Как быть с детским "Не хочу!"
статья

Антамонова Инна Николаевна

В статье освещена  проблема детского непослушания, с которым часто сталкиваются как педагоги, так и родители. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_neposlushanie.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

КАК БЫТЬ С ДЕТСКИМ: “НЕ ХОЧУ!”?

Многие затяжные конфликты между родителями и детьми часто проистекают из-за ошибок воспитания и различных его перегибов. Всем знакома ситуация, когда непослушный ребенок, открыто,  бросает вызов, настаивая на своих желаниях и полностью игнорируя все наставления, увещания, просьбы и уговоры. Отчего это происходит? Возможно ли, избежать такого неприятного явления, как упрямство ребенка и его отказ слушаться?

Когда начинается воспитание?

Однажды к одному мудрому человеку обратились молодые родители трехдневного малыша. Они спрашивали, с какого возраста им следует начать воспитание своего дитяти. Ответ был лаконичен: «Вы опоздали на три дня!»

Воспитание начинается там, где рождается любовь родителей к крохе. Оно не сводится к перечню жестких правил и запретов, чаще всего вызывающих упрямство ребенка и непослушание.  Это нечто большее, чему родители учатся всю свою жизнь, порой на своих ошибках. Недостаточно получить соответствующее образование, пусть даже психологическое или педагогическое – прежде всего,  нужно хорошо чувствовать душу ребенка и любить его самого, независимо от его поведения.

Дети остро нуждаются в положительном восприятии их близкими. Тогда им легче корректировать свое поведение. Родителям нужно сказать своему ребенку: “Я тебя очень люблю, ты у меня хороший, но вот это (конкретное) поведение мне не нравится. Давай так не будем делать…»

В повседневной жизни возникает много конфликтных ситуаций, когда точки зрения родителей и детей диаметрально противоположны, их интересы лежат в разных плоскостях и обе стороны настаивают на подчинении одной другой:

Ситуация 1. Ребенок не желает укладываться спать. Стрелки часов давно перешагнули крайний срок “отбоя”. Родитель повторяет: “Пора спать!” в разных вариациях, причем интонация меняется от обыденной спокойной до грозного окрика, а тот глух к его словам и увлеченно занимается своими делами. Недовольство нарастает, начинаются сомнения в собственном родительском авторитете.

Ситуация 2. Попытка накормить сына или дочку кашей, которая заканчивается многообещающим: “Никуда ты не пойдешь, пока не съешь вот это”. Ребенок демонстративно отворачивается и пытается увильнуть. Итог: каша не съедена, родитель пьет валерьянку.

Ситуация 3: Мама недовольна беспорядком в детской и просит дочку убрать за собой. Та соглашается, но продолжает заниматься своими делами. Мама один раз просто сказала убрать, второй раз повторила просьбу, третий раз – приказала уже более жестким тоном. Нет результата.  Скоро гости, ее терпение кончается, и она начинает ругать дочь. Итог: зареванное дитя, беспорядок, испорченное настроение, да и перед гостями неловко.

Средства “укрощения строптивых”

Как же достойно выйти из этих “поединков” с детьми? Можно ли добиться послушания своего сына или дочки без применения крайних средств?

Есть простое и универсальное средство:

1. “Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”.

2. “Не раздражайте своих детей”.

Как применить это средство к нашим ситуациям? Очень просто. Прежде чем попросить своего сына или дочку о чем-то, поставьте себя на их место. Как бы вы сами восприняли эту просьбу, стали бы охотно выполнять ее с учетом того, чем вы сейчас занимаетесь?

Посмотрите на ситуацию глазами ребенка: он поглощен интересным занятием, например, клеит бумагу, что-то вырезает ножницами. Вдруг он слышит: “Иди спать!” Занятие в самом разгаре, он уже не может остановиться и бросить все на полпути. Ему хочется доиграть. А его грубо прерывают, и даже не поинтересовались, что он собирается с этой бумагой делать дальше. Несправедливо! И ребенок тянет до последнего. С повышением родительского голоса параллельно возрастает внутреннее сопротивление ребенка, переходя в упрямство. И все. Конфликт обеспечен.

Даже если ваш сын или дочь подчинятся, внутри они будут очень обижены на вас. Ведь вам самим неприятно, когда вас, к примеру, отвлекают от интересного телефонного разговора или готовки на кухне. Вы чувствуете себя сердитым на этого человека, может даже возникнуть неудовлетворенность в душе – а ведь аналогичные чувства испытывает и ребенок. Только дети своими чувствами управлять еще не умеют, они импульсивны и зачастую все, переживаемое ими, выплескивается наружу.

Итак, вы увидели все глазами ребенка. Присядьте рядом с ним, поинтересуйтесь его делом, похвалите, что тот успешно его выполняет. После чего скажите, что пора спать и предложите ему помощь в уборке игрушек. Если он ответит: “Не хочу спать!”, не настаивайте. Задайте ему вопрос: “Ты хочешь еще поиграть немного?” Скорее всего, он ответит: “Да!”. Тогда предложите ему альтернативу: “Хорошо, ты можешь еще немного поиграть, а потом мы пойдем в кроватку и почитаем нашу любимую книжку”. То есть, вы задаете ребенку привлекательную перспективу, которая поможет ему по быстрее закончить предыдущее дело ради следующего.

«Что нам нужно знать, чтобы добиться послушания ребенка»

  1. Поставить себя на месте сына или дочки, прочувствовать ситуацию.
  2. Выяснить настоящие желания ребенка.
  3. Предложить привлекательную для него альтернативу, при этом позволить довести дело до конца (при необходимости помочь).

 4.  В конфликте очень важно вовремя не перейти ту грань, за которой вы не сможете

      потом управлять своим непослушным ребенком без слез и  истерик.

5.   Ни в коем случае не пользуйтесь подкупом! Не предлагайте ему в обмен на хорошее

      поведение что-то материальное: конфетка, новая игрушка и   т.п.

 6.   В своей линии поведения будьте последовательны, чтобы малыш был

       уверен в вас самих,  и мог положиться на ваши слова.

Любите своего ребенка, несмотря на поведение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агитвыступление "Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу"

Итоговое выступление детей подготовительной к школе группы после курса занятий по здоровьесбережению...

Конспект занятия «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу»

Конспект занятия «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу»     Программное содержание.      Образовательные: - систематизировать знания детей о ср...

"Витамины я люблю - быть здоровым я хочу!"

Конспект  открытого  занятия  в  средней группе...

Конспект игры КВН "Я здоровье берегу-быть здоровым я хочу"

"Я здоровье берегу-быть здоровым я хочу"...

витамины я люблю -быть здоровым я хочу!

материал (папка передвижка) предназначен для родителей дошкольников.роль витаминов в организме детей...