"Правополушарное рисование в детском саду "
методическая разработка (старшая группа)

Захарова Марина Владимировна

Правополушарное рисование в детском саду. Статья на тему по изобразительной деятельности, для воспитателей и педагогов ДПИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правополушарное рисование - это интересно. Захарова Марина Владимировна

Статья. В материале представлены теоретические аспекты обучения правополушарному рисованию.

Цель: знакомство педагогов с организационными методическими приемами, в технике правополушарного рисования.
Задачи:
- Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов педагогической деятельности;
- Развивать творческий потенциал воспитателей средствами использования технологии правополушарного рисования;
- Оказать помощь участникам в самореализации и в саморазвитии педагога.
    Правополушарное рисование – на сегодня, это один из самых популярных терминов в искусстве. Ему учат детей и взрослых. Организовывают мастер классы совместно с психологами и без. Давайте разберемся, что такое правополушарное рисование и какие секреты она таит.   Немного истории о происхождении этой техники рисования: Термин «правополушарное рисование» появился благодаря
Бе́тти Э́двардс (род. 1926Сан-ФранцискоСША) — американский преподаватель искусства, доктор наук, основоположница методики правополушарного рисования, автор бестселлеров: «Ты - фХудожник!» ; «Откройте в себе художника» и  «Художник внутри вас».  Концепция метода основана на работах Лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри который считал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию полушарий головного мозга». Физическому разделению мозга на два полушария он использует два способа переработки реальности. Один из них использует аналитический и вербальный режим мышления — им перерабатываются речь, звуки, математические вычисления и алгоритмы. Второй использует образный и перцепционный режим — он отвечает за восприятие цвета, сравнение размеров и перспективы предметов, видя их целиком «как есть». Впоследствии, в работах Бетти Эдвардс эти режимы получили названия «Л-режима» и «П-режима» соответственно.  Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности.

Давайте вспомним школьные уроки анатомии и рассказы про левое и правое полушария мозга. Левое полушарие в ответе за логическое мышление, а правое – за образное. Цифры, слова, логические взаимосвязи, речь – все это элементы левого полушария. В свою очередь, правое полушарие ориентировано на нестандартные решения и творческий подход, где активно задействовано воображение. В идеале, оба полушария должны работать одинаково. Но к сожалению, идеала не получилось.

У большинства взрослых мужчин и женщин больше развито левое полушарие. И это легко объяснить. Вся наша повседневная жизнь складывается из привычных вещей, алгоритмов, действий. С определенного возраста мы перестаем изучать мир, задавать вопросы, ответы на которые вроде бы и так знаем. Наш мозг, а вернее, ее левая сторона, выработав шаблон один раз, использует его в последующих похожих ситуациях. Однако с детьми все наоборот. Они постоянно что-то изобретают (лепят, рисуют, строят замки из конструктора), все время задают самые разные вопросы, над которыми взрослым уже лень думать, не боятся делать ошибки. В детском возрасте правое полушарие работает гораздо лучше, но со временем оно отдает первенство левому. Для того чтобы «расшевелить» себя и свое мышление, нужно подключать правое полушарие. Для этого хорошо подойдет освоение новых видов деятельности. Например, можно научиться кататься на коньках, роликах, горных лыжах или плести из бисера. Главное, чтобы новое занятие включало в себя физическую активность, что-то, чего наше тело не помнит или не знает. Именно это будет заставлять обращаться за помощью к правому полушарию, потому что левое не сможет найти заготовленного шаблона

Большинство людей считают, что умение рисовать присуще далеко не каждому. Обязательно должны быть какие-либо врожденные задатки, талант, способность видеть по-другому. Но, оказывается, все не так. Существуют разнообразные интереснейшие методики по обучению рисованию, которые помогают людям в любом возрасте не просто правильно держать кисть в руке, но и создавать настоящие картины. Но как только мы познакомимся с техникой правополушарного рисования, то понимаем, что многое нам доступно, можно получить замечательные результаты, создать свои первые картины.

Польза правополушарного рисования.

Правополушарное рисование как прием арт-терапии позволяет: проявить индивидуальность; самореализовывать свои творческие способности; самовыражаться через рисунок; получить удовольствие от процесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом; бороться со стрессами, накопившимися проблемами, душевными переживаниями; поверить в свой успех, свои силы и возможности; избавиться от комплексов; достичь гармонии внутреннего состояния. Благодаря такой терапии можно выявить скрытые проблемы и решить очевидные. Технически правополушарная живопись с первого взгляда может показаться пустой тратой времени, однако, результаты, полученные после проделывания упражнений начального этапа этого способа рисования, заставляют изменить взгляды кардинально.

Эту технику рисования применяют как восстанавливающую процедуру для людей, перенесших инсульт. Положительный эффект наблюдается благодаря тому, что во время занятий происходит активизация зон головного мозга, которые мало задействованы при обычном ритме жизни. В процессе творческой активности улучшается общее кровоснабжение, работа мозга в целом улучшается, что приводит к образованию новых связей между разными частями мозга.

Самое главное правило данной техники — нет никаких правил. Логику и обдумывание будущей работы следует исключить. Рисуйте любыми кисточками, можно использовать руки, можно использовать губки, начинайте с любого элемента и выходите за пределы холста —  наслаждайтесь рисованием.

Они направлены на то, чтобы вы перестали видеть в объекте завершенность и воспринимали его, как совокупность определенных деталей, из которых и складывается итоговый результат.

Основные приемы:

- создание изображения с зеркальным расположением;

- изображение объекта вверх ногами;

- копирование контура рисунка, ориентируясь на интуицию;

- выбор цвета по настроению;

- рисование с видоискателем.

Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменение восприятия мира, развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы.  Формируется развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария и рисующий, не обращая внимания на логику, переносит на бумагу свое видение предмета. 

Упражнения помогающие определить,  какое полушарие у вас доминирует:

1.Сложите руки вместе и переплетите пальцы. Каждое полушарие мозга управляет противоположной стороной тела, поэтому, если доминирует правая рука, то это левое полушарие, и наоборот. 

      Как определить, какое полушарие мозга у вас доминирует 

2. Поза Наполеона                   

Встаньте и скрестите руки на груди, как на картинке. Кисть какой руки лежит сверху? Если кисть левой руки — «П», если правой — «Л».

                                             

3. Положите ногу на ногу Присядьте, закинув ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху?  

Если правая — поставьте букву «Л», если левая — букву «П» Источник: AdMe.ru           

                                                                             

1.Упражнение «Двойное вращение»
Существует занимательный (визуальный) или зрительный тест, который позволит  определить, какое мышление лево- или правополушарное является в вашем случае доминирующим, существуют определённые тесты, например  с двойным вращением. (
Так один из них был разработан японским дизайнером из Хиросимы Nobuyuki Kayahara. Ему как раз и принадлежит создание анимационной картинки с вращающейся вокруг своей оси балериной,  посмотреть ролик в интернете).

Направление вращения указывает на то, какое полушарие у человека более развито. Вращение по часовой стрелке означает, что у вас работает левое полушарие мозга, против часовой стрелки – правое полушарие.
Если полушария головного мозга у человека развиты гармонично, он легко меняет направление вращения. На этой картинке это выглядит как настоящий танец.
Как утверждает автор данного теста и исследования, проведённые учеными Йельского университета, те люди, которые мысленно с лёгкостью могут поменять направление вращения балерины, обладают сравнительно высоким уровнем интеллекта. Их IQ приравнивается к 160.
 Те люди, которым приходится приложить усилия для изменения направления вращения девушки, и это у них так и не удаётся, обладают более рациональным и практичным складом ума. А те, у кого это получается запросто, могут похвастать богатым воображением и хорошо развитой интуицией.

C:\Users\lenovo\Desktop\Screenshot_20210909_204216.jpg         

2. Упражнение «Зеркальное рисование». Берется чистый лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Рисовать одновременно двумя руками зеркально-симметричные рисунки (или буквы, если ребенок уже с ними знаком). При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работ всего мозга.
                                     
C:\Users\lenovo\Desktop\i.jpg

Самые простые упражнения заключаются в написании букв зеркально, рисование двумя руками поочередно и одновременно, добавление части к готовому изображению и многое другое. Эти простые, но оригинальные упражнения позволяют увлечься процессом и отключить логику

3. Упражнение «Оптическая иллюзия».

Распечатайте и разрежьте изображение пополам. Правшам нужно взять левую часть, а левшам — правую.

Положите картинку на чистый лист бумаги и попробуйте продолжить очертания профиля. При этом мысленно или вслух проговаривайте названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.  

Если вы нарисовали профиль, не обращая внимания на симметрию, возобладала логика. Попробуйте ещё раз. Когда получится абстрагироваться от слов и нарисовать просто линии, значит, включилось правое полушарие.

4. Упражнение «Вверх ногами».

Выберите любой рисунок, где есть только контуры, как в детской раскраске. Переверните изображение и перерисуйте его вверх ногами последовательно — линию за линией. Отнестись к рисованию правым полушарием, как к собиранию пазла.

Старайтесь копировать линии, как есть. Не стоит сначала переносить общий контур, а потом прорисовывать мелкие детали. Для удобства можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги. Постепенно придёт осознание, что каждая линия — это лишь часть единой картины, и правополушарное рисование начнёт получаться.

После того когда прошли небольшие тесты и упражнения, можно приступать к рисованию. Всем успехов.

Благодаря правополушарному рисованию вы сможете:

— проявить индивидуальность;

— самореализовать свои творческие способности;

— получить удовольствие от процесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом;

— бороться со стрессами, накопившимися проблемами, душевными переживаниями;

— поверить в свой успех, свои силы и возможности.

— избавиться от комплексов; достичь гармонии внутреннего состояния.

Из этого следует, что метод правополушарного рисования не только развивает творческие способности, доступен абсолютно всем, но и помогает в жизненных ситуациях, как арт-терапия.

Как научиться рисовать правым полушарием мозга  

Правополушарное рисование сейчас популярно: проводятся тренинги и мастер-классы, существуют даже специальные творческие центры, обучающие этой методике.

Но первые шаги можно делать и самостоятельно по МК у различных художников на просторах интернета. Мои первые учителя, тренера по ППР (право полушарному рисованию) в ВК (Контакт, Инстаграм) :

Максим Маньков -  https://mankov.online/marafon_art,                                    

 Ирина Ивлиева -  #ИИ_мой_путь@art_ivlieva

Так же много и других замечательных преподавателей художников ППР.

Заключение.

Можно предположить, что данная система, Правополушарная живопись поможет вам развить творческие способности, умение мыслить нешаблонно и находить неожиданные решения не только в вопросах, которые касаются рисования. Метод рисования правым полушарием позволит вам также увеличить мозговую активность в пять раз, а это очень пригодится в освоении нового материала, в учебе и т.д. Художники, практикующие этот метод работы, абстрагируются от логического мышления, ориентируясь при этом исключительно на свои эмоции и интуицию.

Рисование в правополушарной технике может положительно влиять на развитие качества творческой личности, продуктивного воображения и изобразительных навыков.

Самое главное:

Вы можете рисовать, даже если никогда раньше не пробовали! Не надо быть художником!

Список литературы и Интернет-ресурсов.

  1. Б. Эдвартс "Художник внутри вас», Минск: Попурри, 2008 г.
  2. Бетти Эдвардс «Открой в себе художника», Минск: изд Попурри. 2010, 288 с.
  3. Зорькина Н. Н. "Рабочая программа кружка "Фантазия", МБДОУ "Золотой ключик" (материалы электронного журнала "Дошкольник")
  4. https://www.youtube.com/channel/UCZ_sZmJcADBgqTGucG-IVUQ Идеи для рисования: Дарья Краева. Dari Art - Рисовать может каждый!
  5. Лана Ф. "Правополушарное рисование", 14 Dec 2013, интернет-ресурс, www naydisebya ru
  6. Использовались материалы:

  © https://www.livemaster.ru/topic/3190640-blog-pravopolusharnoe-intuitivnoe-risovanie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.

В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию....

Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.

В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию....

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Весенний букет». Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Рисование на мокрой бумаге

Вот такой весенний букет получился у нас на мокрой бумаге.До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска и так достаточно разбавлена водой.Но существует множес...

Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Проблема  развития  детского  творчества  в  настоящее  время   является  одной  из   наиболее  актуальных,  как  в  теоретическом...

Занятие по рисованию в старшей группе Нетрадиционные техники рисования в детском саду Автор: пузачкова и.а на тему «Цветы в вазе».

- познакомить с нетрадиционной техникой (накладывание краски на небольшие листочки и отпечатывание)- развитие мелкой моторики рук- развивать умение подбирать краски по цветовой гамме- воспитывать любо...

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные  техники рисования в детском саду....