Программа самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 - 5 лет"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муниципального образования г. Саяногорск
детский сад № 29 «У Лукоморья»
Программа
самообразования воспитателя
средней «Б» группы «Колобок»
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
Воспитатель:
Давыдова Надежда Александровна
г. Саяногорск, 2021 – 2022 гг.
Введение
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
1.Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
2.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
3.Обогащать чувства детей, воображение и речь.
4.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Методы и формы: Развивающая игра; Наблюдение; Проблемная ситуация; Рассказ; Беседа; Интегративная деятельность; Игры с правилами
Продолжительность программы: программа рассчитана на 1 год
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет
Ожидаемые результаты:
1. Проявление интереса у детей к устному народному творчеству
2. Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.
3. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения.
4. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.
5. Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей.
Месяц | Самореализация | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | -Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка» -Создание картотеки потешек для работы с детьми. | - Показ кукольного театра по сказке «Колобок». -Разучивание и проговаривание потешек. -Применение потешек в режимных моментах. | Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей». Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» |
Октябрь | -Создание картотеки загадок. -Консультация для воспитателей «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста». | Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц. -Досуг «Вечер загадок». | -Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» -Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры» |
Ноябрь | -Изучение темы: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам» -Обустройство уголка ряженья с русскими национальными костюмами. -Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками. | Театрализованная постановка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» -Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?», -Настольно- печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы). | - «Роль родителей в возрождении русских традиций»- консультация. |
Декабрь | Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». | -Хороводы, народные подвижные игры. - Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка». | Конкурс на лучшую книжку- малышку «Потешки, песенки». |
Январь | Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры». | -Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек) «Пришла Коляда» - разучивание колядок. Колядование. | - «Рождественские посиделки» - (творческий вечер с участием родителей). |
Февраль | -Изучение темы: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». | - Разучивание песен и стихов про Масленицу. -Знакомство с пословицами и поговорками. | Мастер – класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» |
Март | -Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей» -Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры) | -Знакомство с закличками, потешками о солнце. -Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок. | - Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» Развлечение «Широкая Масленица» |
Апрель | -Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам. | -Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. -Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой». | -Консультация: «Почитай мне сказку, мама» -Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» |
май | Самоанализ плана самообразования» | -Игры- драматизации по знакомым сказкам. | -Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» |
Форма отчета: Выступление на итоговом педсовете
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию. Теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные сл...
Программа по самообразованию педагога "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Программа разработана для младшего дошкольного возраста....
Программа по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"
программа по самообразованию...
Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта....
Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта...
Программа по самообразованию. Теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Программа по самообразованию.Теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...
Парциальная программа "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"
Устное народное творчество (фольклор) является актуальным и эффективным средством в развитии речи детей (особенно младшего возраста). Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий...