Как быть с детским "Не хочу!"
статья
В статье освещена проблема детского непослушания, с которым часто сталкиваются как педагоги, так и родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_neposlushanie.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК БЫТЬ С ДЕТСКИМ: “НЕ ХОЧУ!”?
Многие затяжные конфликты между родителями и детьми часто проистекают из-за ошибок воспитания и различных его перегибов. Всем знакома ситуация, когда непослушный ребенок, открыто, бросает вызов, настаивая на своих желаниях и полностью игнорируя все наставления, увещания, просьбы и уговоры. Отчего это происходит? Возможно ли, избежать такого неприятного явления, как упрямство ребенка и его отказ слушаться?
Когда начинается воспитание?
Однажды к одному мудрому человеку обратились молодые родители трехдневного малыша. Они спрашивали, с какого возраста им следует начать воспитание своего дитяти. Ответ был лаконичен: «Вы опоздали на три дня!»
Воспитание начинается там, где рождается любовь родителей к крохе. Оно не сводится к перечню жестких правил и запретов, чаще всего вызывающих упрямство ребенка и непослушание. Это нечто большее, чему родители учатся всю свою жизнь, порой на своих ошибках. Недостаточно получить соответствующее образование, пусть даже психологическое или педагогическое – прежде всего, нужно хорошо чувствовать душу ребенка и любить его самого, независимо от его поведения.
Дети остро нуждаются в положительном восприятии их близкими. Тогда им легче корректировать свое поведение. Родителям нужно сказать своему ребенку: “Я тебя очень люблю, ты у меня хороший, но вот это (конкретное) поведение мне не нравится. Давай так не будем делать…»
В повседневной жизни возникает много конфликтных ситуаций, когда точки зрения родителей и детей диаметрально противоположны, их интересы лежат в разных плоскостях и обе стороны настаивают на подчинении одной другой:
Ситуация 1. Ребенок не желает укладываться спать. Стрелки часов давно перешагнули крайний срок “отбоя”. Родитель повторяет: “Пора спать!” в разных вариациях, причем интонация меняется от обыденной спокойной до грозного окрика, а тот глух к его словам и увлеченно занимается своими делами. Недовольство нарастает, начинаются сомнения в собственном родительском авторитете.
Ситуация 2. Попытка накормить сына или дочку кашей, которая заканчивается многообещающим: “Никуда ты не пойдешь, пока не съешь вот это”. Ребенок демонстративно отворачивается и пытается увильнуть. Итог: каша не съедена, родитель пьет валерьянку.
Ситуация 3: Мама недовольна беспорядком в детской и просит дочку убрать за собой. Та соглашается, но продолжает заниматься своими делами. Мама один раз просто сказала убрать, второй раз повторила просьбу, третий раз – приказала уже более жестким тоном. Нет результата. Скоро гости, ее терпение кончается, и она начинает ругать дочь. Итог: зареванное дитя, беспорядок, испорченное настроение, да и перед гостями неловко.
Средства “укрощения строптивых”
Как же достойно выйти из этих “поединков” с детьми? Можно ли добиться послушания своего сына или дочки без применения крайних средств?
Есть простое и универсальное средство:
1. “Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”.
2. “Не раздражайте своих детей”.
Как применить это средство к нашим ситуациям? Очень просто. Прежде чем попросить своего сына или дочку о чем-то, поставьте себя на их место. Как бы вы сами восприняли эту просьбу, стали бы охотно выполнять ее с учетом того, чем вы сейчас занимаетесь?
Посмотрите на ситуацию глазами ребенка: он поглощен интересным занятием, например, клеит бумагу, что-то вырезает ножницами. Вдруг он слышит: “Иди спать!” Занятие в самом разгаре, он уже не может остановиться и бросить все на полпути. Ему хочется доиграть. А его грубо прерывают, и даже не поинтересовались, что он собирается с этой бумагой делать дальше. Несправедливо! И ребенок тянет до последнего. С повышением родительского голоса параллельно возрастает внутреннее сопротивление ребенка, переходя в упрямство. И все. Конфликт обеспечен.
Даже если ваш сын или дочь подчинятся, внутри они будут очень обижены на вас. Ведь вам самим неприятно, когда вас, к примеру, отвлекают от интересного телефонного разговора или готовки на кухне. Вы чувствуете себя сердитым на этого человека, может даже возникнуть неудовлетворенность в душе – а ведь аналогичные чувства испытывает и ребенок. Только дети своими чувствами управлять еще не умеют, они импульсивны и зачастую все, переживаемое ими, выплескивается наружу.
Итак, вы увидели все глазами ребенка. Присядьте рядом с ним, поинтересуйтесь его делом, похвалите, что тот успешно его выполняет. После чего скажите, что пора спать и предложите ему помощь в уборке игрушек. Если он ответит: “Не хочу спать!”, не настаивайте. Задайте ему вопрос: “Ты хочешь еще поиграть немного?” Скорее всего, он ответит: “Да!”. Тогда предложите ему альтернативу: “Хорошо, ты можешь еще немного поиграть, а потом мы пойдем в кроватку и почитаем нашу любимую книжку”. То есть, вы задаете ребенку привлекательную перспективу, которая поможет ему по быстрее закончить предыдущее дело ради следующего.
«Что нам нужно знать, чтобы добиться послушания ребенка»
- Поставить себя на месте сына или дочки, прочувствовать ситуацию.
- Выяснить настоящие желания ребенка.
- Предложить привлекательную для него альтернативу, при этом позволить довести дело до конца (при необходимости помочь).
4. В конфликте очень важно вовремя не перейти ту грань, за которой вы не сможете
потом управлять своим непослушным ребенком без слез и истерик.
5. Ни в коем случае не пользуйтесь подкупом! Не предлагайте ему в обмен на хорошее
поведение что-то материальное: конфетка, новая игрушка и т.п.
6. В своей линии поведения будьте последовательны, чтобы малыш был
уверен в вас самих, и мог положиться на ваши слова.
Любите своего ребенка, несмотря на поведение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агитвыступление "Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу"
Итоговое выступление детей подготовительной к школе группы после курса занятий по здоровьесбережению...
Конспект занятия «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу»
Конспект занятия «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу» Программное содержание. Образовательные: - систематизировать знания детей о ср...
"Витамины я люблю - быть здоровым я хочу!"
Конспект открытого занятия в средней группе...
«Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу». Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по социальному развитию.
Тема: «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу»...
Конспект игры КВН "Я здоровье берегу-быть здоровым я хочу"
"Я здоровье берегу-быть здоровым я хочу"...
витамины я люблю -быть здоровым я хочу!
материал (папка передвижка) предназначен для родителей дошкольников.роль витаминов в организме детей...