

познавать окружающий мир;

воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;

думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Авторских сказок с действительно экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

В рекомендательном списке, который мы Вам представим, вы найдете информацию о сказках русских писателей XIX и XX вв. о бережном отношении к природе, о защите природы (приложение 1).

Экологические сказки способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать "прекрасное" в обыденной жизни. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений. 

Его народные сказки очень близки между собой, они словно рассказываются от лица сказочника, который обогащает их народной шуткой.

О бережном отношении к природе, т.е. об экологии, люди думали не только в последние десятилетия, но и в далекие времена. Как вы заметили, тема экологии затронута даже в сказках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Экологическое воспитание в детском саду»

Многие годы работаю с детими и экологическое воспитание считаю одним из важнейших направлений в воспитательной работе в ДОУ. За это время выработала свою систему работы по экологии, чем хочу поделитьс...

Статья на тему: "Экологическое воспитание в детском саду".

Доклад и консультация на тему: "Экологическое воспитание в детском саду"...

Статья на тему "Экологическое воспитание в детском саду."

Одна из главнейших задач государства - необходимость рационального использования природных ресурсов не только в интересах человека, но и природы. Этому просто необходимо обучить наших дошкольников....

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....

Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.

Материал содержит  практический опыт  работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание  различных видов   детской деятельности, формы и методы работы ...

Статья "Экологическое воспитание в детском саду"

     Проблемы экологии в наши дни, являются всеобщей проблемой всего населения Земля. Стало заметно что, происходят изменения в климате, уменьшаются природные ресурсы, происходит...

Статья по экологическому воспитанию в детском саду «Посадили огород, посмотрите, что растет!»

Статья по экологическому воспитанию в детском саду «Посадили огород, посмотрите, что растет!» Мы сажали огород, что там только не растёт... Посадили огород, посмотрите, что растё...