ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ НА ТЕМУ: «МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОУ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
консультация

Махова Елена Александровна

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ:

 

ТЕМА: «МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОУ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сергиево-Посадского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад комбинированного вида № 30 »

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Толстого 3-А

Тел.  8(496) 549-03-47, факс 8(496)549-03-48

Email: dou301960@ yandex. ru.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ:

ТЕМА: «МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОУ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20191014_003829.png

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории – Махова Е.А.

       

г. Сергиев Посад.

Дети любят искать, сами находить.

В этом их сила.

А. Эйнштейн.

В условиях Федерального государственного образовательного  стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Проект (от латинского projectus – выдвинутый вперед) –– это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта.

   Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

   Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

  При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей  самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

   Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859–1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями». Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.  

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Зачем нужны проекты?

  • Дают возможность  активизировать самостоятельную и познавательную  деятельность детей.
  • Помогают осваивать детьми окружающую действительность.
  • Способствуют развитию творческих способностей.
  • Способствуют умению наблюдать, слушать.
  • Способствуют развитию навыков обобщать и   анализировать.
  • Способствуют развитию мышления, внимания,  воображения.
  • Помогают увидеть проблему комплексно с разных сторон.
  • Развивают, память, речь дошкольников

Актуальной  для дошкольного образования является следующая типология проектов:

1.исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы ;

4.творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна)

  В своей работе основной акцент нужно делать на информационно-практико-ориентированный тип, где доминирующей является исследовательская деятельность с целью информационного поиска.

 В работе над проектом дети под руководством воспитателей и с помощью родителей учатся находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках. Эту информацию дети используют для изготовления игр, пособий, плакатов, журналов, красочных альбомов.

Структура любого проекта обязательно включает:

  • насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);
  • активизация прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность);
  • ежедневные рефлексии;
  • обязательное участие родителей (беседы с детьми дома,  рисование, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в конкурсах);
  • презентация с показом того, что научились делать дети.

Работа над проектом проходит несколько этапов:

Основные этапы работы над проектом

I этап. Подготовительный

  • Выбор темы, её актуальность;
  • Создание развивающей предметно – пространственной среды;
  • Подбор и приобретение материалов для экспериментирования;
  •  Составление плана работы по проекту;
  • Накопление информации и материалов по теме проекта:
  • Подбор художественной литературы, потешек, загадок, стихов,  дидактических игр, пословиц по теме проекта;
  • Подготовка наглядного и  иллюстративного материала; 
  • Разработка  бесед, конспектов познавательных и творческих занятий;
  • Консультации родителей по теме проекта.

II этап. Основной

Реализация проекта.

III этап. Заключительный

  • Обобщение результатов работы;
  • Оформление выставки рисунков, поделок, фотовыставок;
  • Составление картотек;
  • Участие в конкурсах;
  • Презентация материалов проектной деятельности.

   Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

    Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - то конкретный результат, готовый к внедрению.

Формы организации детей

  • Наблюдение;
  • экскурсия;
  • экспериментирование;
  • творческая художественная  деятельность детей;
  • проведение совместных праздников;
  • организация выставок;
  • творческие вечера;
  • встречи с интересными людьми;
  • мастер – классы;
  • познавательные беседы;
  • продуктивная деятельность;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • просмотр мультфильмов, фильмов, презентаций;
  • чтение рассказов, энциклопедий;
  • игровая деятельность детей;
  • конструирование.

Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:

  • проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
  • обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
  • осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
  • реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

Работа с родителями.

  • привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
  •  оформление наглядной информации в родительском уголке:  памятки, рекомендации по организации совместной проектной деятельности;
  • родительские собрания;
  • консультации;
  • творческие мастерские;
  • мастер-классы;
  • открытые мероприятия для родителей;
  • совместные выставки (рисунков, поделок, фотографий);
  • совместные праздники;
  • участие в конкурсах.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

  • налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
  • получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
  • могут реализовать свои творческие способности.

   Использование метода проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Бесспорно, предлагаемая технология не универсальна. Дошкольное образовательное учреждение вообще не может быть монотехнологичным. Но все многообразные технологии должны формировать у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние.

Советы педагогам по работе над проектом:

  • Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
  • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

                                       Литература.

1.Основная общеобразовательная программа  МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 30»,  2019г.;                                         

2..О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богославец. Проекты в работе с детьми.

Сфера М.2012

3.Л.Д.Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ. Сфера М2010

4..Л.Д. Морозова. Метод проектов в деятельности ДОУ// детский сад              от А до Я

5.Е.С. Евдокимова. Технологии проектирования в ДОУ. М.,2008

6.Н.А.Виноградова, Е.А.Панкова. Образовательные проекты в   детском саду. Пособие для   воспитателей. – М: Айрис –  пресс 2008

7. Л.С.Киселева, Т.А. Данилина. Проектный  метод в  деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ- 3 –е издание. – М: АРКТИ, 2005.

8. Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога. // Первое сентября, № 9–2004, с. 12–15.

9. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112

10. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. — Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.

11. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с

12. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, № 3, 2003, с. 20–24.

13. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, № 1, 2004. — с. 42.

14. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010. — 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной д...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Статья на тему использования метода проектов в детском саду...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и ...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

О методе проектов, как одном из вариантов интеграции, проектной деятельности, как личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию....

Семинар для педагогов ДОУ «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»

Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребено...