ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ НА ТЕМУ: «МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОУ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
консультация
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ:
ТЕМА: «МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОУ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сергиево-Посадского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад комбинированного вида № 30 »
141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Толстого 3-А
Тел. 8(496) 549-03-47, факс 8(496)549-03-48
Email: dou301960@ yandex. ru.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ:
ТЕМА: «МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОУ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории – Махова Е.А.
г. Сергиев Посад.
Дети любят искать, сами находить.
В этом их сила.
А. Эйнштейн.
В условиях Федерального государственного образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Проект (от латинского projectus – выдвинутый вперед) –– это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859–1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями». Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Зачем нужны проекты?
- Дают возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.
- Помогают осваивать детьми окружающую действительность.
- Способствуют развитию творческих способностей.
- Способствуют умению наблюдать, слушать.
- Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать.
- Способствуют развитию мышления, внимания, воображения.
- Помогают увидеть проблему комплексно с разных сторон.
- Развивают, память, речь дошкольников
Актуальной для дошкольного образования является следующая типология проектов:
1.исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3.информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы ;
4.творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна)
В своей работе основной акцент нужно делать на информационно-практико-ориентированный тип, где доминирующей является исследовательская деятельность с целью информационного поиска.
В работе над проектом дети под руководством воспитателей и с помощью родителей учатся находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках. Эту информацию дети используют для изготовления игр, пособий, плакатов, журналов, красочных альбомов.
Структура любого проекта обязательно включает:
- насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);
- активизация прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность);
- ежедневные рефлексии;
- обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, рисование, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в конкурсах);
- презентация с показом того, что научились делать дети.
Работа над проектом проходит несколько этапов:
Основные этапы работы над проектом
I этап. Подготовительный
- Выбор темы, её актуальность;
- Создание развивающей предметно – пространственной среды;
- Подбор и приобретение материалов для экспериментирования;
- Составление плана работы по проекту;
- Накопление информации и материалов по теме проекта:
- Подбор художественной литературы, потешек, загадок, стихов, дидактических игр, пословиц по теме проекта;
- Подготовка наглядного и иллюстративного материала;
- Разработка бесед, конспектов познавательных и творческих занятий;
- Консультации родителей по теме проекта.
II этап. Основной
Реализация проекта.
III этап. Заключительный
- Обобщение результатов работы;
- Оформление выставки рисунков, поделок, фотовыставок;
- Составление картотек;
- Участие в конкурсах;
- Презентация материалов проектной деятельности.
Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - то конкретный результат, готовый к внедрению.
Формы организации детей
- Наблюдение;
- экскурсия;
- экспериментирование;
- творческая художественная деятельность детей;
- проведение совместных праздников;
- организация выставок;
- творческие вечера;
- встречи с интересными людьми;
- мастер – классы;
- познавательные беседы;
- продуктивная деятельность;
- викторины;
- конкурсы;
- просмотр мультфильмов, фильмов, презентаций;
- чтение рассказов, энциклопедий;
- игровая деятельность детей;
- конструирование.
Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:
- проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
- обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
- осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
- реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).
Работа с родителями.
- привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
- оформление наглядной информации в родительском уголке: памятки, рекомендации по организации совместной проектной деятельности;
- родительские собрания;
- консультации;
- творческие мастерские;
- мастер-классы;
- открытые мероприятия для родителей;
- совместные выставки (рисунков, поделок, фотографий);
- совместные праздники;
- участие в конкурсах.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
- налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
- получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
- могут реализовать свои творческие способности.
Использование метода проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Бесспорно, предлагаемая технология не универсальна. Дошкольное образовательное учреждение вообще не может быть монотехнологичным. Но все многообразные технологии должны формировать у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние.
Советы педагогам по работе над проектом:
- Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Литература.
1.Основная общеобразовательная программа МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 30», 2019г.;
2..О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богославец. Проекты в работе с детьми.
Сфера М.2012
3.Л.Д.Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ. Сфера М2010
4..Л.Д. Морозова. Метод проектов в деятельности ДОУ// детский сад от А до Я
5.Е.С. Евдокимова. Технологии проектирования в ДОУ. М.,2008
6.Н.А.Виноградова, Е.А.Панкова. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М: Айрис – пресс 2008
7. Л.С.Киселева, Т.А. Данилина. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ- 3 –е издание. – М: АРКТИ, 2005.
8. Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога. // Первое сентября, № 9–2004, с. 12–15.
9. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112
10. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. — Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
11. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с
12. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, № 3, 2003, с. 20–24.
13. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, № 1, 2004. — с. 42.
14. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010. — 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Програмка к районному семинару-практикуму «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
оформление програмки к семинару с регламентом работы...
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной д...
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
Статья на тему использования метода проектов в детском саду...
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и ...
Семинар практикум «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
Семинар по работе с воспитателями...
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
О методе проектов, как одном из вариантов интеграции, проектной деятельности, как личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию....
Семинар для педагогов ДОУ «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребено...