Роль и место учреждений дошкольного образования в воспитании детей
статья
Актуальность темы исследования. Воспитание представляет собой крайне ответственный процесс и подразумевает влияние на процесс формирования личностных качеств ребенка. Воспитание начинается с первых месяцев жизни детей и продолжается долгие годы. В воспитательном процессе значимую роль играет не только семья, но и другие социальные институты, одним из которых является дошкольное образовательное учреждение. В связи с важностью роли и места учреждений дошкольного образования в воспитании детей тема данного исследования представляется особенно актуальной.
Целью данной работы является изучение роли и места учреждений дошкольного образования в воспитании детей. Данная цель определила необходимость решения следующих задач:
- раскрыть цели, задачи и принципы воспитания и образования в дошкольном образовательном учреждении;
- рассмотреть взаимодействие ДОУ и родителей воспитанников.
Объектом исследования является воспитание детей. Предмет исследования – роль и место учреждений дошкольного образования в воспитании детей.
Теоретико-методологической базой исследования послужили теории и гипотезы, изложенные в трудах отечественных ученых в области педагогики, возрастной психологии, психологии образования.
Методы исследования. В ходе исследования применялись методы дедукции и индукции, сравнения и обобщения, метод анализа и синтезаю.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основного содержания, заключения и списка литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_i_mesto_uchrezhdeniy_doshkolnogo_obrazovaniya_v_vospitanii_detey.docx | 43.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Образовательный центр "Протон"
Работа:Левитской Анны Романовны
направление _______Проектирование_учебного_процесса________________
направленность________Дошкольное_образование______________________
Тема |
Роль и место учереждений дошкольного |
образования в воспитании детей |
Москва 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Цели, задачи и принципы воспитания и образования в дошкольном образовательном учреждении 4
2. Взаимодействие ДОУ и родителей воспитанников 8
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Воспитание представляет собой крайне ответственный процесс и подразумевает влияние на процесс формирования личностных качеств ребенка. Воспитание начинается с первых месяцев жизни детей и продолжается долгие годы. В воспитательном процессе значимую роль играет не только семья, но и другие социальные институты, одним из которых является дошкольное образовательное учреждение. В связи с важностью роли и места учреждений дошкольного образования в воспитании детей тема данного исследования представляется особенно актуальной.
Целью данной работы является изучение роли и места учреждений дошкольного образования в воспитании детей. Данная цель определила необходимость решения следующих задач:
- раскрыть wели, задачи и принципы воспитания и образования в дошкольном образовательном учреждении;
- рассмотреть dзаимодействие ДОУ и родителей воспитанников.
Объектом исследования является воспитание детей. Предмет исследования – роль и место учреждений дошкольного образования в воспитании детей.
Теоретико-методологической базой исследования послужили теории и гипотезы, изложенные в трудах отечественных ученых в области педагогики, возрастной психологии, психологии образования.
Методы исследования. В ходе исследования применялись методы дедукции и индукции, сравнения и обобщения, метод анализа и синтезаю.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основного содержания, заключения и списка литературы.
1. Цели, задачи и принципы воспитания и образования в дошкольном образовательном учреждении
Целью дошкольного воспитания и образования является предоставление каждому ребенку базового образования, основ базовой культуры, развитие у ребенка сенсорики, умственных, эстетическых, нравственных качеств личности.
Задачами дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является обеспечить воспитанникам[1]:
- развитие физического здоровья;
- поддержка эмоционального благополучия;
- волевое развитие;
- интеллектуальное развитие.
Воспитание в ДОУ нацелено главным образом на то, чтобы дети научились жить в обществе, сформировали необходимые навыки взаимодействия и коммуникации с окружающими[2]. Общение со сверстниками для дошкольников служит необходимым компонентом гармоничного развития. В процессе игры и общения с остальными детьми дошкольник обретает первые навыки самостоятельности, становящиеся основой самоорганизации ребенка в семье и, в дальнейшем, в школе.
Также задачами воспитания ребенка в детском саду служит умственное, нравственное, физическое и эстетическое его развитие. Поэтому воспитатель должен предлагать детям самые разнообразные занятия, будь то рисование, музыка, конструирование, аппликация, физическая активности и т.д.
Таким путем у ребенка развивают пять ключевых личностных потенциалов, а именно: коммуникативный, познавательный, художественный, ценностный и физический[3]. Использование разных методов воспитания в ДОУ дает возможность достичь намеченного результата и при этом учесть индивидуальные особенности каждого ребенка в группе.
Для эффективного и гармоничного воспитания в дошкольном образовательном учреждении необходимо обеспечить неукоснительную реализацию следующих психолого-педагогические условий[4]:
1) уважать человеческое достоинство детей, формировать и поддерживать у них позитивную самооценку, уверенность в собственных возможностях, силах и способностях;
2) строить образовательную деятельность на базе такого взаимодействия взрослых с детьми, которое ориентировано на интересы и возможности каждого отдельного воспитанника и учитывает социальную ситуацию его развития;
3) использовать в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми, которые соответствуют их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимо как искусственного ускорять, так и искусственно замедлять развитие воспитанников);
4) оказывать поддержку доброжелательного, положительного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разного рода совместной деятельности;
5) предоставлять детям возможность выбора видов активности, материалов, партнеров по общению и совместной деятельности;
6) поддерживать инициативу и самостоятельность детей в выбранных ими видах деятельности;
7) защищать детей от всех форм физического и психологического насилия.
Также в детском саду должны быть созданы необходимые материальные условия для решения воспитательно-образовательных задач, успешного развития и оздоровления детей. К ним относят:
- физкультурный зал;
- бассейн;
- игровая комната;
- музыкальный зал;
- изостудия;
- зимний сад;
- логопедический кабинет;
- медицинский кабинет.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть построена на следующих принципах:
- насыщенность;
- транспортируемость;
- полифункциональность;
- вариативность;
- доступность;
- безопасность.
Перечисленные требования нацелены на создание такой социальной ситуации развития для детей, которая бы:
- гарантировала охрану физического и психического состояния здоровья детей[5];
- обеспечивала эмоциональное благополучие воспитанников;
- способствовала профессиональному развитию педагогов;
- обеспечивала открытость дошкольного образования;
- создавала условия для развивающего вариативного образования дошкольников;
- формировала условия для конструктивного участия родителей детей (или их законных представителей) в образовательно-воспитательной деятельности в ДОУ[6].
Педагогический коллектив детского сада также оказывает сильнейшее влияние на воспитательный процесс. В идеале взаимоотношения между сотрудниками ДОУ строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности, участия в совместных делах. В отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями, выполняются нормы уважительного отношения ко всем членам коллектива, педагоги ответственны в выполнении своих должностных обязанностей. Личностные и профессиональные качества руководителя направлены на создание эмоционального комфорта в коллективе[7]. Психологический климат определяет настроение педагогических работников, их самочувствие, удовлетворенность совместной деятельностью и общением, качество оказываемых услуг.
Таким образом, для эффективного и гармоничного воспитания в дошкольном образовательном учреждении необходимо обеспечить неукоснительную реализацию ряда психолого-педагогические условий.
2. Взаимодействие ДОУ и родителей воспитанников
Для синхронизации воспитательных усилий семьи и ДОУ необходимо обеспечить конструктивное взаимодействие с родителями воспитанников. Необходимо создать условия для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий[8]. Сотрудничество семей и детского сада должно предусматривать постоянное информирование родителей о содержании, формах и методах работы с детьми, включение родителей в процесс общественного образования их детей[9].
Родители воспитанников должны чаще привлекаться к участию в мероприятиях ДОУ, к примеру:
- Выставки совместного творчества детей и взрослых;
- Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- Конкурс «СуперПАПА»;
- Смотры-конкурсы;
- Совместные субботники;
- Проектная деятельность;
- Мастер-классы, открытые театральные просмотры.
Задачи по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников и соответствующие им формы работы с родителями представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Задачи по взаимодействию с семьями и соответствующие им формы работы с родителями
Задачи по взаимодействию с семьей | Форма работы с родителями |
Изучение семей воспитанников, изучение семейного опыта обучения и воспитания детей | Индивидуальные формы работы: беседа. Информационно-аналитическая форма работы (устные опросы, анкетирование). Наглядно-информационная форма работы (предоставление наглядной информации). |
Привлечение родителей воспитанников к активному участию в жизни ДОУ и группы | Совместные мероприятия воспитателей, родителей и детей: - праздники («День матери», «День семьи»); - семейный досуг (викторина, тематические выставки «Мама, папа, я - дружная семья»). - привлечение родителей к образовательной деятельности в группе – викторины, совместное творчество, открытые уроки, проектная деятельность. |
Просвещение родителей воспитанников в сфере детской психологии и педагогики | Совместные мероприятия воспитателей и родителей: круглые столы, тренинги, консультации, родительские собрания в формате деловой игры. |
За счет указанных мер происходит улучшение взаимодействия ДОУ с родителями детей, увеличение индивидального подхода к воспитанникам и охрана их благополучия, создание комфортных психолого-педагогические условий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Целью дошкольного воспитания и образования является предоставление каждому ребенку базового образования, основ базовой культуры, развитие у ребенка сенсорики, умственных, эстетическых, нравственных качеств личности. Воспитание в ДОУ нацелено главным образом на то, чтобы дети научились жить в обществе, сформировали необходимые навыки взаимодействия и коммуникации с окружающими.
В процессе воспитанияв ДОУ у ребенка развивают пять ключевых личностных потенциалов, а именно: коммуникативный, познавательный, художественный, ценностный и физический. Использование разных методов воспитания в ДОУ дает возможность достичь намеченного результата и при этом учесть индивидуальные особенности каждого ребенка в группе.
Для синхронизации воспитательных усилий семьи и ДОУ необходимо обеспечить конструктивное взаимодействие с родителями воспитанников. Необходимо создать условия для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий.
Таким образом, роль и место учреждений дошкольного образования в воспитании детей огромно, и от неукоснительной реализации главных психолого-педагогические условий зависит эффективность и гармоничность воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Баева, И.А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде / И.А. Баева // Вестник ЧГПУ. – 2015. – №6.
- Григорьева-Голубева, В.А. Особенности педагогического взаимодействия в свете аксиологического подхода к образованию / В.А. Григорьева-Голубева // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2016. – №2.
- Головань, Д.В. Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка / Д.В. Головань // Молодой ученый. ‒ 2018. ‒ №1(187). ‒ С. 127-129.
- Корытова, Г.С. Психологическая безопасность и защищенность образовательной среды: факторы риска, угрозы и условия / Г.С. Корытова, Е.Ю. Закотнова // Вестник ТГПУ. – 2015. – №9(162).
- Мирина О.Л. Роль дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка / О.Л. Мирина // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых. ‒ 2018. ‒ №11.
- Семикин, В.В. Психологическая культура в структуре личности и деятельности педагога / В.В. Семикин // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2014. – №6.
- Социальная педагогика: учебник / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 319 с.
- Щипанова, И.А. Современные особенности педагогического взаимодействия / И.А. Щипанова // Педагогическое образование в России. – 2016. – №4.
[1] Мирина О.Л. Роль дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка / О.Л. Мирина // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых. ‒ 2018. ‒ №11.
[2] Головань, Д.В. Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка / Д.В. Головань // Молодой ученый. ‒ 2018. ‒ №1(187). ‒ С. 127-129.
[3] Мирина О.Л. Роль дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка / О.Л. Мирина // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых. ‒ 2018. ‒ №11.
[4] Григорьева-Голубева, В.А. Особенности педагогического взаимодействия в свете аксиологического подхода к образованию / В.А. Григорьева-Голубева // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2016. – №2.
[5] Баева, И.А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде / И.А. Баева // Вестник ЧГПУ. – 2015. – №6.
[6] Головань, Д.В. Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка / Д.В. Головань // Молодой ученый. ‒ 2018. ‒ №1(187). ‒ С. 127-129.
[7] Семикин, В.В. Психологическая культура в структуре личности и деятельности педагога / В.В. Семикин // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2014. – №6.
[8] Головань, Д.В. Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка / Д.В. Головань // Молодой ученый. ‒ 2018. ‒ №1(187). ‒ С. 127-129.
[9] Социальная педагогика: учебник / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: ИНФРА-М, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества образования в дошкольном учреждении через художественно-эстетическое воспитание детей.
приоритетное направление в ДОУ - художественно-эстетическое развитие детей....
Повышение качества образования в дошкольном учреждении через художественно-эстетическое воспитание детей.
приоритетное направление в ДОУ - художественно-эстетическое развитие детей....
«Кукла зерновушка. Посиделки в светелке»План – конспект занятия по направлению художественно – эстетического развития воспитанников в интеграции с духовно-нравственным воспитанием детей в учреждениях дошкольного образования
На примере традиционной народной куклы происходит знакомство детей с историей России, историей родного края, формируется интерес к народным промыслам, дети знакомятся с народным фольклором, у детей ра...
«Роль дидактических игр в экологическом образовании и воспитании детей дошкольного возраста»
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...
«Роль воспитателя дошкольного образовательного учреждения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста». Презентация и доклад данного выступления размещены на сайте ДОУ http://wwwdsad-berezkarg.edusite.ru
Совместная работа Бурбиловой Татьяны Григорьевны, воспитателя МКДОУ детского сада «Березка» и Жихаревой Елены Александровны,старшего воспитателя МКДОУ детского сада «Березка» о...
Роль дидактических игр в экологическом образовании и воспитании детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...