Проект «Через социальные акции к волонтерскому движению или дошкольникам о благотворительности»
проект

В проекте подробно представлена работа коллектива ДОУ по проведению социальных акций с детьми разного дошкольного возраста, описаны шаги в реализации социальных акций и детского волонтерства и описан конкретный опыт работы ДОУ в условиях сетевого взаимодействия по данному направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Через социальные акции к волонтерскому движению или дошкольникам о благотворительности»

«Современное общество – это общество потребления. А потому, сколько бы мы ни говорили о том, как нам в целом трудно живется, мы должны признать: в подавляющем большинстве случаев наши условия жизни настолько комфортны, что трудно представить себе, что такое настоящая нужда. Дети не всегда можем понять, что значит не иметь денег на еду или на лекарства, или остаться без крыши над головой, или без родных, если ни они сами, ни их близкие не сталкивались с подобными проблемами. В результате сегодня у многих детей складывается впечатление, что таких проблем просто нет. А если их нет, то, выходит, нечему и сочувствовать. Так изначально живущее в каждом ребенке чувство готовности помочь, прийти на помощь ближнему постепенно притупляется. Вокруг нас много людей, которые нуждаются в заботе, любви и поддержки. Это и люди с ограниченными возможностями, и одинокие пожилые люди, и дети-сироты,  огромное количество бездомных животных всем им нужна помощь, а мы их порой даже не замечаем. И чем  старше становимся, тем чаще мы проходим мимо. И уже сейчас совершенно очевидно, что взрослым необходимо создавать условия для того, чтобы чувство милосердия в детях окончательно не угасло. Вот почему так важно вовлекать детей в разнообразные благотворительные дела.

В проекте подробно представлена работа коллектива ДОУ по проведению социальных акций с детьми разного дошкольного возраста, описаны шаги в реализации социальных акций и детского волонтерства и описан конкретный опыт работы ДОУ в условиях сетевого взаимодействия по данному направлении.

Стадия проекта:

Проект в стадии реализации.

Цель проекта:

Разработка и реализация ряда мероприятий, направленных на активное вовлечение детей в помощь нуждающимся, воспитание волонтерских навыков у дошкольников.

Задачи проекта:

1. Разработать и апробировать в образовательном процессе дошкольной образовательной организации комплекс социально-значимых акций. 

2. Создать условия для воспитания в детях потребности в волонтерской деятельности.

3. Развивать социально-личностную сферу дошкольников посредством совместной благотворительной деятельности  детей и родителей. 

4. Осуществлять сетевое взаимодействие с учреждениями социума по обеспечению единства общественного и семейного воспитания. 

5. Систематизировать педагогический опыт работы по реализации социально-значимых акций. 

Социальная значимость проекта:

Добровольная работа на пользу обществу, на помощь конкретным людям, нуждающимся в дополнительной социальной защите и поддержке, называется волонтерством. А человек, который делает что-то полезное для других и не просит ничего взамен называется волонтером. Этим «что-то» может быть любое занятие, которое интересно волонтёру.  Волонтерство  – это возможность сделать мир счастливее. Добровольцы занимаются «размножением» улыбок, растят надежды на излечения тяжелобольных, восстанавливают веру в молодое поколение у пожилых людей и занимаются другими интересными делами, которые приносят позитив в наш мир. Многим волонтерство помогает обрести смысл жизни. Быть самостоятельным волонтером можно с 14 лет. До этого возраста можно участвовать во всех акциях под присмотром взрослого волонтера. Поэтому так важно заложить основы благотворительности уже в дошкольном возрасте, через участие в различных социальных акциях и волонтерского движения внутри ДОУ.

Участие в таких акциях дает детям бесценный опыт оказания помощи посторонним людям и братьям нашим меньшим. Ведь чтобы просто подойти к человеку, который нуждается в помощи, нужно иметь внутреннюю решимость, я бы сказала, отвагу. Не постесняться предложить свою помощь, помогают общие дела, когда свои первые шаги в волонтерской работе ты делаешь вместе с другими, когда ты, может быть, даже вместе со своими родителями, живешь в коллективе, который целенаправленно занимается благотворительностью. Это желание дарить кому-то свое время, свое тепло, свою любовь.

Охват проекта:

Проект рассчитан на детей дошкольного возраста, их родителей (законных представителей), педагогов дошкольной образовательной организации

Затраченные ресурсы:

Затраченное время - постоянный творческий процесс на протяжении 3 лет

Дата старта проекта:

01.09.2016

Введение

«Каждый человек хочет жить в красивой и богатой стране, но одного этого не достаточно. Судьба человечества зависит не от высоких технологий, не от того, сумеем ли мы произвести больше продуктов, скорее всего, она зависит от количества доброты и сострадания. Цивилизация 20 века была технической, а не человеческой, она себя не оправдала» – писал Даниил Александрович Гранин в статье «Потерянное милосердие». Поэтому 21 век мы хотим видеть веком добрым и человечным, где главным становится внимание и заботливое отношение к человеку.
Качество нового века определят сегодняшние дети. Воспитание гражданина, способного сопереживать, сочувствовать и содействовать, обязательно должно начинаться с дошкольной ступени.
Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию. Психологи утверждают, что именно эта способность является важной частью эмоционального и социального интеллекта.

Поэтому, основная идея нашего проекта – это воспитание человечности, доброты и отзывчивости у детей в социальных и благотворительных акциях.

Почему важно развивать эти качества у детей уже с дошкольного возраста? Нам часто приходится слышать: «всему свое время», «ребенок вырастет – сам поймет»; есть опасения, что чрезмерные отзывчивость и сострадание могут ранить душу ребенка, или, что в детском саду ребенок еще не способен понять проблему, требующую участия, сострадания и помощи. У нас другое мнение. Мы рассматриваем дошкольное детство как период особой социально-эмоциональной чувствительности, как время открытий мира для себя и себя для мира. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте, это общение со сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Начиная с трех-четырех лет самым интересным содержанием воспитания и развития для ребенка становится социальное наполнение жизни. Не случайна и ведущая роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников. Именно ее Лев Семенович Выгодский называл «школой социальных чувств».
У ребенка-дошкольника активно формируются нравственные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», моральные оценки собственных действий и поступков сверстников. Идентификация со сверстниками развивает у него способность ставить себя на место других, глядя на себя как бы со стороны и соотнося при этом свое поведение с нормами морали. В соответствии с этими постулатами осуществляется принятие решения и «проигрывание» собственного действия в воображаемом плане. В сознании ребенка происходит предвидение того результата, который произведет его поступок, и предчувствие возможных последствий этого поступка для него самого и окружающих. Зерно человечности, доброты и отзывчивости, вовремя брошенное в детскую душу, поможет создать чуткого, внимательного и неравнодушного взрослого, способного изменить мир в лучшую сторону.

Почему форма социальных и благотворительных акций была выбрана ведущей для реализации нашей идеи?

Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что в силах сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее.

Можно сказать, что социальная акция – это один из видов социальной деятельности, целями которой является привлечение внимания общества к некоторой проблеме, изучение отношения социума к чему-либо, распространение информации среди групп населения, содействие формированию общественного сознания.

Благотворительная акция – это оказание помощи (в том числе, и безвозмездной) нуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помочь себе самостоятельно.

Для детей дошкольного возраста социальная акция – это участие в событиях, имеющих социальную значимость, возможность самореализации и оказания помощи тем, кто в ней нуждается. С одной стороны, участие в акции позволяет ребенку освоить социальный опыт внутри социальных отношений, с другой – это активная деятельность по воспроизводству социальных отношений и действий, приводящих к положительному результату. Социальная акция – это хороший способ помочь ребенку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.
В чем же значимость и ценность социальных и благотворительных акций для дошкольника?
1.    Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребенок способен изменить в лучшую/худшую сторону свое окружение, свой мир!
2.    С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной практики социальной направленности (социального содержания), который позволяет развивать у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к эмпатии (сопереживанию-сочувствию-содействию) и рефлексии (самоанализу).
3.    Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров), а ее подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов деятельности, задач социального развития ребенка, содержания разных образовательных областей.
4.    Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что принципиально важно для позитивной социализации детей дошкольного возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.
Участие детей в социальных акциях может/должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребенку и взрослому вместе с ним пережить свою значимость и нужность.

Каждая акция состоит из трех основных этапов: мотивация, планируемые действия и завершающий этап.

1 этап – мотивация. При разработке и подготовке акции следует определить: на решение какой социально-педагогической проблемы акция направлена, кто является ее целевой группой, какова цель акции. Также следует продумать форму проведения мероприятия.

2 этап – планируемые действия. Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (музыкально-литературная композиция, концерт) или несколько мероприятий, идущих друг за другом (беседа о животных, рисование или лепка, далее благотворительная ярмарка).

3 этап – завершающий. Данный этап подразумевает подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив: есть ли необходимость ее повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли каким-либо образом изменить форму проведения акции.

Для организации социальных акций и детского волонтерского движения в детском саду необходимо иметь социальных партнеров, осуществлять сетевое взаимодействие между образовательными и иными учреждениями, отталкиваться от событийного подхода в образовании, поскольку событийность часто становится основой социальной активности ребенка и взрослого.

Реализация проекта.

На протяжении нескольких лет в нашем дошкольном учреждении проводятся социальные акции с детьми старшего дошкольного возраста. В преддверии любой благотворительной акций педагогами ДОУ проводится очень большая предварительная работа с детьми и родителями:  беседы с детьми и родителями (О том, что есть "особенные"дети, которые из-за болезни оказались в трудной жизненной ситуации, что им надо помогать, объяснили, что такое бескорыстие, великодушие, благотворительность. О том, что есть животные, которые волею судьбы или человека оказались на улице, раненными, больными или голодными. О волонтерах.)  просмотр презентаций, видеофильмов на заданную тематику  подготовка к концерту (разучивание песен, стихотворений, изготовление поделок, рисунков, оформление зала, написание объявлений об благотворительной акции).

В 2016 г. была подготовлена и реализована благотворительная акция «Открытые сердца»,  в помощь больному мальчику. В вечернее время, в свободной деятельности была организованна творческая мастерская, где дети  изготавливали иллюстрированные книги со стихами под названием «А вокруг чудеса». В день акции дети выступили в роли продавцов - консультантов и предложили родителям и педагогам приобрести свои книги, угощая всех участников акции сладкими призами  и самодельными сердечками. Дети активно и с большим удовольствием предлагали свои работы. В результате были собраны и перечислены на счет денежные средства для больного ребенка.

Так же Детский сад тесно сотрудничает с Советом ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов и с ветеранами педагогического труда. Ежегодно устраиваем для них праздники, готовим всевозможные сюрпризы и приглашаем в гости, в детский сад на различные мероприятия.  Это доставляет большую радость и удовольствие пожилым людям. Они интересно проводят время и всегда с хорошим настроение и большой благодарностью уезжают домой. Это внимание и общение для них очень важно и приятно, так как некоторые из них одинокие люди и лишены тепла и заботы родных и близких.                                                                      

В  2018 году  прошла социальная акция «Твори добро». Мы решили оказать поддержку детям детского дома г.Чехова и порадовать их к новогодним праздникам.  Акция проходила на базе детского сада. Родители и педагоги провели беседы со своими детьми и рассказали им как важно оказывать помощь и поддержку детям, которые лишены родительского тепла, внимания и заботы. Семьи приносили игрушки, сладости, одежду и наборы для творчества, а взамен им выдавались разноцветные ленточки, которые повязывались детьми на «Дерево добра». Когда акция подошла к концу, мы смогли собрать огромное количество подарков, а наше дерево все пестрело от разноцветных ленточек. Это значит никто не остался равнодушным. Малыши с огромным удовольствием приносили свои подарки, зная, что их получат дети, которые лишены родительской опеки.

Огромнейшую радость и удовольствие детям доставляет общение с животными. Поэтому, когда мы предложили детям попробовать себя в роли помощников бездомным животным, они откликнулись с большим желанием. И вот уже 2 года (2017 и 2018 г.) мы являемся активными партнерами Муниципального Московского приюта Щербинка ЮЗАО. Наши педагоги Хамидулина О.А. и Комарчева Е.С. являются волонтерами, а дети и родители их незаменимыми помощниками. В приюте находится более 1700 бездомных собак, брошенных, потерянных и оказавшихся на улице при разных обстоятельствах. Дворняги, метисы и породистые. У каждой собаки своя история и свой характер. Многие из них в какой-то момент оказались не нужной игрушкой - их предал хозяин. Посмотрите в их глаза, они расскажут Вам о многом... Работники приюта не имеют возможности общаться и уделять время каждой собаке, а ведь им так этого не хватает. Для этого и нужны волонтеры. Когда собака попадает в приют, она испуганна, порой даже агрессивна. Человеческая жестокость и равнодушие сильно искалечивают животных. Для того чтобы собака вновь стала доверять человеку, необходима долгая и большая работа.  Помимо сбора корма и атрибутов для бездомных собак, мы размещаем в социальных сетях информацию о собаках, которые готовы к встрече со своим хозяином, и ждем, когда это чудо произойдет.

Что бы рассказать детям о животных в приюте, мы организовали социальную акцию «В ожидании чуда» в преддверии Рождества. Рассказали о питомцах приюта для бездомных животных. В детский сад к  детям в гости пришли волонтеры и привели одну из собак, рассказали о ее судьбе, и о том, как она нашла своего нового хозяина. Дети подготовили поделки и принесли корма для животных. Данная акция прошла не только в детском саду, а участие приняли и ученики школы на «Уроке добра». Целая машина вкусного корма была собрана для животных. Работники приюта и животные были очень благодарны всем участникам акции.

А в этом году, в марте мы планируем для воспитанников детского сада провести «Клубный час», посвященный заботе о братьях наших меньших. Дети придут со своими игрушечными питомцами и расскажут, как правильно ухаживать за собакой, а тем, у кого не окажется друга, будет предложено взять собаку-игрушку из импровизированного приюта, который мы организуем. Я буду рассказывать детям о разных породах собак и об их особенностях на «Выставке собак». Мы сможем пронаблюдать в игровой деятельности, насколько дети окажутся активными в оказании помощи животным и все ли питомцы найдут своего хозяина.

Заключение

В ходе реализации проекта мы увидели огромную значимость добровольчества в нашем обществе. Однако для нас  очевидной стала проблема недостаточно развитого волонтёрского движения. Мы пришла к выводу, что главной причиной этого является, слабая работа по вовлечению в добровольческую работу детей разного возраста.  Недостаточное количество акций и проектов, которые должны проводиться непосредственно в учреждениях, где мы - дети проводим большую часть своего времени.  Слабая информированность об акциях, которые проводятся волонтёрами в России. Таким образом, изучив данную проблему, мы пришли к следующим выводам:

1. Идея бескорыстного служения людям заложена в  культурных традициях нашего общества.

2. Поле деятельности для волонтёров в нашей стране необычайно велико – это и помощь малообеспеченным слоям населения, людям с ограниченными возможностями, детям-сиротам, защита и помощь животным.

3. Волонтерская деятельность приносит пользу нашей стране в целом, а так же и самим волонтерам, которые осознают свою полезность и нужность. Роль социальных акций направленных на воспитание сострадания к окружающим в жизни детей очень велика. Наши акции помогают сохранить и развить у детей такие ценности, как гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность. А в основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя настоящим человеком — помоги другому.

2018 год объявлен в России годом добровольца и волонтера по указу президента Владимира Владимировича Путина. Как сказал наш президент: «Это будет Ваш год. Год всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России». Тем самым, государством признается важная роль добровольцев и волонтеров в жизни страны. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Волонтерское движение старших дошкольников «Добрые сердца»

Волонтерское движение  – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения, взаимопомощь и самопомощь  в детской среде, при которой ребё...

Эколого-благотворительный проект "ДОБРОКРЫШКА" в поддержку подопечных волонтерского движения "Благотворительный Подольск"

laquo;Добрые крышечки» - это российский эколого-благотворительный волонтерский проект по сбору пластиковых крышечек для покупки инвалидных колясок и   реабилитационной техники д...

Педагогический проект «Через социальные акции к волонтерскому движению»

разработка и реализация ряда мероприятий, направленных на активное вовлечение детей в помощь нуждающимся, воспитание волонтерских навыков у дошкольников.        ...

Процесс социализации детей через вовлечение их в волонтерское движение.

Привлечение внимания дошкольников к социально-значимой деятельности, в процессе которой  формируются навыки адекватного поведения в социуме. Нашу активность можно отследить на сайте сообщест...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Волонтерское движение как средство социализации дошкольников»

В современном отечественном образовании все больше внимания уделяется проблеме  воспитания  гражданственности  подрастающего  поколения.  Идея построения  в  России...