Родительское собрание "Эмоциональное благополучие ребенка в семье"
методическая разработка (средняя группа)
Родительское собрание Круглый стол, в средней группе "Эмоциональное благополучие ребенка в семье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krugl_stol_emots_blagopoluch_rebenka_v_seme_sr_gr.docx | 35.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 202 «Золушка» города Буденновска Буденновского района»
Круглый стол для родителей средней группы
««Эмоциональное благополучие ребенка в семье»
Подготовила:
Левашова О.В.
г. Буденновск,2021г.
Цель: 1. Формирование убеждения у родителей в необходимости поддержания психологического
комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности.
2.Установление сотрудничества детского сада и семьи по проблеме укрепления
психологического здоровья.
Задача:
-повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
-способствовать созданию эмоционально- благоприятной семейной атмосферы.
Ход мероприятия:
- Приветствие
Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада Вас приветствовать на собрании, тема которого «Эмоциональное благополучие ребёнка».
По мнению Всемирной Организации Здоровья, здоровье – это состояние полной гармонии физического, психического и эмоционального благополучия ребёнка. Поэтому мы, сегодня поговорим о значимости эмоционального благополучия ребёнка для сохранения и укрепления его здоровья.
- Упражнение «Улыбайтесь! »
Воспитатель. Всем нам, взрослым крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала тёплая и доброжелательная улыбка. А внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своём отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнётесь.
А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками.
- Лекция «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»
Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.
Оно выражается в следующих чертах поведения и
чувств ребенка:
-наличии чувства доверия к миру;
-способности проявлять гуманные чувства;
-способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
-наличии положительных эмоций и чувства юмора;
-способности и потребности в телесном контакте;
-чувстве удивления;
-вариативности поведения;
-способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования- соперничества;
-способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
-способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.
Иван Александрович Ильин писал:
« ... Семья - первичное лоно человеческой культуры... Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец».
Т.е.- родители, являются составляющей первую общественную среду ребенка, играют существеннейшую роль в его жизни.
И если в первые годы любовь родителей обеспечивает жизнь и безопасность, то по мере взросления она все более выполняет функцию поддержания внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.
При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.
- Как вы думаете, в чем это проявляется? (Высказывания родителей)
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны, быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, грызут ногти, крутят волосы.
- Анализ и обсуждение результатов анкетирования: «Эмоциональное развитие ребенка»
(приложение1)
- Причины нарушения эмоционального благополучия детей.
После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей. (приложение 2)
- Упражнение «Сердце»
Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из перечисленных выше причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка.
Если причина: одна – сердечко зеленого цвета;
- две и более – сердечко синего цвета;
- нет ни одной – сердечко красного цвета.
Родители выбирают сердечко определенного цвета и прикрепляют к большому сердцу, висящему на доске.
Все эти негативные факторы пораждают изменения в эмоциональной сфере. Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её
выражения.
- Советы родителям «Ромашка нежности» (приложение 3)
Цель: создание условий психологического комфорта ребенку в семье.
Родителям предлагают сорвать один из лепестков ромашки и зачитать совет по созданию условий психологического комфорта ребенку в семье.
- “Психологическая зарядка”.
Родителям предлагается выполнить определенные движения, если они согласны с данными высказываниями:
Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.
Если вы считаете, что самым эффективным наказанием для ребенка является лишение удовольствия – кивните головой.
Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.
Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.
Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.
Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.
Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.
- Наказание- одна из причин нарушения эмоционального благополучия ребенка в семье.
- Как вы думаете, наказание детей может быть одной из причин нарушения эмоционального благополучия ребенка? (ответы родителей)
- Дискуссия
- Наказание происходит потому что?
- Мне приходится наказывать ребенка, когда он?
Мне хочется ответить словами известного российского психолога Владимира Левина, который написал семь правил для всех – «Наказывая, подумай: «За чем?»
- Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
- Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте. Никаких наказаний для «профилактике», «на всякий случай»!
- За один раз – одно! Даже если проступков совершенно множество, наказание может быть только одно – за все сразу, а не по одному – за каждый проступок.
- Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
- Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. О старых грехах ни слова.
- Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.
- Ребенок не должен бояться наказания, не гнева нашего, а нашего огорчения.
11. Рекомендации родителям по созданию благоприятной эмоциональной атмосфере в семье.
Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения:
- Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
- Как можно чаще улыбайтесь своему ребенку!
- Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, когда мама жестами коснется его.
- Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни.
- Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.
- Эмоционально благополучный ребенок это (приложение 4)
- Упражнение «Пожелание»
Участники на листе пишут пожелания, затем все складывается в одну коробочку и каждый по берет и читает.
На этом наша встреча подходит к концу и я хотела бы пожелать вам:
«Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения и ваши дети вырастут спокойными и, уравновешенными – психологически здоровыми.»
1.Упражнение «Приветствие»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, настрой группы на работу.
Передавая по кругу мяч, улыбнитесь друг другу и поприветствуйте.
- Лекция на тему: «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»
Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
Недаром говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает» Так оно и есть. Все, что делают взрослые, непроизвольно фиксируется детьми, а после воспроизводится: их взгляды, слова, поступки. Непослушные дети появляются у тех родителей, которые сами в детстве страдали от конфликтов с родителями.
Ребенку с момента рождения необходимо не только уход и питание, но и общение. Если ребенок лишен постоянного контакта со взрослыми, он плохо развивается не только психически, но физически: не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Общение взрослого и ребенка происходит через взгляды, слова и прикосновения.
Через взгляд мы передаем ребенку свои чувства.( все что творится у нас в душе- отражается в глазах) Ведь не зря говорят «Глаза – зеркало души»
Слово, как и взгляд, имеет огромное значение. Послушайте, как об этом сказал Я. Козловский.
«Слово»
Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят.
Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.
- Анкета «Эмоциональное развитие ребёнка» (приложение 1)
- Советы родителям: «10 ключей успешного воспитания»
- Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и
чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.
- Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.
- Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.
- Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки.
Спрашивайте себя так: – Что случилось бы, если б я не вмешался?
Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если ваш ребенок забывает взять с собой завтрак – не кладите его изо дня в день в портфель. Дайте ему забыть его, проголодаться и запомнить, что по утрам нужно класть завтрак в портфель самому.
- Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку. А для этого в следующий раз, когда он забудет сдать фильм в видеотеку, не спешите отчитывать – он обидится, и урок не пойдет впрок. Не бегите сами, не отдавайте его долги. Пусть он сам решает эту проблему и думает, где взять денег в долг. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда он вернет весь свой долг, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.
- Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились – вы проиграли.
- Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»
- Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное
право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.
- Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.
- Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.
4.Анкета «Какой вы воспитатель?» (приложение1) 5.Рефлексия.
Упражнение «Сердечко»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Эмоциональное благополучие ребенка в семье"
Собрание для родителей средней группы....
Родительское собрание на тему «Сохранение эмоционального благополучия ребенка в семье»
ЗАДАЧИ: Создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Помочь родителям понять своих детей,...
Родительское собрание в средней группе «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»
Профилактика насилия жестокого обращения с ребеном в семье...
Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»
Берегите своих детей,Их за шалости не ругайте.Зло своих неудачных днейНикогда на них не срывайте....
Родительское собрание. «Эмоциональное благополучие ребенка в семье и социуме"».
Консультация "Эмоциональное и познавательное развитие детей дошкольного возраста"...
Родительское собрание "Эмоциональное благополучие ребенка в семье"
Родительское собрание "Эмоциональное благополучие ребенка в семье"...
Конспект родительского собрания "Сохранения психологического благополучия ребенка в семье"
Конспект родительского собранияСохранения психологического благополучия ребенка в семье.Цели: изучения факторов, влияющих на психологическое здоровья ребенка: побуждения родителей проявлять заботу о п...