«Экологическая тропа в природу на территории детского сада»
презентация
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту – это отсутствие у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 23.62 КБ |
proekt.pptx | 136.9 КБ |
stend_ekologicheskoy_tropy.pptx | 961.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8«Колокольчик»
Познавательно - исследовательский проект для педагогов, детей и родителей по экологии.
Тема: «Экологическая тропа в природу на территории детского сада»
г. Камень - на - Оби 2021
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Актуальность проекта:
Проблема: В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту – это отсутствие у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Мотивация: Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность , как в группе, так и в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Дети учатся элементам экологической культуры, грамотному поведению в природе, гуманному отношению к живым объектам флоры и фауны.
Цель проекта:
Формирование и создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны; понимание ценности жизни и здоровья, и их зависимости от окружающей среды.
Задачи проекта:
- формировать систему экологических знаний и представлений;
- продолжать учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы, эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе; чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку;
- привлечение семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
- Дети научатся различать живую (растения, грибы, животные, человек) природу и неживую (воздух, почва, вода) природу.
- Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
- У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Этапы реализации проекта:
1. этап – подготовительный (диагностический)
1. Изучение теоретических и методических основ подготовки ребенка к формированию взаимодействия с окружающим миром.
2. Проведение тестирования и диагностики на начало реализации проекта и его окончание.
3. Практическая реализация проекта: открытые занятия для педагогов, родителей, отработка полученных знаний, умений и навыков по данной проблеме.
4. Создание творческой группы из числа педагогов, родителей, музыкального руководителя по разработке вариантов создания экологической тропы.
5. Подобрать методическую, научно-популярную литературу, игрушки, иллюстрационный материал, материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
6. Создание и оформление экологической тропы.
Создание и оформление экологической тропы
- Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
- Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
- Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую «Станцию».
- Составление рекомендаций по работе с детьми на «Станциях».
- Подготовка материала для исследовательских работ силами детей и родителей (камушки, ракушки, песок речной и обыкновенный, засушенные листья и цветы).
Рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Видовые станции экологической тропы
1. «Полянка Доброго Гнома» (фигурка гнома, рассматривание схемы тропы, для определения схемы маршрута).
2. «Лесная полянка» (объекты - деревья смешанного леса: дуб, берёза, рябина, ель).
3. «Птичий городок» (скворечник, кормушка, поилка, фигуры птиц).
4. «Зелёная аптека» (лекарственные растения, лечебные травы: календула, зверобой, подорожник, крапива, ромашка, одуванчики).
5. «Огород» (мини грядки с овощами).
6. Продуктивная деятельность.
7. «Тропа здоровья» (спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок)
2 этап - Основной (практический)
1. Беседы о природе, ее значении и пользе для человека.
2. Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе – знакомство с деревьями и кустарниками, насекомыми, птицами, в зимнее время подкормка птиц.
3. Проведение подвижных игр, физкультминуток, экологических досугов, развлечений, праздников: - предоставление возможности для психологической разгрузки.
4. Проведение мероприятий, объединяющих детей, педагогов и родителей общими интересами для получения новых знаний о праздниках, таких как «День Нептуна», «Сабантуй», «День цветов», «День Земли», «День птиц».
5. Проведение опытов, экспериментов.
6. Продуктивная деятельность:
- конкурс рисунков «Сбережем лес от пожара»;
- изготовление совместно с родителями кормушек для птиц, скворечников;
- изготовление поделок из природного материала в группе и дома;
- составление гербария из сухих листьев и цветов;
- познавательное чтение – энциклопедии «От А до Я» «Все обо всем» и др.;
- чтение художественной литературы, стихов, загадок о природе, деревьях, птицах и т.д. М Пришвин «Разговор деревьев», «Гости»; М. Исаковский «Родина наша»; Г. Снегирев «Звери наших лесов»; М. Горький «Воробьишко»; В. М. Гаршин «Лягушка путешественница»; Я. Аким «Где ты холишь, осень?»;
- разучивание песен;
- НОД «Почва», «Круговорот воды в природе»;
- рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова;
- показ слайд шоу: «Деревья и кустарники», «Насекомые», «Грибы», «Птицы», «Животные», «Круговорот воды в природе», «Где работает вода»;
- лаборатория (опыты и эксперименты);
- экологические дидактические игры: «Птицы», «Цветы», «С какого дерева листок» и др.;
- фотовыставки
- изготовление книжек – малышек «Экологические сказки»;
- субботник по облагораживанию территории ДОУ.
3.этап –заключительный:
- Выставка: «Поделки из природного материала» - сотворчество детей и родителей.
- Оформление альбома рисунков «Сбережем лес от пожара».
- Консультация для родителей «Правила поведения в природе».
- Разработка картотеки опытов и экспериментов в процессе изучения природы.
- Создание презентации «Экологическая тропа детского сада».
К концу реализации проекта:
- У детей сформированы гуманно – ценностные отношения к природе, познание природы, её законов, внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире, мире насекомых и птиц.
- Повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
- Улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей.
- Повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
Список литературы:
1. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления детей с растениями» - М., Просвещение, 1981 г.
2. Иванова А.И. «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду» - М., ТЦ Сфера 2004 г.
3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду Книга для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 2001.
4.Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами» - М., Карапуз-дидактика, 2005 г.
5. Рыжова Н., Логинова Л. «Мини-музей в д/с» - М., Линка-Пресс, М., 2008 г.
6. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в д/с» - М., Карапуз, 2001 г.
7. Рянжин С.В. «Экологический букварь» - С-Пб., Печатный двор, 1994 г.
8. Смирнова В.В., Болуева Н.И. «Тропинка в природу» экологическое образование в д/с, - С-Пб., Союз, 2003 г.
9. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки», экология для малышей, - М., Прометей, 2003 г.
10. «Стихи о временах года и игры» дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет – М., Творческий центр, 2004 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта: Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность , как в группе, так и в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Дети учатся элементам экологической культуры, грамотному поведению в природе, гуманному отношению к живым объектам флоры и фауны.
Цель проекта: Формирование и создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны; понимание ценности жизни и здоровья, и их зависимости от окружающей среды.
Задачи проекта: - формировать систему экологических знаний и представлений; - продолжать учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы; - научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности; - развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы, эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее); - воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе; чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку; - привлечение семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Ожидаемые результаты: - У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. - Дети научатся различать живую (растения, грибы, животные, человек) природу и неживую (воздух, почва, вода) природу. - Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы. - У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. - К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Этапы реализации проекта: 1 этап – подготовительный (диагностический) 1. Изучение теоретических и методических основ. 2. Проведение тестирования и диагностики 3. Практическая реализация проекта. 4. Создание творческой группы из числа педагогов, родителей, музыкального руководителя. 5. Подобрать методическую, научно-популярную литературу. 6. Создание и оформление экологической тропы.
Создание и оформление экологической тропы - Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов. - Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов. - Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа. - Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую «Станцию». - Составление рекомендаций по работе с детьми на «Станциях». - Подготовка материала для исследовательских работ силами детей и родителей (камушки, ракушки, песок речной и обыкновенный, засушенные листья и цветы).
Рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада: – Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе. – Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка. – Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром. – Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы. – Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе. – Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах. – Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Видовые станции экологической тропы 1. «Полянка Доброго Гнома» 2. «Лесная полянка» 3. «Птичий городок» 4. «Зелёная аптека» 5. «Огород» 6. Продуктивная деятельность 7. «Тропа здоровья»
2 этап - Основной (практический) 1. Беседы о природе, ее значении и пользе для человека. 2. Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе – знакомство с деревьями и кустарниками, насекомыми, птицами, в зимнее время подкормка птиц. 3. Проведение подвижных игр, физкультминуток, экологических досугов, развлечений, праздников: - предоставление возможности для психологической разгрузки. 4. Проведение мероприятий, объединяющих детей, педагогов и родителей общими интересами для получения новых знаний о праздниках, таких как «День Нептуна», «Сабантуй», «День цветов», «День Земли», «День птиц». 5. Проведение опытов, экспериментов. 6. Продуктивная деятельность.
3 этап –заключительный - Выставка: «Поделки из природного материала» - сотворчество детей и родителей. - Оформление альбома рисунков «Сбережем лес от пожара». - Консультация для родителей «Правила поведения в природе». - Разработка картотеки опытов и экспериментов в процессе изучения природы. - Создание презентации «Экологическая тропа детского сада».
К концу реализации проекта: - У детей сформированы гуманно – ценностные отношения к природе, познание природы, её законов. - Повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. - Улучшилось состояние психического здоровья детей. - Повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов.
Список литературы: 1. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления детей с растениями» - М., Просвещение, 1981 г. 2. Иванова А.И. «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду» - М., ТЦ Сфера 2004 г. 3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду Книга для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 2001. 4.Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами» - М., Карапуз-дидактика, 2005 г. 5. Рыжова Н., Логинова Л. «Мини-музей в д/с» - М., Линка -Пресс, М., 2008 г. 6. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в д/с» - М., Карапуз, 2001 г. 7. Рянжин С.В. «Экологический букварь» - С-Пб., Печатный двор, 1994 г.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация Экологической тропы на территории детского сада
Представлен материал по созданию на территории дошкольной образовательной организации пространства для экологического воспитания и образования дошкольников - а именно, Экологической тропы....
Метеостанция как объект экологической тропы на территории детского сада.
Описание метеостанции,её роль в экологическом воспитании.Мастар класс по изготовлению улечного термометра....
Экологическое воспитание старших дошкольников используя территорию детского сада
laquo;Образовательное пространство- это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместно-ориентированной образовательной деятельности субъектов, по...
Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.
В презентации раскрывается понятие " Экологическое пространство",виды пространств и т.д...
«Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада».
Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада....
Знакомство детей старшего, подготовительного возраста с многообразием с миром природы на территории детского сада
Статья показывает варианты работы с детьми по знакомству с объектами природы, представлены варианты игр и педагогические подходы к детям....
Квест. «Экологическая тропа. Лето»(по участкам групп детского сада).
Экологический квэст по территории детского сада в летний период....