Проект "Символика России"
проект (старшая группа)

Гаврилова Юлия Александровна

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.  В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются  в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvolika_rf.docx569.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 27

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»

Проект по теме: «Символика России»

для детей старшей группы

Подготовили: воспитатели

Гаврилова Ю.А.

Ариненкова А.В.

Озерск

2021 г.

Тема проекта: «Символика России»

Актуальность: 

 «Патриотизм — это нравственная категория,

 которая ставит личность на более высокий

уровень существования…»

В.А. Сухомлинский

 Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.  В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются  в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. 

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви в Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.   

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с государственной и негосударственной символикой России.

Задачи: 

  • Познакомить детей с неофициальными символами Российской Федерации
  • (самовар, береза, балалайка, матрешка, гармонь, лапти, валенки, );
  • Закрепить знания о государственной символике : герб, гимн, флаг;
  • Развивать творческие способности детей, воображение;
  • Воспитывать любовь и уважение к Родине, её культуре, интерес к русскому народному творчеству

Вид проекта:  познавательный, краткосрочный, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (с 18 по 20 августа)

Участники проекта: педагоги, дети старшей группы;

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие; художественно- эстетическое развитие.

          Ожидаемый результат:

  • Сформирован устойчивый интерес к символике страны.
  • Узнают и отличают символы России среди символов других стран.
  • Имеют представления о цветовом значении символики и геральдики.
  • Заложены основы уважения к символике и геральдике страны.

Продукт проекта: художественно-эстетическому развитие (нетрадиционная техника аппликации) «Флаг России», художественно-эстетическому развитие (нетрадиционная техника аппликации, пластилинография) «Русская березка»; заметка на сайт о проведении проекта.

Используемая литература:

  • Петрова В.И., Стульник Т.Д., М.: Мозаика-Синтез, 2006 «Нравственное воспитание в детском саду»
  • Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. М.: ВАКО,2006 «Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию»
  • Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005. – 246 с.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
  • https://rodina-konkurs.ru/publication/proekty-po-patrioticeskomu-vospitaniu-doskolnikov 
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/11/28/proekt-v-podgotovitelnoy-gruppe-gosudarstvennye-simvoly-rossii

Этапы проекта «Символика России» для детей старшей группы № 9

Этапы

проекта

Деятельность

 воспитателя группы и специалистов МБДОУ по проекту

1 этап

организационный

Выбор темы

Постановка цели, задач.

2 этап

подготовительный

1.Разработка и накопление методических материалов.

2.Создание необходимых условий для реализации проекта.

3.Создание развивающей среды.

4.Подбор необходимой художественной  литературы по теме проекта  (методической литературы, игр, рассказов, стихотворений, картин, иллюстраций).

5.Разработка мероприятий.

3 этап

практический

Практическая реализация проекта по перспективному планированию

4 этап

заключительный

Обработка результатов по реализации проекта 

Презентация проекта;

Подготовка выставки детских работ;

Публикация заметки на сайте детского сада

Перспективный план по проекту: «Символика России» для детей старшей группы № 9

Образовательная область

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

РППС

Взаимодействие с родителями

Познавательное развитие

Просмотр презентации мультимедиа «Символика России

Дидактические игры: «Белый, синий, красный», «Символика России», «Будь внимателен», «Найди такой же»,

Презентация

Дидактические игры

Консультация для родителей "Что можно рассказать детям о российской символике? Флаг и герб России."

Памятка для родителей:

«Это интересно знать»

(информация о гербе и флаге России)

Создание  выставки семейного творчества «Моя Родина – Россия»

Художественно-эстетическое развитие

НОД «Флаг России»

НОД «Русская березка»

Цветная бумага, карандаши, клей, салфетки, пластилин, листья березы

Речевое развитие

Беседы «Наш дом – Россия»; «Россия – Родина моя!», «Государственная символика», «У каждой страны свой флаг»; «Где флаги увидеть можно», «Самовар, матрешка, березка – символы моей Родины»

Изображение символики России, гимн России

Приложение 1

Конспект НОД  «Флаг России».

Тема: «Флаг России» (нетрадиционная техника аппликации)

Возраст обучающихся: старшая группа (5-6 лет)

Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие;

Вид НОД: закрепление ранее приобретенных знаний; знакомство с новой техникой.

Форма организации обучения: фронтальная;

Цель: изготовление изображение российского флага из бумажных салфеток..

Задачи:

  • обобщить знания детей о Государственном флаге;
  • учить скатывать между ладоней шарики из салфеток
  • развивать мелкую моторику, словесно-логическое мышление, экспрессивную речь;
  • воспитывать эстетические качества в работе с бумагой.
  • воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие;

Интеграция детских видов деятельности: изобразительная, коммуникативная;

Предварительная работа:

  • Беседа о триколоре, чтение стихов, рассказов.
  • Рисование флага;

Планируемый результат: у детей формируется умение создавать объемную аппликацию путем скатывания салфеток, развивается мелкая моторика, воспитываются эстетические качества в работе с цветной бумагой.

Материалы и оборудование:

  • Белая бумага, салфетки, клей, гуашь (синяя, красная), кисти для клея и для рисования.
  • Иллюстрация флага;

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает,  как называется наша страна, в которой мы живем? 

Д: Россия

Воспитатель: Правильно, молодцы! Россия, это наша Родина. Наша страна очень большая и красивая. Ее окружают леса и многочисленные реки. У нашей страны есть свой флаг, герб, и гимн. Сегодня мы поподробнее изучим флаг нашей страны.

Давайте посмотрим на изображение флага 

(выставляется иллюстрация государственного флага РФ)

Воспитатель: Ребятки, внимательно посмотрите на картинку и скажите, из скольких цветов состоит наш флаг

Д: из трех цветов

Воспитатель: Да, наш флаг состоит из трех цветов, которые расположены горизонтально и у каждого цвета свое предназначение.

Белая полоска напоминает нам о белоствольных берёзах, о русской зиме с бескрайними снежными просторами, о лёгких летних облачках, о белых ромашках на лугу.

Синяя полоска похожа на синее небо, синие реки и моря России.

А красный цвет всегда на Руси считался самым красивым. Это цвет цветущих цветов, тепла и радости.

Воспитатель: Сегодня на занятии каждый из вас сможет сделать флаг своими руками. Но для начала нам нужно разработать наши пальчики, чтобы флаги получились красивыми и аккуратными. Для этого давайте проведем с вами пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Что мы Родиной зовём?»

-Что мы Родиной зовём?  (Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх)

Дом, где мы с тобой живём!  (Показать над головой домик)

И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём (Руки поднять вверх, расслабить и покачать как березки качаются от ветра)

- Что мы Родиной зовём? (Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх)

Поле (руки ладонями вверх развести в стороны, показать широкие поля нашей Родины)

с тонким колоском ладони совместить, плавными движениями влево-вправо и вверх показать как растёт колосок)

Наши праздники и песни (хлопают в ладоши)

Тёплый ветер за окном (губы трубочкой – дуть и одновременно руки в стороны, сгибая в локтях, показать как дует ветер)

- Что мы Родиной зовём? (Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх)

Всё, что в сердце бережем! (Прижать руки к груди, плечи вперед)

И под небом Синим-синим (Поднять руки вверх и в стороны, посмотреть вверх)

Флаг России над Кремлём! 

(Ладони совместить,, большие пальцы прижать к указательным, движение ладонями влево-вправо – показать как колышется флаг на ветру)

Воспитатель: Какие молодцы, все правильно делали! Ну что отдохнули? А теперь пора и за работу.

Методика выполнения работы:

  1. Берем заготовку флага

  1. От салфетки отрываем небольшие кусочки, скатывам между ладонями и приклеиваем плотно друг к другу получившиеся шарики (начинаем с нижней полоски на заготовке)
  2. Затем окрашиваем приклеенные салфетки в красный цвет
  3. Со второй полоской повторяем наклеивание, окрашиваем в синий.
  4. Верхнюю полоску оставляем белой после приклеивания

                                 

Демонстрация готового образца.

                                 

Итог занятия: Ой, какие молодцы, хорошо справились с заданием! Какие красивые флаги у вас получились, как настоящие. Давайте ещё раз повторим, как называется наша Родина?

Д: - Россия.

Воспитатель: - Какого цвета полосы на российском флаге?

Д: - Белый, синий, красный!


Приложение 2

Конспект НОД  «Русская березка».

Тема: «Русская березка» (нетрадиционная техника аппликации, пластилинография)

Возраст обучающихся: старшая группа (5-6 лет)

Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие;

Вид НОД: закрепление ранее приобретенных знаний; закрепление с новой техникой.

Форма организации обучения: фронтальная;

Цель: формирование навыков у детей создавать через объёмную аппликацию   образа красавицы березы.

Задачи:

  • Совершенствовать технические приемы работы  c бумагой.
  • Закрепление представление о русской березе как о негосударственном символе России.
  • Воспитывать бережное отношение к природе
  • Формировать эстетический вкус.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие;

Интеграция детских видов деятельности: изобразительная, коммуникативная;

Предварительная работа:

  • Беседа о негосударственной символике России (самовар, березка, матрешка), чтение стихов, рассказов.
  • Рисование, лепка деревьев, берез.
  • Прогулка с родителями в парк для сбора листьев березы

Планируемый результат: у детей формируется умение создавать объемную аппликацию путем наклеивания листьев березы, а также используя пластилинографию. Развивается мелкая моторика, воспитываются эстетические качества в работе с бумагой.

Материалы и оборудование:

  • Голубая бумага А5, белые полоски, черный пластилин, листья березы, клей, кисти для клея, ножницы.
  • Иллюстрация березы;

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами перенесемся в далекую страну!!! И как бы нам не было интересно в новой для нас стране, мы все равно будем скучать по нашей Родине. Когда я скучаю по дому, то сразу вспоминаю свою уютное комнату, любимую кошечку, любимый цветок, а что чувствуете вы этот момент? О чем вспоминаете?

Д: Матрешка, береза, самовар, медведь, балалайка….

Воспитатель: Верно, и такие символы называют неофициальными. А в нашей группе есть такие символы?

Воспитатель: Береза всегда считалась символом России, символом ее процветания и долголетия. Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Давайте закроем глаза и представим нашу русскую березу… Как она выглядит?

Д: высокая, красивая, белый с черными полосками ствол, небольшие листья, весенние сережки…. И т.д.

Воспитатель: молодцы, вы все правильно описали березку. Сейчас, чтоб  образ нашей березы не убежал от нас, мы с вами сделаем аппликацию «Русская березка», но сначала нам с вами нужно разбудить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Всем в лесу на удивленье  Трут ладони друг о друга.

Разные растут деревья: Открыть ладони, пальцы растопырены – деревья.

Вот уперлась в небеса Локти соединить – ствол, ладони раскрыть – крона.

Вся смолистая сосна.

Распустила ветви-косы «фонарики» с движением сверху вниз.

Белоствольная береза.

Как во полюшке былинка, Показать указательный палец, остальные в кулаке.

Тонкая растет осинка.

Дуб раскинул свои ветви, Вытянуть руки вверх, пальцы растопырены.

И не страшен ему ветер.

Липа цветом зацвела, Пальцы рук собраны в щепотку – бутон.

Пчелок в гости позвала. Круговые вращения указательным пальцем

Ель иголки распушила Руки в стороны вниз, пальцы растопырены.

И грибочки все закрыла. Указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка.

Шелестят листвой деревья, Трут ладони друг о друга – «шуршат»

Словно разговор ведут,

Руки-ветви распустили, Стряхнуть ладони.

Птичек в гости к себе ждут. Сцепить большие пальцы рук, ладони в стороны – птицы.

Воспитатель: Какие молодцы, все правильно делали! Ну что отдохнули? А теперь пора и за работу.

Методика выполнения работы:

  1. Из полоски белой бумаги вырезаем ствол, приклеиваем его к голубой бумаге.
  2. На стволе из черного пластилина делаем черные полоски, так же из пластилина делаем ветки.
  3. К веткам приклеиваем листья березы, собранные заранее.

C:\Users\Юлька\Desktop\работа\O43AuzQplao.jpg                        C:\Users\Юлька\Desktop\работа\uQ4n8Q5xWv4.jpg

Итог занятия: Вы такие все молодцы!!! У нас получилась целая березовая роща!!!!! Теперь мы никогда не будем скачать по дому вдалеке от него, потому что у нас всегда с собой будет кусочек нашей родины – русская березка!!!!!

                             C:\Users\Юлька\Desktop\работа\sX7s8OCG4B0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.

«Природные зоны России»Цель:·        Познакомить детей с климатическими зонами России.·         Воспитывать любовь и уважение...

Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».

Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...

Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?

12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России.Мы любим тебя,Россия!Государственные Праздники и Памятные Дни России.Рассказ "Вася-Василек".

1).Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России."Мы любим тебя,Россия"! Авторские стихи-Романченко Е.Х.2).Материалы из Интернета.Стихотворени...