Обобщение опыта по теме: «Художественная литература как средство нравственного воспитания»
статья (старшая группа)

Сторожилова Елена Алексеевна

Обобщение опыта по теме:

«Художественная литература как средство нравственного воспитания»

 

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности

Нравственное воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. А под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Я считаю, что нравственные качества необходимо формировать через чтение художественной литературы , так как испокон века книга растит человека.

Цели:

Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

Задачи:

  • Помогать усвоению детьми нравственных  и моральных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, порядочность и невежество и т. д
  • Содействовать развитию познавательной сферы детей.
  • Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного мышления и навыков связной речи.
  • Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту не только природную, но и красоту рукотворную, а также внутреннюю красоту человека.
  • Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений.
  • Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать свой нравственный выбор.
  • Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями

Формы работы по нравственному воспитанию посредством

художественной литературы.

  • Чтение художественных произведений.
  • Беседа по прочитанному.
  • Повторное чтение.
  • Дискуссия по прочитаному.
  • Проигрывание ситуаций. Становиться на место персонажа
  • Выставки (книг, творческих работ, рисунков к произведению).
  • Театрализация.
  • Праздники, развлечения.
  • Придумывание своих сказок и рассказов.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром.

Сказка тем прекраснее, что всегда имеет хороший конец. А это, в свою очередь, дает нам уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, так или иначе, и никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями в жизни.

   Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, суметь распознать обман, намерения навредить тебе.

Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей и  всегда содержит в себе какую-то оценку событий. Разбирая произведения, учу детей сопоставлять свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать или совершать  самому.

    Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведений, поэтому после чтения обязательно провожу  беседу о прочитанном, обсуждаем ситуации, заключающие в себе моральный смысл.  Например, при беседе с детьми по рассказу Н.Носова «Карасик» рассматривается ситуация: Виталик обменял карасика на свисток, а когда мама обнаружила пропажу рыбки, он свалил всю вину на котенка. Автор предлагает два  возможных выходах из ситуации: либо сознаться маме во лжи (но тогда последствием будет наказание), либо продолжать утверждать, что карасика съел Мурзик (избежав тем самым наказания). Но затем  Виталик видит последствия своего поступка: мама выгоняет котенка. Жалость к несправедливо наказанному Мурзику из-за его лжи, побуждает Виталика сознаться в своем поступке,  даже, несмотря на возможное наказание.

В ходе беседы с детьми, оценивая поступок героя, стараюсь вызвать у детей сочувствие к нему, побуждаю детей переживать вместе с героем, для чего предлагаю поставить себя на место героя, разыграть этюд.

      В. Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им решается участь человека».

Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

Используя художественные тексты как готовый культурный материал,  воспитатель выступает проводником из мира книг в мир реальный.  И, как партнер, вместе с детьми удивляется,  восхищается, огорчается, сопереживает персонажам.

     Разумеется,  воспитатель сам должен хорошо ориентироваться в текстах, по крайней мере, прочитывать их заранее и определять, какие из них придутся по душе детям его группы.

     Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: книга должна развивать ребенка, но и одновременно – доставлять удовольствие.

     В связи с этим,  представляется целесообразным определить некоторые общие методические требования:

1. Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы;

2. Время для чтения должно быть четко определено в распорядке дня;

3. Чтение должно проходить в непринужденной обстановке (дети располагаются вблизи взрослого как им удобно); каждый ребенок добровольно присоединяется к читающему, Не желающие в данный момент слушать чтение обязательно соблюдают правило: заниматься своими делами тихо, не мешая остальным;

4. Читать книгу  нужно эмоционально, т.к. монотонное, механическое чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу;

5. Необходимо чередовать: большие литературные произведения для длительного прочтения и  малые литературные формы для непродолжительного.    

 6. Целесообразно также чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей  можно и нужно возвращаться к ранее прочитанным текстам;

 

      Таким образом, считаю, что  использование художественной литературы в разных видах детской деятельности, позволит не только сформировать практические навыки нравственных норм поведения в обществе, но и раскрыть их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

     Надеюсь, что в будущей взрослой жизни у детей  не потеряется детская доброта, уважение, щедрость сердца, понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, чтобы детство останется  в памяти ярким началом жизненного пути.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Художественная литература как средство нравственного воспитания детей"

Проект направлен на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста....

«Чтение художественной литературы как средство нравственного воспитания дошкольников»

quot;Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. . . "Эти слова выдающегося советского педагога В. А.Сухомлинского подчеркивают ве...

Проект на тему: «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников».

Проект на тему: «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». ...

Обобщение опыта по теме: «Художественная литература как средство нравственного воспитания»

нравственные качества необходимо формировать через чтение художественной литературы , так как испокон века книга растит человека...

Консультация для родителей: «Художественная литература, как средство нравственного воспитания дошкольника»

Консультация для родителей: «Художественная литература, как средство нравственного воспитания дошкольника»...

План работы по теме самообразования «Ознакомление с художественной литературой как средство нравственного воспитание дошкольников»

План работы с детьмиСентябрь«Я и моя семья»В.Осеева «Волшебное слово»-подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;-развитие умений делать выводы;-воспитание...