Консультация для педагогов "Умные пальчики"
консультация (младшая группа)

Юлия Дубровская

                                                                                                                                                                                                                                                                                     «Рука — это своего рода внешний мозг» (И.Кант)

 Вы, конечно, знаете, что пальчиковые игры для самых маленьких детей являются прекрасным инструментом раннего развития. В народной культуре огромное внимание уделялось развитию мелкой моторики через пальчиковые игры, пестушки и потешки. Работа детских пальчиков тесно связана с деятельностью головного мозга, активно стимулирует его. Поэтому родителям,  педагогам очень важно с самого раннего возраста развивать моторику пальцев малышей. Игры с пальцами доступны и понятны детям, они  особенно любимы народной педагогикой. Играйте с детьми, ведь пальчиковые игры - это великолепный универсальный, дидактический и развивающий материал.  Его можно использовать в любое время, как в режимных моментах, во время прогулок,  так и при непосредственно  образовательной деятельности. Начинать  эту работу нужно  далеко до поступления детей в школу, с младшего дошкольного возраста.  Дети,  которые полноценно проживают дошкольный возраст, им интересно в саду, у них созданы все условия для развития, при переходе на следующий уровень образования -  школа,  действительно хотят учиться и у них это получается!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_umnye_palchiki.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по развитию мелкой моторики дошкольников «Умные пальчики».

«Рука — это своего рода внешний мозг» (И.Кант)

 Вы, конечно, знаете, что пальчиковые игры для самых маленьких детей являются прекрасным инструментом раннего развития. В народной культуре огромное внимание уделялось развитию мелкой моторики через пальчиковые игры, пестушки и потешки. Работа детских пальчиков тесно связана с деятельностью головного мозга, активно стимулирует его. Поэтому родителям,  педагогам очень важно с самого раннего возраста развивать моторику пальцев малышей. Начиная с полугодового возраста можно загибать и разгибать пальчики малыша, сжимать их в кулачок, хлопать в ладоши, катать между ладошками ребенка шарик.  Ведь пальчиковые игры для самых маленьких это не только полезные но и увлекательные упражнения.

«Ум малыша находится на кончиках его пальцев» – говорил великий советский педагог Василий Сухомлинский и был глубоко прав.

Вся жизнь человека потребует точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а так же выполнять множество разнообразных действий. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. В силу своего возраста овладения детьми общей и мелкой моторики пальцев рук представляют некоторые трудности. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук вызывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструированию, аппликации). Психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковые игры с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся и вызывают положительный эмоциональный отклик. Разнообразие заданий, их проблемный характер и игровая направленность, позволяют повысить интерес к разучиванию более сложных упражнений и способствуют лучшей ориентировке в повседневной жизни.

Как приятно педагогу, когда у ребенка умелые пальчики: ловко держат карандаш, аккуратно рисуют, строят из конструктора, застегивают пуговицу. А если ещё он чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.

Благодаря пальчиковым играм дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развиваются внимательность и способность сосредотачиваться, улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации  мышления обучающегося, вырабатывают уверенность в себе, адекватную самооценку. Совместные пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между обучающимися, а также между педагогом и детьми. «Пальчиковые игры» отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр», повторяя движения педагога, обучающиеся активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость пальцев, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, а также способность мобилизоваться, сосредоточиваться и расслабляться.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры интересны тем, что представляют собой маленький театр, в котором актеры – это пальчики. К тому же в игровой форме легче закреплять знания об окружающем мире. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», знакомиться с названиями и особенностями поведения животных, закреплять порядковый счет до десяти.  Пальчиковая гимнастика может использоваться как хорошее лечебное средство при различных заболеваниях, например при повышенной возбудимости: во время игр с пальчиками, воспитанники незаметно для самих себя отвлекаются от всех посторонних мыслей. Они заняты только работой, которую делают и на время забывают о своих недостатках. Еще Аристотель писал: «Рука-это инструмент всех инструментов», а китайская мудрость гласит: «Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю».

Комплексы  веселых и полезных пальчиковых игр станут хорошим подспорьем для воспитателей, логопедов дошкольных учреждений, и специалистов, работающих в коррекционных школах, педагогов дополнительного образования, а так же для родителей, желающих самостоятельно играть и заниматься со своими детьми дома.

Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением: они побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движения пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке.

Пальчиковая игра "Моя семья"

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).

Пальчиковая игра «Все игрушки по местам».

Цель: Учить детей обыгрывать текст стихотворного произведения жестами и мимикой.

Все игрушки по местам:

Куклы — тут, машины — там.

Здесь стоят зайчишки,

Белочки и мишки.

Складывать игрушки надо,

Чтобы в группе был порядок.

Потому и малыши

Потрудились от души.

Пальчиковые игры с предметами – это игры с использованием прищепок, карандашей с гранями, игры с пробками от бутылок,  с бумагой, с сыпучими материалами  ( гречка, горох, макароны, манка). Такие игры легко «укладывают»  на ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. В играх с сыпучими материалами пальчики станут более гибкими, восприимчивы к мелким деталям.

Рисование манкой «Проехала машина».

Детям предлагается нарисовать следы от машины.

Д/упражнение с прищепками  «Иголочки для ёжика»

Учить детей пользоваться прищепками,  держать прищепку тремя пальцами, сжимать разжимать её, прикреплять прищепки к игровому полю.

Развивать силу пальцев

Д/ упражнение  с бумагой «Листопад».

Вышла осень погулять, стали листья собирать…

Детям  предлагается  сначала  смять,  затем  разгладить  скомканные  бумажные  комочки  из цветной бумаги, после этого порвать их на мелкие части, имитируя осенние листья.

Игры – манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.

Д/ упражнение  «Кто спрятался?» Работа с сыпучими материалами.

Отыскивание животных в контейнерах с сыпучим материалом.

Закрепление знаний о домашних животных.

Игры на нанизывания «Полянка для цветов из пуговиц»

Продолжать развивать мелкую моторику рук, воспитываем чувство прекрасного.

Игры-манипуляции без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом. Эти игры развивают воображение, в каждом пальчике ребенок видит той или иной образ.

Пальчиковая игра «Кулачок»

Этот пальчик — маленький, Загибаем мизинчик,

Этот пальчик — слабенький, загибаем безымянный пальчик,

Этот пальчик — длинненький, загибаем средний пальчик,

Этот пальчик — сильненький, загибаем указательный пальчик,

Этот пальчик — толстячок, загибаем большой пальчик.

 Пальчиковые игры на основе сказок. Такие игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снимают психоэмоциональное напряжение. Можно использовать готовый пальчиковый театр, а можно нарисовать героев сказки на подушечках пальцев.

Пальчиковая игра «Паучок».  Нарисовать на руках паучка. Правая рука осторожно и по очереди передвигает свои «ноги» -пальцы путешествуя по лесной полянки. На встречу движется «Паучок» левая рука. Увидели друг друга замерли, а потом начали обследовать вместе лесную полянку.

 Пальчиковые кинезиологические игры. Другими словами это «гимнастика мозга через движение»: такие игры позволяют активировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и  внимания.

Упражнение «Колечко»  для развития мелкой моторики.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

Упражнение «Дерево»   для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

 Пальчиковые игры с элементами самомассажа. При развитии мелкой моторики, пальчиковые игры с элементами самомассажа  очень эффективны. Они позволяют активизировать и синхронизировать работу обеих полушарий мозга при поглаживание, растирании, пощипывании, похлопывании, сгибании и разгибании как всех пальчиков, так и поочередно. Пальчиковые игры с элементами самомассажа могут быть как без предметов со стихотворным сопровождением и с предметами, такими как суд-жок ( мяч-ёжик, косточки фруктов, грецкие орехи, карандаши).

Упражнение «Похлопаем».

Цель: учиться хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.

Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу

Самомассаж косточками фруктов.

Цель: Формировать у детей мышечное чувство напряжения

Расслабления работающих групп мелких мышц.

Стимулировать тактильные ощущения.

Детям раздаются косточки фруктов (абрикосовые, персиковые) и по команде, зажав их между ладошками, дети делают самомассаж.

Упражнение  «Колючие ёжики».

Цель: Учить детей элементарным навыкам самомассажа мячиками Су-Джок.

Развивать двигательные навыки, ловкость, координацию движений.

Вызвать интерес к новым видам игр.

Игровое упражнение «Забавные орешки». Игра с грецкими орехами.

Цель: Совершенствовать умение обращаться с небольшими предметами, совершать манипуляции с ними в соответствии со словами игры.

Дети в садике гуляют и орешки собирают.

Орешек с веточки упал и под ножки нам попал.

В одной ручке полежал и в другую побежал.

По коленкам покатался,

На плечах вдруг оказался.

С ним детишки поиграли и  ни капли не устали.

Игры с пальцами доступны и понятны детям, они  особенно любимы народной педагогикой. Играйте с детьми, ведь пальчиковые игры - это великолепный универсальный, дидактический и развивающий материал.  Его можно использовать в любое время, как в режимных моментах, во время прогулок,  так и при непосредственно  образовательной деятельности. Начинать  эту работу нужно  далеко до поступления детей в школу, с младшего дошкольного возраста.  Дети,  которые полноценно проживают дошкольный возраст, им интересно в саду, у них созданы все условия для развития, при переходе на следующий уровень образования -  школа,  действительно хотят учиться и у них это получается!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда " Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие"

взаимосвязь тонкой моторики и речевого развития известна давно, поэтому развивая моторику преодолеваем отклонения возникшие в речевом развитии....

Консультация "Массаж для пальчиков"

Из опыта работы  Цайтлер Нонны Владимировны воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №47 "Теремок" комбинированного вида....

Консультация для родителей "Пальчики учат говорить"

Рекомендации родителям для развития речи ребёнка младшего возраста посредством различных координированных манипуляций рук....

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"...

Консультация для родителей. "Пальчиками играем-речь развиваем".

Консультация для родителей."Пальчиками играем-речь развиваем". Примеры пальчиковых игр....

Консультация "Играем с пальчиками"

Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Пальчики помогают говорить"

Консультация для родителей "Пальчики помогают говорить"...