Консультация для родителей "Влияние развития мелкой моторики на речь ребенка"
консультация (младшая группа)

Кирамова Гульнара Азатовна

Функция руки и речи развивается параллельного. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

                    Консультация для родителей на тему:

«Влияние развития мелкой моторики на речь ребёнка»

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, питают источник творческой мысли».

В.А.Сухомлинский

Речь является важнейшей функцией человека. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря речи развиваются высшие формы деятельности. Правильная и богатая речь ребёнка, даёт ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

Функция руки и речи развивается параллельного. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма.

Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики поможет в более короткие сроки исправить речевое нарушение, ускорит созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и будет способствовать ускорению исправления дефектов речи.

У ребёнка с высоким уровнем развития мелкой моторики, хорошо развиты память, внимание, логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. У дошкольника с низким уровнем развития мелкой моторики быстро утомляется, ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую-либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Пропадает мотивация к получению знаний. Всё это может привести к отставанию в учёбе, к нежеланию посещать школу.

Конечно, начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Ещё грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».

Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

В начале обучения проводятся игры, в которых дети выполняют упражнения с лёгкими движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочерёдно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнения сопровождаются чтением стихов. Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочерёдно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.

Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.

Также нужно не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. а также не надо забывать о рисовании каракулей, игры с пальчиками, массаж кончиков пальцев; о лепке из пластилина, глины, теста; выкладывание узоров из палочек, собирание пазлов, игры – шнуровки и собственно вышивка. Такая работа поможет будущему ученику научиться красиво писать, выполнять задания на уроках труда не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте графическая работа в тетрадях, для развития ориентировки на листе и координации движений руки, должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока – белобока», «Пальчик-мальчик». В ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполнять их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам своим, пусть даже не очень удачные достижения, например, папе или бабушке.

Поэтому родители, важно со всей ответственностью подойти к процессу обучения своего ребёнка. И помните, что правильная и богатая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей: "Посмотрите на развитие мелкой моторики и речи ребенка через "призму коры головного мозга".

quot;Почему говорят, что развитие мелкой моторики влияет на развитие речи ребенка?" Наверное у многих родителей возникал такой вопрос. Или же, педагог, подготавливая информацию для родителе...

Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на речь ребенка"

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение....

Консультация для родителей «Пока мама готовит. Игры на кухне на развитие мелкой моторики и речи ребенка»

Консультация для родителей«Пока мама готовит. Игры на кухне на развитие мелкой моторики и речи ребенка»...

Консультация для родителей: "Взаимосвязь мелкой моторики и речи ребенка"

В последнее время  отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.  Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной.  Речевые...

Консультация для родителей «Как организовать занятия для развития мелкой моторики и речи ребенка».

Консультация для родителей«Как организовать занятия для развития мелкой моторики и речи ребенка»....

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь мелкой моторики и речи ребенка".

В последние годы в нашей стране количество детей с отклонениями в развитии речи растет.  Речевые отклонения возникают в раннем возрасте и их необходимо своевременно выявлять и исправлять.Все знаю...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи ребенка"

Пальчиковые игры — это замечательный способ развития мелкой моторики, координации и внимания у малышей. Они также способствуют развитию речи и памяти, а также укрепляют эмоциональную связь между...