Педчас "Добрые уроки лета"
консультация
В помощь педагогам ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_-_ekologicheskoe_vosptanie.docx | 24.54 КБ |
dobrye_uroki_leta.pdf | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей по теме
«Добрые уроки лета»
Слайд 1. Титульный лист
Слайд 2. Природа - источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Замечательный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, чьё наследие и сегодня не утратило своего значения, писал: «Логика природы есть самая доступная логика для детей».
Слайд 3. С чего же начать? Чему отдать предпочтение?
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Слайд 4. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру.
Слайд 5. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых, ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.
Слайд 6. Научите малыша наблюдать за окружающей его природой, чутко реагировать на происходящие в ней изменения. Именно в городе нужно сформировать у ребёнка первое представление о том, что самые мелкие и порой не самые красивые живые существа, нуждаются в бережном к ним отношении, удивляться загадочности окружающего мира. Поэтому взрослый должен как можно чаще обращать внимание малыша, например на насекомых (жука, божью коровку и т.д.): «Смотри, как интересно! Осторожно, не спугни (не наступи) на него! Давай посмотрим, куда он направился! Вот бы узнать, что ему там понадобилось!». Исходите из собственных возможностей и интереса ребёнка.
Крохотные существа порой вызывают у него противоречивые чувства. Он любуется переливающейся на солнце спинкой майского жука и тут же настораживается, увидев ползущую по дорожке букашку. Придите на помощь, снимите напряжение карапуза, вместе порадуйтесь гостье. В этом вам поможет предусмотрительно положенная в карман лупа. С её помощью рассмотрите ножки, усики букашки. В то же время учите малыша милосердию: «Не бойся, букашка! Мы тебя не обидим!». Заметив, что ребёнок внимательно следит за суетой муравьёв в траве, расскажите ему об этих неутомимых тружениках, проследите, чем они заняты, куда спешат. И всё же порой карапуз пытается прихлопнуть какую-нибудь беспечную букашку. Не торопитесь давать стереотипную оценку его действиям, это далеко не агрессия. В порыве экспериментирования он хочет понять, а что произойдёт, если наступить на букашку. Или же пробует свои силы и возможности. Не стоит затягивать драматический момент, проще и гуманнее предотвратить нежелательные действия: «Куда спешит малышка? Такая крохотная, но храбрая. Она ничего не боится. Знает, что мы её не обидим. Правда?»
Гуляя по лугу, обратите внимание ребёнка на пёструю бабочку, которая села на цветок. Но не спешите со своими комментариями. Поинтересуйтесь у малыша: «Зачем бабочка уселась на цветок?» Вы-то буднично подумали, что бабочка пьёт сок, а всё оказывается, намного поэтичнее. По твёрдому убеждению карапуза бабочка качается на качелях. Вот малыш и преподнёс вам урок оригинального видения окружающего мира.
Заметив на прогулке божью коровку, подставьте ей ладонь, и она охотно переползёт к вам на руку. Малыш заинтересованно наблюдает за ней и за вами. Умиляйтесь, отмечая её красочный наряд. Рассказывайте о пользе этого крохотного существа, вызывая симпатию у ребёнка. Пропойте песенку знакомую вам с детства:
Божья коровка, улети на небо;
Принеси нам хлеба:
Чёрного и белого,
Только не горелого.
Забравшись к вам на кончик пальца, она вдруг раскроет свои крылышки и улетит. «Счастливого пути!» - вместе прокричите ей вслед.
Слайд 7. Чем же можно занять трёхлетнего малыша на прогулке? Учите его замечать красоту природы, приходить на помощь живым существам, заботиться о растениях. Так постепенно ребёнок учится ценить и любить природу. У малыша начинают проявляться такие черты характера, как самостоятельность, инициативность, а вместе с этим такие качества, как чуткость, желание помочь, сочувствие ко всему живому.
Слайд 8 (цикл сменяющихся картинок). Первое, с чем встречается малыш на прогулке, - это непрерывно меняющийся, сверкающий, завораживающий мир, который манит к себе и не отпускает. Это как раз те условия, когда ребёнок сам жаждет понять происходящее вокруг, проявляет активность и стойкий интерес. Ваша задача - поддержать его инициативу, помочь понять и принять окружающее, научить бережно относиться к нему, полюбить его. Самому ребёнку такие задачи не по силам, а оставлять кроху один на один с этим огромным миром просто безнравственно.
Распахнув дверь на улицу, вместе с малышом весело воскликните: «Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, солнце золотое!», создавая вокруг атмосферу радости. Расскажите ребёнку, как все рады солнышку, какое оно ласковое, тёплое. Обратите внимание на то, как всё вокруг затихает, когда солнышко прячется за тучку. Прочитайте стихотворение Г.Бойко «Солнышко»:
Тучка спряталась за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Ну, а если вас встретит непогода: дождь или снег? Оказывается и это не беда! Можно быстро укрыться под каким-нибудь навесом и вместе слушать, как звонко шлёпают дождинки по лужам, наблюдать, как люди спешат под разноцветными зонтиками. («Какой зонтик тебе нравится? Какого цвета тот зонтик?») Можно обсуждать, во что одеты люди, почему у них зонты, плащи, резиновые сапоги.
Не следует превращать прогулку с малышом только в простое созерцание окружающего мира. У ребёнка третьего года жизни всё ещё преобладает чувственное познание действительности. В процессе познания активно участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Пусть ребёнок вдыхает аромат цветов, запахи фруктов и ягод, пробует их на вкус, выполняет разные интересные задания. Все открытия ребёнок может совершить лишь с вашей помощью, видя вашу искреннюю заинтересованность. Живите интересами малыша, щедро проявляйте собственную изобретательность, фантазию.
В ходе неторопливых наблюдений интенсивнее развивается детское внимание, память, мышление, речь.
Наблюдение за животным миром также представляет богатый материал для развития малыша. Котята и щенки, трогательные цыплята, неунывающие воробьи, пестрое разнообразие жучков, букашек, бабочек, мотыльков неизменно привлекает внимание детей.
Встретив на пути крохотный пищащий комочек, будь то котёнок или щенок, постарайтесь, чтобы малыш не испугался и не испугал живое существо. Скажите ребёнку: «Смотри, какой маленький! Без мамы остался. Давай его успокоим, угостим, ведь мы же обидим его, мы добрые люди!» Это поможет малышу сразу настроиться на доброе отношение к животному.
В процессе совместной деятельности развивайте такие качества, как отзывчивость и чуткость. Прививайте малышу любовь к животным. Ребёнок будет копировать вас сначала бессознательно, а затем всё более и более осознанно.
Слайд 8. Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
- расширять представления о растительном и животном мире;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;
- уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
- воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;
- учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, форме листьев, цветам, плодам.
Слайд 9. Как построить работу с детьми в летний период, чтобы им было интересно проводить летние месяцы в детском саду?
Воспитатель может использовать различные формы и методы для решения этих задач: главное увлечь детей в удивительный мир природы, раскрыть его многообразие, ответить на многие вопросы, интересующие детей.
Основными формами работы с детьми летом являются прогулки, экскурсии по территории детского сада, праздники летнего календаря, краткосрочные проекты, экологические игры, работа на грядках и цветниках.
Методы и приемы, используемые в летний период, - наблюдения, беседы, развернутые рассказы, чтение стихов, отгадывание загадок и т.д.
Экологическим воспитанием можно заниматься и в различные режимные моменты, то есть в повседневной жизни, во время прогулок.
Можно использовать художественную литературу, игры природоведческого характера.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Слайд 10. Вывод: Опыт и знания, приобретенные дошкольниками летом, помогут воспитателю сделать жизнь детей содержательнее и интереснее; быть чуткими, наблюдательными и отзывчивыми.
Учите ребёнка ценить красоту природы, заботиться о растениях и животных!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья о победе в краевом конкурсе "Мультимедиа урок 2015", посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Статья о моей победе в краевом конкурсе "Мультимедиа урок 2015"...
" Уроки осторожности летом" - рекомендации для родителей
Уроки летом...
«Мультимедиа урок 2015», Посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне. "Слава тебе победитель солдат!"
На основе опыта своей работы в данном пособии я представляю разнообразные формы образовательной деятельности по теме «Великая отечественная война - 70 лет Победы». Использование ИКТ в пособие сп...
Всероссийский творческий конкурс для педагогов, посвященный 70-летию Победы В Великой Отечественной войне "Уроки мужества"
Публикация в Всеросийском конкурсе. Работа в виде призентации...
Урок мужества к 70-летию Великой Победы в старшей группе «Спасибо деду за Победу!»
Одним из компонентов образовательных областей «Социально — коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольног...
"Урок безопасности" - лето 2019г.
Вот и наступило красное лето! Сколько радости приносит оно-не надо долго сидеть и заниматься, а можно побегать и поиграть на улице. Но каждый день проведённый в саду, запоминается детям чем - то позна...
НОД для детей подготовительной группы на тему «Урок мужества», посвященный 75-летию Победы «День Победы»
Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему «Урок мужества», посвященный 75-летию Победы «День Победы»...
- Мне нравится (1)