Проект "Ах эта удивительная соль"
проект (средняя группа)

Чурсинова Евгения Николаевна

Выяснить где и как зарождается соль, и какими свойствами и качествами обладает.

  • найти информацию о соли;
  • изучить исторические сведения о соли;
  • узнать о значении соли в жизни человека;
  • провести опыты с солью;
  • изготовить поделку из цветной соли
  • проанализировать полученные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ax-yetaudivitel-nayasol-.docx158.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 9

C:\Users\DNS\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20191115_102920[1].jpg

Проект

Тема: «Ах, эта удивительная соль!»

Тип проекта: Исследовательско-творческий

                                                                                               

Воспитатель: Чурсинова Е.Н.

2020

Аннотация

Данный проект направлен на расширение представлений детей группы о свойствах соли, решается главная проблема –  «Как соль рождается в воде?»

Продолжительность реализации проекта:  неделя

В результате реализации проекта:

  • Расширятся представления детей о соли, о способах ее добычи и применении;
  • Дети приобретут новый опыт  проектной  деятельности

Оглавление

I Введение…………………………………………………………………………3                                                                                        

II Основная часть…………………………………………………………………4                                                                                                

2.1  Соль, ее добыча и применение……………………………………………...4

2.2  Практическая часть…………………………………………………………..5

2.3 Анализ полученной информации……………………………………………6

III Заключение…………………………………………………………………….6

I Введение

„Талант сам по себе — дешевле поваренной соли.

 Преуспевшего человека от талантливого

отличает только одно — уйма упорного труда“

Проект «Ах, эта удивительная соль!»

Актуальность:

Однажды, когда мы в детском саду разгадывали загадку «В воде она родится, но странная судьба – воды она боится и гибнет в ней всегда», у меня появился вопрос – как же соль рождается в воде, и можно ли без нее обойтись.

Проблема
Мне захотелось самой выяснить, как солью добывают из воды и найти ответ на вопрос «Нужна ли нам соль?»

Цель:
Выяснить где и как зарождается соль, и какими свойствами и качествами обладает.

Задачи исследования:

  • найти информацию о соли;
  • изучить исторические сведения о соли;
  • узнать о значении соли в жизни человека;
  • провести опыты с солью;
  • изготовить поделку из цветной соли
  • проанализировать полученные результаты.

Методы исследования: поиск и изучение литературы; беседы с взрослыми; проведение опытов; оценка результатов проведённых опытов

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности  в детском саду.

II Основная часть

Гипотеза исследования: соль – это вещество, которое ничем нельзя заменить, но без нее можно обойтись.

Методы исследования:

2.1 Соль, ее добыча и применение

Общие сведения

В книгах мы узнали что в древности охотники видели, как животные лизали солонцы - белые кристаллы каменной соли, выступающие где-то из-под земли. Они попробовали добавлять соль в пищу, она становилась вкуснее.

А еще люди прятали добытое впрок мясо в морскую воду, чтобы защитить его от хищных птиц и насекомых, от этого мясо приобретало приятный вкус.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Способы добычи соли

Еще в начале прошлого века соль добывали вручную. Но в двадцатые годы лопаты, тачки и кирки сменили врубовые машины, соляные комбайны и экскаваторы. В наше время существует несколько способов добычи соли.

В осеннее время на берегу моря выкапывается сравнительно небольшой водоем, который через канаву заполняют морской водой. Вода остается в канаве до тех пор, пока не осядут глина, камешки и песок. После этого она спускается в следующий бассейн, а весной – в еще один. Все это время происходит испарение воды и концентрация соли увеличивается с каждым днем. На конец лета последний бассейн имеет объемный слой соли, который потом сгребают с помощью солеуборочных комбайнов. Добытую соль укладывают в специально предназначенные бугры, высота которых достигает 10-15 метров. Дождевая вода промывает эти бугры, вынося все ненужные химические соединения.

В настоящее время соль добывают в основном шахтным способом. Большинство процессов выполняют не люди, а машины. Добытые глыбы погружаются на конвейер, перемалываются в специальных механических мельницах, а потом доставляются к товарным вагонам на поверхность.

Соль выварочная - поваренная соль, полученная из рассолов методом выпаривания . Для ее получения используют рассолы соляных озер, не дающих самосадки, воды соленых источников, подземные соленые воды, рассолы, извлекаемые при помощи буровых скважин, и растворы, образованные путем растворения пластов каменной соли на месте их залегания.

Виды соли

Каменная соль – самый старый вид специи. Она состоит из крупных кристаллов сероватого цвета, кроме того, имеет горьковатый привкус (прил. 1 рис. 4). В производственном процессе ее не лишают ценных питательных веществ, необходимых для нашего организма, в частности, магния, калия, кальция, меди, марганца, хрома.

Поваренная соль – самая дешевая и самая популярная разновидность соли. Это продукт, получаемый путем очищения каменной соли. В результате он состоит почти на 100 процентов из хлорида натрия и лишен ценных микроэлементов. Соль бывает крупного, мелкого и очень мелкого помола («Экстра») (прил.1 рис. 5). Еще бывает йодированная соль, в состав которой входит йодид и йодат калия.

Морскую соль на протяжении веков получают, выпаривая морскую воду на солнце в так называемых отстойниках или других специальных приспособлениях. В таком продукте всего 30-35 процентов хлорида натрия (прил. 1. рис. 6). К тому же он богат магнием, литием, цинком, селеном. Главный плюс морской соли — наличие йода.

Применение соли

Соль используют для приготовления пищи, при консервировании и солении продуктов: рыбы, мяса, овощей, грибов. Соль обладает свойством убивать микробы и бактерии, поэтому продукты долго хранятся.

С помощью соли можно лечить различные заболевания.

- если растворить соль в мёде, можно вылечить десна;

- щепотка соли на стакан воды лечит зубную боль;

- соленую воду закапывают в нос, при этом лечат насморк;

- подсоленной водой можно полоскать горло при заболевании ангиной;

- соль лечит больную спину и суставы.

Если применять ванны с морской солью и с добавлением ароматических масел, можно вылечиться от многих заболеваний.

2.2  Практическая часть

После того, как мы рассмотрели способы добычи и использования соли. Я  предложила провести эксперименты –  воспитатель помогла нам провести опыты с солью:

Опыт 1 Растворимость соли.

Взяли два стакана, в один налили холодную воду, в другой – горячую. В оба стакана насыпали одинаковое количество соли. Перемешали раствор. Было замечено, что в горячей воде соль растворилась быстрее, чем в холодной (прил. 1рис. 7). Вывод: чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Опыт 2 Сравнение плотности пресной воды и соляного раствора.

В два стакана налили обычную воду. В один добавили много соли. Получился концентрированный раствор. Во второй стакан ничего не добавляли. В стаканы опустили по куриному сырому яйцу. Получилось, что в соляном растворе яйцо всплыло, а в чистой воде нет (прил. 1 рис. 8). Вывод: соляной раствор плотнее пресной воды.

Опыт 3. «Снежные» ветки.

В стакане с чистой дистиллированной водой растворили соль крупного помола. В раствор опустили ветку. Спустя некоторое время на ветке появились кристаллы (прил. 1 рис. 9). Вывод: молекулы соли способны объединяться в кристаллические решётки, из которых образуется один большой кристалл.

Опыт 4 Рисование солью

Нарисовали фон картины и посыпали солью – появились красивые разводы. Вывод: С помощью соли на изделии можно создать различные художественные эффекты.

Затем клеем ПВА нарисовали деревья и обсыпали солью (прил. 1 рис. 10). Вывод: солью можно рисовать картины.

Опыт 5 Цветная соль

Мелкую соль поместили в баночку, добавили пищевой краситель, закрыли, активно встряхивали. Получилась равномерно окрашенная соль, из которой можно выполнять поделки (прил. 1 рис. 11). Вывод: соль является прекрасным материалом для изготовления поделок.

Опыт 6 Выпаривание соли

Соблюдение техники безопасности при работе со спиртовкой:

1. Спиртовку зажигать горящей спичкой.

2. Зажжённая спиртовка должна находиться на расстоянии 30 см.

3. Гасить спиртовку, накрывая пламя колпачком.

4. Нагревание проводите в верхней части пламени, т.к. она самая горячая.

Мы насыпали соль в стакан с водой, получив концентрировонный соляной раствор, затем налили в пробирку небольшое количества раствора и подогрели над спиртовкой, пока не выкипела вода. На стенках пробирке осталась соль (прил. 1 рис. 12). Вывод: соль не способна испаряться.

2.3 Анализ полученной информации

В процессе работы совместно с воспитателем, мы обобщили знания о соли, кратко описав основные признаки, места добычи и использование человеком, указав положительные и отрицательные свойства. Расширили знания о том, какие виды соли бывают. 

III Заключение

Вывод: После всего, что я узнала о соли, я могу твердо сказать, что человек не может обходиться без соли, и что раньше я ошибалась!

Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

При более внимательном изучении соли, я поняла, что знаю о ней мало.  В ходе исследовательской работы я узнала очень много нового и интересного, что до меня уже знали другие люди. Я поняла, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными. В дальнейшем мы продолжим изучение не только соли, но и других веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Эта удивительная соль"

Исследовательская, поисковая  деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из...

исследовательский проект "Эта удивительная соль"

исследовательский проект "Эта удивительная соль" в старшей группе ДОУ...

Исследовательский проект «Эта удивительная соль»

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект "Эта удивительная соль", для детей старшего дошкольного возраста....

Проект "Эта удивительная соль!"

Данный проект будет интересен и полезен для всех участников. Через чувственный опыт, практическую и исследовательскую деятельность родители и дети приобретут  полезные знания о значимости соли. П...

Исследовательский проект "Эта удивительная соль"

С внедрением ФГОС дошкольного образования из важнейших задач становится формирование творческой личности. человек будущего должен быть созидателем, с активным творческим началом. Дети- пытливые исслед...

Проект «Эта удивительная соль» для детей старшего дошкольного возраста

Проект «Эта удивительная соль» для детей старшего дошкольного возрастаУчастники проекта:Дети старшей группы № 8 «Почемучки»Руководитель:Швайко Светлана Александровна,...