Консультация для родителей «Развитие и коррекция ориентировки во времени и пространстве у детей старшего дошкольного возраста, как одно из приоритетных аспектов в развитии математических представлений»
консультация (старшая группа)

Бессонова Татьяна Сергевна

Дошкольный возраст имеет большое значение в жизни ребенка, в развитии многих его психических свойств, процессов, функций, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании временных ориентировок. Познание ребенком времени, пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka_vo_vremeni.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие и коррекция ориентировки во времени и пространстве у детей старшего дошкольного возраста,

 как одно из приоритетных аспектов в развитии математических представлений»

Дошкольный возраст имеет большое значение в жизни ребенка, в развитии многих его психических свойств, процессов, функций, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании временных ориентировок. Познание ребенком времени, пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения. Развитие пространственно-временной ориентировки у ребенка происходит в неразрывной связи с развитием его речи и мышления, с помощью которых он абстрагирует и обобщает пространственные признаки и отношения между воспринимаемыми предметами. Существенные изменения в восприятии пространства у ребенка наблюдаются в связи с появлением в его словаре специальных слов, обозначающих форму, величину и пространственное расположение предметов и вещей. Благодаря овладению речью восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень, происходит образование пространственных представлений. На каждом этапе в действие включена речь. Владение пространственно-временными представлениями определяет развитие когнитивной и речевой деятельности ребенка и является важным фактором формирования сенсорной интеграции, адаптирующей его к окружающей действительности. Включаясь в уровневую структуру пространственных представлений, речь выступает, с одной стороны, как средство выражения сложной системы пространственных знаний, а с другой — как организатор ориентировки в категориях пространства. Особенности развития речи детей обусловливают и специфику формирования когнитивной сферы, включающей пространственные представления. Пространственно-временная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и времени их словесного 2 обозначения пространственно-временных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). Определение времени опирается на общепринятую систему мер -эталонов: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Пространственные и временные категории относят к важнейшим понятиям, основным формам существования материи, которые отражаются в речи ребенка и усваиваются в старшем дошкольном возрасте. Пространственные и временные отношения могут достигать большой сложности, а отражение их – высокого уровня обобщенности, но простейшие их формы доступны для восприятия маленького ребенка. Пространственно-временные представления в жизни ребенка дошкольного возраста имеют приоритетное значение, поскольку они одновременно с восприятием являются основой для развития внимания, мышления, памяти, речи и воображения. По мнению многих педагогов и психологов, у большого количества дошкольников  пространственные термины и знания не сформированы или не обобщены в той мере, которая давала бы возможность детям самостоятельно применять их в разных типах бытовых и учебных работ. У дошкольников обнаруживаются сложности ориентировки в пространственных направлениях, трудности в установлении понятий право и лево, верх и низ. Обнаруживается неточность в установлении формы, величины. Недостаточные знания  оптико-пространственных представлений выражается в рисовании, при построении целого из частей при конструировании, в невозможности воспроизведения определенной формы. Обнаруживается отставание в различении правой и левой частей тела. У нормально развивающихся детей дифференциация правого и левого развивается к 6-летнему возрасту. Хороший уровень развития пространственных знаний служит предпосылкой объединению и усвоения букв ребенком. Основой формирования ориентировки во времени и пространстве у детей, является развитие мыслительных умений и способности, которые позволяют осваивать новое с помощью игровых методов и приемов. Временно-пространственное представление у детей формируется и развивается не только с помощью дидактических, подвижных игр, игровых упражнениях, но и в повседневной жизни, режимных моментах: при умывании,  одевании, приеме пищи, во время утренней гимнастики, активном отдыхе, в самостоятельной поисковой деятельности - в контексте разных видов деятельности. Игровая форма обучения повышает настроение детей, способствует поднятию эмоционального ритма, тем самым формируя умения и навыки ориентировки во времени и пространстве, развитию математических представлений в целом. Ведущая роль, безусловна, принадлежит родителям. Для формирования ориентировки в схеме собственного тела и тела другого субъекта мы рекомендуем следующие игры и упражнения.

Картотека игр на развитие и коррекцию ориентировки во времени и пространстве для детей старшего дошкольного возраста.

 «Вот какой я». Ребенок выполняет действия по инструкции: «Покажи правую, левую руку», «Покажи правый глаз, левое ухо», «Покажи правое ухо у мамы, папы» и т.п. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре («голень», «бедро», «щиколотка», «запястье», «стопа», «кисть», «плечо» и т.д.).

«Ладошки и следы». На ковре в произвольном порядке разложены изображения вырезанных по контуру ладоней и ступней. Ребенок находит пары, затем предлагается пройти по следам с учетом асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная, кривая.

Игра в «солдатик». По команде взрослого – «солдатик» – ребенок поворачиваются налево и направо, поднимает левую (правую) руку. Напоминаем, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

 «Наводим порядок». Перед ребенком в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки и т.д. предлагается найти пару, правильно поставить туфли, надеть перчатку на правую руку и т.п. Также можно предложить определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх; потом спинкой вниз, определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).

«Как мы здороваемся». Родители предлагают ребенку с ним поздороваться правой (левой) рукой. «Обезьянки». Взрослый поворачивается спиной к ребенку и выполняет движения руками (вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс) и ногами (вперед, назад, в сторону, сгибание в колене). Ребенок повторяет движения.

В ходе данной серии, уточняются и дифференцируются пространственные понятия «впереди», «позади», «вверху», «внизу», стимулируется развитие пространственного восприятия, координации движений, пространственной организации движений. На основе представлений о сторонах собственного тела и тела других объектов проводятся игры по формированию ориентировки в пространственном расположении предметов. Здесь можно использовать следующие игры и упражнения: «Встань правильно» или «Найди свое место». Перед ребенком ставится задача на ориентировку в специально созданных пространственных ситуациях и определение своего места по заданному условию: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела мама, а сзади – бабушка» и т. д.

 «Живые вагончики». Ребенок выставляет игрушки в соответствии с инструкцией взрослого, затем называет их пространственные позиции: 1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь лисичку позади мишки»; 2) «Расскажи, кто впереди мишки, кто позади мишки» и др.

«Готовимся к занятию». Ребенку предлагаются следующие инструкции: «Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради – слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трех предметов: положить книгу перед собой, слева от нее поместить карандаш, справа – ручку».

«Собери сказку». Перед ребенком – набор игрушек или предметов. Ребенок выполняет инструкции и отвечает на вопросы по выполненным действиям: «Поставь лошадку близко к домику»; «Поставь елочку далеко от домика»; «Поставь машинку между домиком и елочкой», «Поставь человечка справа от домика», «Расскажи, что ты сделал».

«Прятки». Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти ее и сказать, куда была спрятана игрушка: «Под стол (в шкаф, за кровать, на полку)» и т.д. «Расскажите, что где находится». Взрослый предлагает ребенку встать в центр комнаты и рассказать, что находится впереди, позади, близко, далеко, высоко, низко, впереди слева, впереди справа, позади слева, позади справа. «Дополни рассказ». Взрослый расставляет на столе игрушки: посередине избушка, перед нею садик, в саду дерево, под ним скамейка. Ребенок дополняет предложения, сказанные взрослым, и расставляет предметы. Вопросы: – Дед вышел откуда? (из избушки). – И сел куда? (на скамейку). 5 – Под чем? (под деревом). – Птичка сидела где? (на дереве) и пела. Услышала ее кошка и прыгнула. – За кем? (за птичкой). – Куда? (на дерево). – Но птичка улетела и села куда? (на крышу избушки). – Кошка полезла за кем? (за птичкой). Но птичка улетела. – Бабушка вышла откуда? (из избушки). – Рассердилась на кого? (на кошку). – И прогнала ее куда? (на чердак).

 Ориентировка в пространственном расположении предметов тесно связана с ориентировкой в различных направлениях пространства.

Для развития ориентировки в направлениях пространства рекомендуются следующие игры и упражнения: «Найди пакет». Взрослый предлагает ребенку найти пакет, выполнив действия соответственно инструкции: «Иди вперед, до стола; повернись направо, пройди пять шагов; повернись налево, пройди еще три шага».

 «Отгадай предмет». Этот предмет находится впереди? (нет). Позади? (нет). Впереди справа? (да). Это полка с книгами? (да).

 Все выше перечисленные игры и упражнения были предложены на формирование умения ориентироваться в трехмерном пространстве. Значительное место в работе по формированию пространственных представлений отводилось развитию умения ориентироваться в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости (поверхность стола, лист картона или бумаги, тетрадь в клетку: верхняя ее часть, нижняя, правая, левая, середина). При выполнении заданий, связанных с ориентировкой на плоскости, у детей закрепляются представления о схеме тела, развивается умение ориентироваться в пространственном положении предметов, а также в различных направлениях пространства на плоскости. Развитию умения ориентироваться на плоскости листа в клетку способствуют различные графические диктанты, в которых совершенствуются также графические навыки и навыки счета. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве развивают не только пространственные представления у детей. Включая элементы рисования, аппликации, конструирования, они совершенствуют изобразительные навыки. К моменту поступления в школу необходимо сформировать у дошкольника представления о времени. У детей замедленная ограниченная восприимчивость. Поэтому необходимо формировать временные представления не только в  специально-организованных формах, но и на прогулках, в игре, самостоятельной познавательной деятельности. Игры и упражнения, направленные на развитие и уточнение временных представлений, способствуют не только развитию временных представлений у старших дошкольников, но и совершенствованию лексического и грамматического компонента речи. Словарь ребенка обогащается новыми понятиями, связанными со временем.

 При работе над развитием временных представлений необходимо рассматривать следующие понятия: сутки, неделя, вчера, сегодня и завтра, быстро – медленно, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье, понятия, определяющие последовательность событий («после», «перед», «сейчас», «потом» и т.д.)

В старшем дошкольном возрасте уточняются и закрепляются представления о частях суток. С этой целью можно использовать следующие игровые упражнения: «Расскажи о своем распорядке дня» - «Утром я встаю и делаю зарядку», «Днем я хожу на прогулку» и т.п.

 «Закончи предложение»: - Завтракаем мы утром, а обедаем - … - Солнце светит днем, а луна – … - Спим мы ночью, а зарядку делаем …

 Для уточнения временных понятий «сегодня», «завтра», «вчера» также используем словесные дидактические игры и игровые упражнения, например: «Продолжай!» - «В кино мы ходили…» (вчера). - «Гости у нас были…» (сегодня). - «Рисовать мы будем…» (завтра) и т. п.

Для уточнения понятий «быстро — медленно» используется упражнение «Закончи предложение»: (предлагаются пары слов) - «Черепаха ползет …, а заяц скачет…». - «Пешеход идет …, а машина едет …». - «Жук летит…, а гусеница ползет…» и т.д.

При знакомстве с днями недели объясняем детям, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторник и т. д. Остановимся на некоторых средствах развития временных представлений. Для того чтобы ребенок лучше усвоил название дней недели, их последовательность, на практике следует знакомить с происхождением названий дней. Например, понедельник – первый день недели, вторник –второй, 7 среда – третий (средний), четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота – шестой (конец недели), воскресенье – седьмой (выходной день). В связи с тем, что время сложно для восприятия дошкольников, следует использовать цветовую и цифровую модель недели.

 Для закрепления и уточнения знаний о днях недели проводятся следующие игры и упражнения: «Покажи соответствующую цифру». Взрослый называет определенный день недели, ребенок должен показать соответствующую ему цифру (понедельник – цифра 1, четверг – цифра 4 и т.д.) «Закончить предложения». Взрослый читает предложения и предлагает вставить пропущенные названия дней недели. - «Если сегодня понедельник, то завтра будет…». - «Если сегодня четверг, то завтра будет…». - «Если сегодня суббота, то завтра будет …». - «Если сегодня пятница, то вчера был…». - «Если сегодня вторник, то вчера был…». «Вставить в предложения пропущенные слова». Взрослый читает предложения и предлагает вставить пропущенные слова: - «Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала… дня». - «Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали … дня». - «Незнайка пошел в поход и шел четыре дня. Вышел он во вторник, а закончил свой поход в …». - «Чиполлино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в …». - «Наф-Наф строил дом. С понедельника по четверг он возводил стены. А за следующие два дня он сделал крышу. Сколько дней Наф-Наф возводил стены? В какой день недели Наф-Наф закончил делать крышу? Сколько всего дней строился дом?». «Догадайся, о каком времени года идет речь». Взрослый читает небольшой текст, ребенок по содержанию определяет время года. - «Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. С деревьев опадают листья.» (осень) - «Вокруг лежит снег. Люди одеты в теплую одежду. Дети катаются на лыжах и санках.» (зима) «Когда это бывает?» (загадки о временах года) «Составь картинку». Взрослый предлагает нарисовать картинку с изображением явлений природы, характерных для того или иного времени года.

 Для закрепления представлений о разных временных понятиях используются следующие дидактические игры и упражнения: «Наоборот». Ребенок дополняет начатую взрослым фразу, подбирает слова противоположного значения (утро — вечер, сначала — потом, быстро — медленно и т. п.), определяет, что дольше: день или неделя, неделя или месяц, месяц или год. «Короче – длиннее»: неделя или месяц, 5 часов или сутки, 7 суток или неделя, 20 месяцев или один год? Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали ребенку существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость. Быстрому запоминанию временных представлений содействует чтение книг С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», В. Каверина «Песочные часы», Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», В. Даля «Старик-годовик».

 В процессе ознакомления с временными представлениями старших дошкольников можно использовать музыкальные произведения, например, альбом П.И. Чайковского «Времена года». Используя подобранный материал, постепенно ребенок в игровой форме легко и непринужденно учится справляться с окружающим пространством, учится ориентироваться также и во времени. Это – не просто практический навык, но и весьма эффективный способ развития мышления ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста как одной из формы развития мыслительной деятельности

В данной работе даны советы и рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста с временными представлениями. "Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается  и со...

Консультация для родителей. "Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста"

Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоен...

28.01.20.Консультация для родителей на тему: «Формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.»

Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, ...

Консультация для родителей на тему "Лэпбук как современное средство обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Конспект для воспитателей  консультации  для родителей на тему " Лэпбук как современное средство обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Взаимодействие ДОО и семьи по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое  и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке,...

Рекомендации для родителей «Как развивать ориентировку в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Несколько вариантов игр для развития пространственной ориентировки. Для родителей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....