«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры».
методическая разработка

Климчук Наталья Викторовна

Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. В этой связи народный язык начинает терять свою эмоциональность. Наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре, творчеству русского народа.

Материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_k_kulture.docx536.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры».

Климчук Н.В., воспитатель

МКДОУ д/с №1 «Умка»

Актуальность темы:

Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. В этой связи народный язык начинает терять свою эмоциональность. Наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре, творчеству русского народа.

Материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме.

Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня возникает необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре.

Передо мною стояла цель:развитие личности ребёнка через приобщение к истокам русской народной культуры.

Задачи:

1.Воспитывать интерес к познанию культуры русского народа.

2.Дать представления об особенностях жизни русского народа, его лучших национальных качествах в разнообразных видах деятельности: речевой, игровой, музыкальной, художественной, театральной.

3.Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению со взрослыми и со сверстниками.

4. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову.

5.Расширять знания детей о малых жанрах фольклора;

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

Беседы «Народные традиции».

  • Есть ли у тебя любимый праздник и как ты отмечаешь его дома? 

  • Какие народные праздники ты знаешь? 

  • Какие праздники отмечают в твоей семье? 

  • Как вы готовитесь к празднику (называется тот праздник, который обозначил ребенок) 

  • Какие народные песенки, потешки, считалки игры ты знаешь? 

  • Назови народные игры, в которые ты любишь играть?

 

  • С какими традициями и праздниками ты хочешь познакомиться? Почему? 

Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;

C:\Users\User\Desktop\IMG-20210827-WA0000.jpg

https://fhd.multiurok.ru/html/2017/09/05/s_59aeae6b5d761/683354_2.jpeghttps://cdn1.ozone.ru/multimedia/1014265197.jpg

http://www.slav-museum.ru/wp-content/gallery/gorodeckaya-2017/mg_4319.jpg

Дидактические игры:

«Русский народный костюм»; «Сложи картинку»; «Собери узор»;«Укрась кокошник»; «Чей костюм?»; «Что лишнее?»;«Обведи элемент».

Использование народных игр,(«Гуси-лебеди»; «Заря-заряница»; «Горелки»; «Пятнашки»; «Краски»; «Карусель»; «У медведя во бору»; «Тетере»; «Про чижика»;«Рыбаки и рыбки»)в том   числе хороводов(«Кукушка»; «Заинька–горностаинька»; «Овощи»;«Игра с колокольчиком»)

Кроме того, параллельно велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их особенностями традиционной народной культуры, с принципами воспитания уважения к иным культурным традициям.

 С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации

  • «Фольклор в воспитании детей», «Подвижные игры на детских семейных праздниках».
  • «Семейные традиции»;"Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание личности ребенка";
  • "Моя родословная» размещение информации об воспитании у детей в семье интереса к традиционной народной культуре,
  • К народным праздничным традициям в рукописных журналах «Пасха», «Широкая Масленица» «Рождественские обычаи и обряды».

        Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

 Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие    в проведение русских народных праздниках, в изготовление  атрибутов, в  украшении  группы  к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица,  участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания  на родительских собраниях.

В заключение можно сделать вывод:

У детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам. Дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.Дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.Могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
У детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты. Проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи. 
У родителей:
Познакомились с культурой и традициями своего народов, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов. 

В группе совместно с родителями был создан музей народного быта, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта. 
Оформлены фотоальбомы: «"Моя малая Родина". Составление семейной родословной и герба семьи. Выставка «Семейные реликвии» 
Создана картотека подвижных народных игр и фольклора.
Выставка совместного творчества детей и родителей, на которой представленыпредметы народного декоративного творчества;
выставка «Пасхальных яиц», на которой были представлены множество украшенных пасхальных яиц, композиции библейских сюжетов и различные макеты на пасхальную тему. Выставка матрешек, как сувенирных, так и изготовленных руками детей: из глины, бумаги, соленого теста.  Выставка рисунков, бумажных и тряпичных кукол, различные детские работы посвященные праздникам народного календаря. Тематические выставки «Дымково», «Гжель», «Хохлома» и др.Выставка кукол «Куклы наших бабушек», на которой ребята смогли познакомиться со старинными куклами: куклы-обереги, тряпичные куклы, игрушки из глины, соломы, куклы-закрутки; увидели, чем отличаются куклы для игр и обрядовые игрушки (свадебная, пасхальная, кукла-оберег).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем ...

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...

«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...