Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
1 слайд Меня зовут Макотина Марина Анатольевна, я воспитатель в детском саду «Журавушка». Одно из направлений моей работы –воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста
2 слайд Населенные пункты нашего Благовещенского района образовывались в разные исторические периоды, Основная масса переселенцев приехала в наш район во время Столыпинской реформы, вторая волна переселенцев пришлась на годы освоения целины Поселки Яготино и Орлеан образовали переселенцы с Украины; населенные пункты Тельмано, Глядень заселили немцы, а Байгамут – казахи. Компактность места проживания разных этнических групп позволило продолжительное время сохранять им свою этническую специфику. Но в последние годы миграционные потоки людей изменили этнический состав населения.
3 слайд Наш детский сад «Журавушка» расположен в районном центре Благовещенка, поэтому в нашем детском саду есть дети разных национальностей, в том числе казахи, татары, украинцы, грузины. Поэтому возникла такая необходимость в воспитании этнотолерантности у дошкольников в условиях детского сада. Этнокультурологический подход в социализации детей старшего дошкольного возраста стал одним из направлений моей работы, так как использование национальных культурных ценностей в воспитании является наиболее эффективным условием духовно-нравственного благополучия любой нации.
4 слайд Моя работа по воспитанию дошкольников направлена на создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала детей разных национальностей через ознакомление с традициями и обрядами русского народа и народов других культур, для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также и формирования на их основе опыта морального поведения.
Прежде всего я решаю задачи приобщения детей к обрядам и традициям русского народа и воспитание интереса у детей к традициям и культуре людей других национальностей. Целевыми группами в реализации этих задач являются семьи, имеющие ребенка старшего дошкольного возраста, поддерживающие свои национальные культурные традиции.
5 слайд. Из поколения в поколение, народами, населяющими Россию, передавался потомкам опыт ведения хозяйства, трудовые навыки, основы ремесла. Потому что больше всего на Руси ценилось трудолюбие. Поэтому свою работу я начала со знакомства детей с бытом, местом проживания, особенностями жилища, историей женской и мужской одежды, основными занятиями людей в ранний период. Для этого использовала такие формы, как проектная деятельность (проект «С легким паром!», раскрывающий историю русской бани), посещение музея, создание семейных фотоальбомов, мини-выставки («Банные веники»), тематические выставки совместных с родителями поделок, например: выставка макетов «Жилища наших предков», «Куклы наших бабушек». В районном музее дети знакомятся с бытовыми предметами наших предков, участвуют в тематических встречах. Например: «Чай не пил? Какая сила?». Где им рассказали о культуре чаепития у людей разных национальностей.
6 слайд Не менее важно и приобщить дошкольников к сокровищам родного языка посредствам фольклора и открыть для них этноэтику и общечеловеческие ценности (знание национального народного фольклора о нравственности, культуре общения и месте человека в социуме), культуру чувств, проявляющихся в позитивном отношении к окружающим; познакомить с праздниками, семейными традициями, обычаями и особенностями поведения людей в разных ситуациях.
7 слайд Огромный воспитательный потенциал имеет народное творчество. Добро и зло, правда и ложь, счастье и горе, смелость и трусость, трудолюбие и лень – эти абсолютные моральные ценности мои дети познают через фольклор разных народов. Как пример можно привести импровизации сюжетов «К нам гости пришли!», цель которых воспитание нравственных суждений о культурных ценностях и традициях разных народов, а также анализ и сопоставление образов в цикле познавательной деятельности «Добрый и злой в сказках разных народов». Но главное для ребенка-дошкольника – это игра. Она является частью интернационального, художественного и физического воспитания детей. Одни из них развивают у детей ловкость и силу, другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются народные игры. В таких играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Наши дети знают и любят игры разных народов. Это показало развлечение «Ярмарка», которое прошло в детском саду. Дети покупали на ярмарке атрибуты к национальным играм, угадывали, какому народу они принадлежат и играли в эти игры. Были сыграны: украинская игра «Печки», татарская игра «Горшок», немецкая игра «Жмурки», казахская «Платочек с узелком», белорусская «Михасик» и другие игры.
8 слайд В своей работе огромное внимание уделяю реализации регионального компонента. Это происходит через знакомство с национально-культурными особенностями нашего Благовещенского района. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, экскурсии, беседы, проекты.
9 слайд . Например проект «Моя родная сторона» включает следующие содержательные линии: -природная среда Благовещенского района; - народонаселение (многонациональность как специфика района);
- русский дом в Благовещенке;
- народные промыслы Благовещенской земли.
Проект: «Каков мастер – такова и работа» подразумевал обязательное сотрудничество детей и взрослых. Так как в его основе была поисковая деятельность мастеров нашего района, занимающихся народными ремеслами и рукоделием. В результате работы над проектом, дети познакомились с творчеством удмуртки Любовь Алексеевны Мелешиной, которая владела искусством лозоплетения, украинкой Серик Ольгой Семеновной и с ее черно-красной украинской вышивкой. Как из соломы можно плести шкатулки, букеты, вазы, портретные рамы показал детям украинец Миненко Владимир Николаевич, а во время экскурсии по родному поселку дети любовались деревянными узорами, которыми украсил дома, ворота, бани украинец Николай Петрович Хвостов. Он резчик по дереву. А казашка показала красивые национальные ковры, выполненные в технике.
Народные ремесла свидетельствуют о высокой духовной культуре народа, об исконном стремлении к красоте, рассказывают о сохраненных традициях местного населения. Все, что было изготовлено с любовью народными умельцами: игрушки, посуда, вышитые полотенца и другие предметы быта, содержит в себе могучий моральный потенциал. Это способствует формированию морали, эстетических вкусов, трудовых навыков.
10 слайд
Большое значение в работе отводится семье. Семья – носитель многовекового опыта, традиций, обычаев. Стараемся помочь ребенку познать свою семью, родителей, сформировать у них знания и ощущение рода. Именно через ощущение рода и, благодаря ему, каждый человек приходит к светлому образу Родины. Вместе с родителями создаем семейные альбомы, с детьми играем в игры на закрепление представлений о близких людях. Используются и традиционные формы работы с родителями, направленные на организацию общения родителей этнически неоднородного детского коллектива, на формирование доброжелательных отношений между родителями: родительские собрания, встречи, походы на природу, в музеи, в кафе.
11 слайд Праздники для детей являются своеобразным итогом проведенной работы по усвоению знаний о традициях и обрядах национальной культуры, фольклоре народов. Свои праздники мы показываем дедушкам и бабушкам дома Ветеранов, детям и родителям других групп. И, конечно, принимаем гостей. Из поселка Байгамут к нам в детский сад приезжали с концертом дети из национальной казахской школы. Они пели казахские песни, танцевали, играли на национальных инструментах и подарили нам книги на русском и казахском языках. Такие встречи очень полезны для детей, они формируют интерес детей к жизни, быту и культуре народов нашего района, что является основой укрепления единства нации.
Воспитание терпимости к другим, отличающимся от собственных, вкусам, привычкам, взглядам помогает дошкольнику не только найти общий язык со сверстниками, педагогами, родителями, но и представителями разных культур. Воспитание этнотолерантного сознания позволяет с дошкольного детства уважительно относиться к другим нациям, культуре и себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Проект Тема: Зн...
«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Статья по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля»
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста....
"Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР" проект
Проект по воспитанию у детей толерантности....
НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля».
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В совр...
Консультация для родителей«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях многонационального окружения»
Консультация для родителей«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях многонационального окружения»...
Картотека игр во воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Толерантность нужно воспитывать.Когда мы говорим о толерантности применительно к семье, то выделяем два аспекта:- воспитание толерантности у ребенка по отношению к окружающим;- проявление в семье толе...