«Экологическая тропа в природу на территории детского сада»
презентация
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту – это отсутствие у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.62 КБ |
![]() | 136.9 КБ |
![]() | 961.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8«Колокольчик»
Познавательно - исследовательский проект для педагогов, детей и родителей по экологии.
Тема: «Экологическая тропа в природу на территории детского сада»
г. Камень - на - Оби 2021
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Актуальность проекта:
Проблема: В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту – это отсутствие у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Мотивация: Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность , как в группе, так и в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Дети учатся элементам экологической культуры, грамотному поведению в природе, гуманному отношению к живым объектам флоры и фауны.
Цель проекта:
Формирование и создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны; понимание ценности жизни и здоровья, и их зависимости от окружающей среды.
Задачи проекта:
- формировать систему экологических знаний и представлений;
- продолжать учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы, эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе; чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку;
- привлечение семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
- Дети научатся различать живую (растения, грибы, животные, человек) природу и неживую (воздух, почва, вода) природу.
- Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
- У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Этапы реализации проекта:
1. этап – подготовительный (диагностический)
1. Изучение теоретических и методических основ подготовки ребенка к формированию взаимодействия с окружающим миром.
2. Проведение тестирования и диагностики на начало реализации проекта и его окончание.
3. Практическая реализация проекта: открытые занятия для педагогов, родителей, отработка полученных знаний, умений и навыков по данной проблеме.
4. Создание творческой группы из числа педагогов, родителей, музыкального руководителя по разработке вариантов создания экологической тропы.
5. Подобрать методическую, научно-популярную литературу, игрушки, иллюстрационный материал, материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
6. Создание и оформление экологической тропы.
Создание и оформление экологической тропы
- Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
- Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
- Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую «Станцию».
- Составление рекомендаций по работе с детьми на «Станциях».
- Подготовка материала для исследовательских работ силами детей и родителей (камушки, ракушки, песок речной и обыкновенный, засушенные листья и цветы).
Рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Видовые станции экологической тропы
1. «Полянка Доброго Гнома» (фигурка гнома, рассматривание схемы тропы, для определения схемы маршрута).
2. «Лесная полянка» (объекты - деревья смешанного леса: дуб, берёза, рябина, ель).
3. «Птичий городок» (скворечник, кормушка, поилка, фигуры птиц).
4. «Зелёная аптека» (лекарственные растения, лечебные травы: календула, зверобой, подорожник, крапива, ромашка, одуванчики).
5. «Огород» (мини грядки с овощами).
6. Продуктивная деятельность.
7. «Тропа здоровья» (спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок)
2 этап - Основной (практический)
1. Беседы о природе, ее значении и пользе для человека.
2. Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе – знакомство с деревьями и кустарниками, насекомыми, птицами, в зимнее время подкормка птиц.
3. Проведение подвижных игр, физкультминуток, экологических досугов, развлечений, праздников: - предоставление возможности для психологической разгрузки.
4. Проведение мероприятий, объединяющих детей, педагогов и родителей общими интересами для получения новых знаний о праздниках, таких как «День Нептуна», «Сабантуй», «День цветов», «День Земли», «День птиц».
5. Проведение опытов, экспериментов.
6. Продуктивная деятельность:
- конкурс рисунков «Сбережем лес от пожара»;
- изготовление совместно с родителями кормушек для птиц, скворечников;
- изготовление поделок из природного материала в группе и дома;
- составление гербария из сухих листьев и цветов;
- познавательное чтение – энциклопедии «От А до Я» «Все обо всем» и др.;
- чтение художественной литературы, стихов, загадок о природе, деревьях, птицах и т.д. М Пришвин «Разговор деревьев», «Гости»; М. Исаковский «Родина наша»; Г. Снегирев «Звери наших лесов»; М. Горький «Воробьишко»; В. М. Гаршин «Лягушка путешественница»; Я. Аким «Где ты холишь, осень?»;
- разучивание песен;
- НОД «Почва», «Круговорот воды в природе»;
- рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова;
- показ слайд шоу: «Деревья и кустарники», «Насекомые», «Грибы», «Птицы», «Животные», «Круговорот воды в природе», «Где работает вода»;
- лаборатория (опыты и эксперименты);
- экологические дидактические игры: «Птицы», «Цветы», «С какого дерева листок» и др.;
- фотовыставки
- изготовление книжек – малышек «Экологические сказки»;
- субботник по облагораживанию территории ДОУ.
3.этап –заключительный:
- Выставка: «Поделки из природного материала» - сотворчество детей и родителей.
- Оформление альбома рисунков «Сбережем лес от пожара».
- Консультация для родителей «Правила поведения в природе».
- Разработка картотеки опытов и экспериментов в процессе изучения природы.
- Создание презентации «Экологическая тропа детского сада».
К концу реализации проекта:
- У детей сформированы гуманно – ценностные отношения к природе, познание природы, её законов, внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире, мире насекомых и птиц.
- Повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
- Улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей.
- Повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
Список литературы:
1. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления детей с растениями» - М., Просвещение, 1981 г.
2. Иванова А.И. «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду» - М., ТЦ Сфера 2004 г.
3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду Книга для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 2001.
4.Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами» - М., Карапуз-дидактика, 2005 г.
5. Рыжова Н., Логинова Л. «Мини-музей в д/с» - М., Линка-Пресс, М., 2008 г.
6. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в д/с» - М., Карапуз, 2001 г.
7. Рянжин С.В. «Экологический букварь» - С-Пб., Печатный двор, 1994 г.
8. Смирнова В.В., Болуева Н.И. «Тропинка в природу» экологическое образование в д/с, - С-Пб., Союз, 2003 г.
9. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки», экология для малышей, - М., Прометей, 2003 г.
10. «Стихи о временах года и игры» дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет – М., Творческий центр, 2004 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта: Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность , как в группе, так и в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Дети учатся элементам экологической культуры, грамотному поведению в природе, гуманному отношению к живым объектам флоры и фауны.
Цель проекта: Формирование и создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны; понимание ценности жизни и здоровья, и их зависимости от окружающей среды.
Задачи проекта: - формировать систему экологических знаний и представлений; - продолжать учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы; - научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности; - развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы, эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее); - воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе; чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку; - привлечение семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Ожидаемые результаты: - У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. - Дети научатся различать живую (растения, грибы, животные, человек) природу и неживую (воздух, почва, вода) природу. - Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы. - У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. - К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Этапы реализации проекта: 1 этап – подготовительный (диагностический) 1. Изучение теоретических и методических основ. 2. Проведение тестирования и диагностики 3. Практическая реализация проекта. 4. Создание творческой группы из числа педагогов, родителей, музыкального руководителя. 5. Подобрать методическую, научно-популярную литературу. 6. Создание и оформление экологической тропы.
Создание и оформление экологической тропы - Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов. - Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов. - Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа. - Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую «Станцию». - Составление рекомендаций по работе с детьми на «Станциях». - Подготовка материала для исследовательских работ силами детей и родителей (камушки, ракушки, песок речной и обыкновенный, засушенные листья и цветы).
Рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада: – Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе. – Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка. – Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром. – Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы. – Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе. – Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах. – Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Видовые станции экологической тропы 1. «Полянка Доброго Гнома» 2. «Лесная полянка» 3. «Птичий городок» 4. «Зелёная аптека» 5. «Огород» 6. Продуктивная деятельность 7. «Тропа здоровья»
2 этап - Основной (практический) 1. Беседы о природе, ее значении и пользе для человека. 2. Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе – знакомство с деревьями и кустарниками, насекомыми, птицами, в зимнее время подкормка птиц. 3. Проведение подвижных игр, физкультминуток, экологических досугов, развлечений, праздников: - предоставление возможности для психологической разгрузки. 4. Проведение мероприятий, объединяющих детей, педагогов и родителей общими интересами для получения новых знаний о праздниках, таких как «День Нептуна», «Сабантуй», «День цветов», «День Земли», «День птиц». 5. Проведение опытов, экспериментов. 6. Продуктивная деятельность.
3 этап –заключительный - Выставка: «Поделки из природного материала» - сотворчество детей и родителей. - Оформление альбома рисунков «Сбережем лес от пожара». - Консультация для родителей «Правила поведения в природе». - Разработка картотеки опытов и экспериментов в процессе изучения природы. - Создание презентации «Экологическая тропа детского сада».
К концу реализации проекта: - У детей сформированы гуманно – ценностные отношения к природе, познание природы, её законов. - Повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. - Улучшилось состояние психического здоровья детей. - Повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов.
Список литературы: 1. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления детей с растениями» - М., Просвещение, 1981 г. 2. Иванова А.И. «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду» - М., ТЦ Сфера 2004 г. 3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду Книга для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 2001. 4.Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами» - М., Карапуз-дидактика, 2005 г. 5. Рыжова Н., Логинова Л. «Мини-музей в д/с» - М., Линка -Пресс, М., 2008 г. 6. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в д/с» - М., Карапуз, 2001 г. 7. Рянжин С.В. «Экологический букварь» - С-Пб., Печатный двор, 1994 г.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация Экологической тропы на территории детского сада
Представлен материал по созданию на территории дошкольной образовательной организации пространства для экологического воспитания и образования дошкольников - а именно, Экологической тропы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-830507-1476523388.jpg)
Метеостанция как объект экологической тропы на территории детского сада.
Описание метеостанции,её роль в экологическом воспитании.Мастар класс по изготовлению улечного термометра....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/22/picture-1155900-1566422914.jpg)
Экологическое воспитание старших дошкольников используя территорию детского сада
laquo;Образовательное пространство- это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместно-ориентированной образовательной деятельности субъектов, по...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/31/picture-1185354-1612114050.jpg)
Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.
В презентации раскрывается понятие " Экологическое пространство",виды пространств и т.д...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-813063-1474831023.jpg)
«Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада».
Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-1230113-1584970477.jpg)
Знакомство детей старшего, подготовительного возраста с многообразием с миром природы на территории детского сада
Статья показывает варианты работы с детьми по знакомству с объектами природы, представлены варианты игр и педагогические подходы к детям....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/31/picture-1454258-1675132081.png)
Квест. «Экологическая тропа. Лето»(по участкам групп детского сада).
Экологический квэст по территории детского сада в летний период....