Консультация «Аутизм, или «дети дождя»
консультация (средняя, старшая группа)

Зыбина Наталия Николаевна

Рядом с нами растут необычные дети, их называют «детьми дождя»: они играют с предметами не так, как это принято, они радуются иному. Для них не существует норм и правил, им непонятно и неинтересно то, что делают обычные ребята. У них свой, закрытый для посторонних мир, но им безумно нужна помощь, поддержка и понимание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дети с РАС21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Аутизм, или «дети дождя»

Аутизм, или «дети дождя».

За поэтичным выражением «дети дождя» скрывается каждодневный подвиг людей, столкнувшихся с диагнозом аутизм. Детей, которые никогда не смогут воспринимать себя частью окружающего их мира, и родителей, для которых каждый день – это череда сражений и побед. Сначала - борьба с самим собой, принятие и осознание того, что их ребенок никогда не вылечится, а затем борьба с болезнью за каждый жест, каждую улыбку, каждый взгляд и слово ребенка - маленькие, но такие важные победы.

Рядом с нами растут необычные дети, их называют «детьми дождя»: они играют с предметами не так, как это принято, они радуются иному. Для них не существует норм и правил, им непонятно и неинтересно то, что делают обычные ребята. У них свой, закрытый для посторонних мир, но им безумно нужна помощь, поддержка и понимание.

Каждая мама радуется появлению ребенка в своей жизни. Первые прикосновения, первая улыбка и первые шаги – такие моменты незабываемы. Подрастая, дети учатся взаимодействовать с окружающим миром, заводят верных друзей, веселятся в счастливом семейном кругу. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Порой радость новоявленных мам вдруг сменяется страхом и непониманием. Чадо не проявляет интереса к родным, не любит объятий и равнодушно к игрушкам. В замешательстве родители приводят своего малыша к врачу и слышат диагноз, который сегодня звучит все чаще«детский аутизм» или «дети дождя».

Детский аутизм — это сложное состояние, выражающееся в нарушении развития психической сферы и других систем организма, которое не зависит от этнической принадлежности человека, социального статуса или стиля отношений в его семье. Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы развития не так, как сверстники. Иногда поведение малыша кажется особенным с самого рождения. В других случаях ребенок, который развивался абсолютно нормально, может неожиданно утратить ранее приобретенные навыки. Если родители считают, что с ребенком что-то не так, важно как можно скорей рассказать о своих опасениях специалисту!

Аутизм, а точнее - расстройства аутистического спектра (РАС, – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям. При аутизме наблюдается ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение. У разных пациентов нарушения выражены в разной степени, при этом они могут как сопровождаться, так и не сопровождаться нарушениями речевого и интеллектуального развития.

Первые признаки заболевания отмечаются уже в младенчестве или раннем детском возрасте, аномалии социального функционирования и особенностей поведения сохраняются на протяжении всей жизни.

Аутисты строят собственный мирок и не хотят его покидать, им нравится играть в полном одиночестве, не общаться ни с кем. Связь таких детей с внешним миром нарушена, хотя они вполне здоровы в физическом плане.

Признаки аутиста:

замкнутость на самом себе, избегание людей, не ищут друзей;

предпочитает играть в одиночестве;

трудности в вербальном (речь, письмо) и невербальном (мимика, жесты, прикосновение, оценка внешности и голоса) общении. Задержка речи, мутизм – случайное произношение фраз и слов;

нарушено социальное взаимодействие – отсутствие эмоций на действия других людей, оставляет без ответа обращение к нему, не смотрит в глаза, не привязывается ни к кому;

стереотипное поведение – наличие определенных обязательно выполняемых ритуалов, повторение однотипных движений продолжительное время, эхолалия – повторение слов;

может проявлять агрессию при попытке наладить контакт, кричит;

любые изменения, происходящие вокруг, ему мешают.

Для некоторых людей (1–2 человека) аутичные дети делают исключение и могут общаться с ними.

Точной причины аутизма не установлено, хотя многие специалисты склоняются к генетической версии. Некоторые же считают, что вызвана такая патология органическими заболеваниями мозга.

Аутисты любят музыку. При легкой форме расстройства они даже могут превосходить по интеллекту своих ровесников, лучше учатся, но лишь по некоторым предметам, так как их умственное развитие весьма избирательно. К тому же такие люди очень часто демонстрируют выдающиеся способности в отдельных сферах (науке, искусстве) и могут вполне нормально адаптироваться в обществе при правильном подходе к воспитанию, обучению и специальной коррекции.

Уровень интеллектуального развития при этой болезни может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в ряде случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом — инвалиды.

Аутизм - психическое расстройство, связанное с разрывом связи внутреннего мира человека с внешним миром, с уходом от контакта и большими трудностями во взаимодействии с окружающим миром. Такие люди либо не умеют общаться вообще, либо делают это в необычной причудливой форме. И это не единственная их особенность. Они вообще другие - «люди дождя». Появление в семье такого ребенка - это тяжелое испытание на всю жизнь. Ведь аутизм неизлечим.

Как можно помочь ребенку, зависит от каждого индивидуального случая. Медикаментозное лечение назначается только в случае деструктивного поведения маленького пациента. Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста. Занятия проводятся поэтапно:

Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.

Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.

Учить наблюдать, подражать.

Учить социальным играм и ролям.

Учить идти на эмоциональный контакт.

Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма (поведенческая психология). Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия. Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста. Обязательна логопедическая практика: если малыш регулярно занимается с логопедом, у него налаживается интонация, произношение. Дома родители помогают ребенку в выработке навыков самостоятельного обслуживания и социализации. Так как у аутистов отсутствует мотивация играть, они тяжело привыкают к распорядку дня, повседневным делам, создаются карточки, где написан или прорисован порядок выполнения того или иного действия.

Каждый человек с аутизмом имеет особые интересы и неординарные способности, неслучайно символом этой особенности стал дождь — как знак другого восприятия окружающего мира при необыкновенном богатстве внутреннего. Термин «аутизм», происходящий от латинского слова autos, буквально означает «сам». Погружением в себя и отличаются аутисты от других. Они смотрят «сквозь людей» и при этом цитируют стихи страницами, решают сложнейшие задачи или пишут талантливые картины. «Дети дождя» не похожи между собой, как, например, «дети солнца» (с синдромом Дауна, и наклонности у них очень индивидуальны. Так, расстройствам аутистического спектра (РАС) были подвержены Вольфганг Амадей Моцарт, Мария Кюри, Джейн Остин, Винсент Виллем Ван Гог, Иммануил Кант, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн. По данным Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева, расстройство аутистического вида в большей степени характерно для мальчиков, которые сталкиваются с проблемой в четыре раза чаще, чем девочки. Условия, причины и источники ее возникновения ученые изучают до сих пор, однако доказано, что проблема аутизма локализуется преимущественно в семьях, где заболевание переходит через некоторых родственников из поколения в поколение, а также появляется при органических мозговых нарушениях еще в период вынашивания плода или при его рождении.

Чаще всего подобный диагноз ставится детям в возрасте от 3 до 5 лет, и он называется ранним детским аутизмом или синдромом Каннера. Проявления клинической картины заболевания зависят от формы и степени патологии, но чаще всего выражаются в виде нарушения мимики, жестикуляции, громкости и внятности речи.

Эти дети по своему внешнему виду ничем не отличаются от своих сверстников и диагностировать наличие какой-либо патологии нервной системы таким образом не представляется возможным. Выделяют несколько факторов, которые, могут служить триггерами аутизма:

детский церебральный паралич;

кислородное голодание, перенесенное в период беременности или в процессе родов;

инфекционное заболевания, перенесенные матерью во время вынашивания плода (цитомегаловирус, краснуха);

нарушение обмена веществ матери (ожирение);

наследственность.

Как распознать ребенка-аутиста?

- Неспособность вступать в контакт и взаимодействовать с окружающими. Аутичный ребенок испытывает трудности в общении и проявляет больший интерес к неодушевленным предметам, чем к людям. Это один из основных признаков и проявляется он буквально с младенчества - когда малыш избегает прямого взгляда глаза в глаза, не стремится прижаться к маме; не разделяет с другими эмоции радости и грусти.

- Нарушение речевого развития. Ребенок при аутизме может вообще не говорить или общаться фразами-штампами, услышанными от родителей или из мультфильмов. Он может как эхо повторять все, что слышит, и не способен обратиться за помощью. Главное в этом нарушении то, что речь не выполняет коммуникативную функцию.

- Перестановка личных местоимений и отсутствие местоимения «я». Нормально развивающийся ребенок рано или поздно осознает себя отдельной личностью. Его настойчивое «я» особенно ярко проявляется примерно к трем годам. Дети-аутисты с большим трудом выделяют себя, и поэтому «я» в их жизни может вообще не появиться.

- Стремление к однообразию (феномен тождества). Любое изменение в окружающей обстановке вызывает у них тревогу и даже страх. Такие малыши, попробовав одно блюдо, могут отказываться от всего остального или требовать раз за разом соблюдения определенного ритуала (к примеру, кушать только тот картофель, который нарезан соломкой).

- Повторяющаяся и стереотипная игра и действия. Игра ребенка-аутиста заключается в повторении одних и тех же действий: например неоднократное открытие и закрывание дверей или ящиков, вращение или покачивание нитей и веревок, разглядывание телевизора, уткнувшись лицом в экран, раскачивание и многое другое.

У детей с подобным диагнозом наблюдается задержка речевого развития или полное отсутствие речи. При тяжёлой форме аутизма ребенок может так и не начать говорить, обозначая свои потребности жестами или короткими фразами: спать, есть, играть и т. д. Если же речь все же присутствует, то чаще всего она бессвязная и лишённая всякого смысла.

Для аутиста также свойственно говорить о себе в третьем лице: Миша уходить, Мише не нравится и т. п. Кроме того, эти дети склонны игнорировать групповые (командные) и ролевые игры, поскольку не способны сами придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются ими, как нечто целостное, их может интересовать не вся игрушка, а только её конкретная часть, например, колесо от машинки или голова куклы, отделенная от тела. Они также не реагируют на эмоциональное обращение родителей.

Для детей-аутистов характерно стереотипное поведение:

Зацикленность. Они могут фокусироваться на конкретном занятии и проводить за ним по нескольких часов, например, возводить пирамиду или строить башню и т. д.

Ритуальность. Если привычная обстановка изменяется, такие дети будут чувствовать себя неуютно и беспокойно. Они могут повторять бессмысленные действия в подобных стрессовых ситуациях, например, раскачивание из стороны в сторону, перебирание пальцами.

Страх. При многократном повторении стрессовых ситуаций эти дети способны проявлять агрессию по отношению не только к окружающим, но и к самому себе.

Аутизм неизлечим, но чем раньше он будет выявлен, тем больше шансов на успех и, соответственно, эффективнее будет социализация. Однако инклюзия невозможна без готовности не только семьи, но и в целом общества оказать поддержку и даже первую помощь «людям дождя» при встрече с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аутизм. Дети дождя...

Несколько лет назад значение этого слова мало кто знал. Зато теперь с ним знакомы не только педагоги и врачи, но и некоторые родители. Ведь ставить такой диагноз детям стали всё чаще… Аутизм......

Консультация для родителей детей с РАС «Безглютеновая диета, как способ улучшения симптомов аутизма»

Расстройства аутистического спектра являются нарушением развития, которые влияют на детей, мешая их способности общаться и взаимодействовать в социальном плане. Для снижения симптомов детского аутизма...

Буклет для родителей "Аутизм или дети дождя"

Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС), — термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системыЭти расстройства проявляются главным образом нарушения...

Консультация для родителей "Дети дождя"

Консультация предназначена для тех родителей, которые столкнулись с проблемой детского аутизма. Данная консультация поможет понять причины данного феномена и вовремя распознать его признаки....

«Дети дождя» или детский аутизм

laquo;Дети дождя» или детский аутизмК детям с проблемами развития принадлежат дети с нарушениями интеллекта (умственное отсталые); с отклонениями в познавательном развитии (с задержанием психич...

«Дети дождя» или детский аутизм»

laquo;Дети дождя» или детский аутизм»...