Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_ranniy_vozrast.doc | 46.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №45
Московского района,
г. Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Составила:
Воспитатель
Давыдова В.С.
Санкт-Петербург
2020г.
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т. е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Цель: создать благоприятные ихолого-педагогические условия, способствующие успешной адаптации детей к детскому саду.
Задачи:
Формировать у малышей положительную ассоциативную связь с дошкольным учреждением;
Обеспечить психологическую поддержку и помощь детям с неблагополучным прогнозом адаптации;
Обучить родителей приемам снятия психологического напряжения в период адаптации ребенка в ДОУ.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс),
Адаптация ребёнка к детскому саду - непростой процесс для всех его участников: самого ребёнка, его родителей и воспитателей
С приходом в детский сад жизнь ребенка меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, незнакомые люди вокруг и необходимость установления контакта с ними, это неизменно влечет за собой изменения в поведенческих реакциях ребенка.
Некоторые дети адаптируются очень легко – без слез бегут в группу. Играют, веселятся и не хотят уходить домой. Другие – никак не могут оторваться от мамы. Цепляются за нее, громко плачут и боятся заходить в группу. Какой будет адаптация в детском саду – зависит от родителей, воспитателей и самого ребенка.
При успешной адаптации выделяют два основных критерия: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Под биологической адаптацией понимается перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям жизни. Эта перестройка осуществляется на основе врожденных механизмов. Уже новорожденный ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, которые специально создаются в семье после его рождения.
Биологическая перестройка происходит и в период первоначального пребывания ребенка в детском учреждении. Он должен привыкнуть к новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании.
Наряду с биологической, осуществляется и социальная адаптация, т.е. способность изменить своё поведение в зависимости от новых социальных условий.
Период адаптации – тяжёлое время для ребёнка, его родителей и воспитателей. Выделяется несколько степеней тяжести при адаптации:
- Легкая адаптация: практически нет внешних изменений, ребенок активен, поведенческие реакции нормализуются через 1-2 недели.
- Средняя степень адаптации: настроение ребёнка может быть неустойчивым, наблюдается отсутствие аппетита, беспокойный сон. Длиться этот период может от 20 до 40 дней.
- Тяжелая степень адаптации: до шести месяцев. Ребенок теряет вес, часто болеет, продолжительный плач, замкнутость, плохая отвлекаемость, агрессия, неуправляемое поведение.
Как бы мы не готовили ребенка к яслям, все равно в первое врямя он будет находиться в состоянии стресса. Это будет проявляться в виде следующих нарушений:
- Отказ от пищи
- негативное эмоциональное состояние
- ухудшение самочувствия (может наблюдаться повышение температуры)
- беспокойный сон или его отсутствие
- отказ от контактов со взрослым
Тяжелее всего будет тому ребенку, который дома находился на попечении всех родных по очереди, который не привык самостоятельно занять себя ни на минуту.
При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно 2-3 недели), он не болеет или болеет всего один раз, не более недели и без осложнений. Если родители смогли сформировать у малыша навыки самообслуживания, умение играть, если домашний режим совпадает с детсадовским, то адаптационный период скорее всего будет быстрым и менее безболезненным.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:
• Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
Наличие у ребенка своеобразных привычек;
• Неумение занять себя игрушкой;
• Несформированность культурно-гигиенических навыков;
• Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми;
• Повышенный уровень тревожности у родителей
• Тип темперамента ребенка флегматичный или меланхоличный (они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: быстрое одевание, собирание на прогулку, прием пищи.
Рекомендации для родителей на период адаптации:
- Постарайтесь создать в семье спокойную и дружескую атмосферу
- Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, посещайте с ним детские парки, площадки, приучайте к игре в песочницах
- Дайте ребенку в садик его любимую игрушку
- Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенным: вначале нужно привести ребенка в группу, познакомьте его с воспитателем, игрушками, другими детьми и вернитесь домой.
- Ограничьте пребывание в детском саду до дневного сна, далее в зависимости от состояния ребенка увеличивайте время нахождения в саду.
- Будьте терпеливы
Проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Список литературы:
1. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада – ст. Н. В. Соколовская. - Волгоград : Учитель, 2010. - 188 с
2. 2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задача: создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...
Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.
Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...
Родительское собрание в первой группе раннего возраста на тему: ««Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
родительское собрание...
Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...
Консультация для педагогов групп раннего возраста: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".
Цель: расширение представлений педагогов об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....