Обобщение опыта по теме: «Художественная литература как средство нравственного воспитания»
статья (старшая группа)
Обобщение опыта по теме:
«Художественная литература как средство нравственного воспитания»
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности
Нравственное воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. А под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
Я считаю, что нравственные качества необходимо формировать через чтение художественной литературы , так как испокон века книга растит человека.
Цели:
Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка.
Задачи:
- Помогать усвоению детьми нравственных и моральных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, порядочность и невежество и т. д
- Содействовать развитию познавательной сферы детей.
- Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного мышления и навыков связной речи.
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту не только природную, но и красоту рукотворную, а также внутреннюю красоту человека.
- Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений.
- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать свой нравственный выбор.
- Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями
Формы работы по нравственному воспитанию посредством
художественной литературы.
- Чтение художественных произведений.
- Беседа по прочитанному.
- Повторное чтение.
- Дискуссия по прочитаному.
- Проигрывание ситуаций. Становиться на место персонажа
- Выставки (книг, творческих работ, рисунков к произведению).
- Театрализация.
- Праздники, развлечения.
- Придумывание своих сказок и рассказов.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром.
Сказка тем прекраснее, что всегда имеет хороший конец. А это, в свою очередь, дает нам уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, так или иначе, и никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями в жизни.
Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, суметь распознать обман, намерения навредить тебе.
Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей и всегда содержит в себе какую-то оценку событий. Разбирая произведения, учу детей сопоставлять свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать или совершать самому.
Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведений, поэтому после чтения обязательно провожу беседу о прочитанном, обсуждаем ситуации, заключающие в себе моральный смысл. Например, при беседе с детьми по рассказу Н.Носова «Карасик» рассматривается ситуация: Виталик обменял карасика на свисток, а когда мама обнаружила пропажу рыбки, он свалил всю вину на котенка. Автор предлагает два возможных выходах из ситуации: либо сознаться маме во лжи (но тогда последствием будет наказание), либо продолжать утверждать, что карасика съел Мурзик (избежав тем самым наказания). Но затем Виталик видит последствия своего поступка: мама выгоняет котенка. Жалость к несправедливо наказанному Мурзику из-за его лжи, побуждает Виталика сознаться в своем поступке, даже, несмотря на возможное наказание.
В ходе беседы с детьми, оценивая поступок героя, стараюсь вызвать у детей сочувствие к нему, побуждаю детей переживать вместе с героем, для чего предлагаю поставить себя на место героя, разыграть этюд.
В. Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им решается участь человека».
Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель выступает проводником из мира книг в мир реальный. И, как партнер, вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, сопереживает персонажам.
Разумеется, воспитатель сам должен хорошо ориентироваться в текстах, по крайней мере, прочитывать их заранее и определять, какие из них придутся по душе детям его группы.
Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: книга должна развивать ребенка, но и одновременно – доставлять удовольствие.
В связи с этим, представляется целесообразным определить некоторые общие методические требования:
1. Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы;
2. Время для чтения должно быть четко определено в распорядке дня;
3. Чтение должно проходить в непринужденной обстановке (дети располагаются вблизи взрослого как им удобно); каждый ребенок добровольно присоединяется к читающему, Не желающие в данный момент слушать чтение обязательно соблюдают правило: заниматься своими делами тихо, не мешая остальным;
4. Читать книгу нужно эмоционально, т.к. монотонное, механическое чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу;
5. Необходимо чередовать: большие литературные произведения для длительного прочтения и малые литературные формы для непродолжительного.
6. Целесообразно также чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно и нужно возвращаться к ранее прочитанным текстам;
Таким образом, считаю, что использование художественной литературы в разных видах детской деятельности, позволит не только сформировать практические навыки нравственных норм поведения в обществе, но и раскрыть их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
Надеюсь, что в будущей взрослой жизни у детей не потеряется детская доброта, уважение, щедрость сердца, понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, чтобы детство останется в памяти ярким началом жизненного пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Художественная литература как средство нравственного воспитания детей"
Проект направлен на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста....
«Чтение художественной литературы как средство нравственного воспитания дошкольников»
quot;Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. . . "Эти слова выдающегося советского педагога В. А.Сухомлинского подчеркивают ве...
Проект на тему: «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников».
Проект на тему: «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». ...
Обобщение опыта по теме: «Художественная литература как средство нравственного воспитания»
нравственные качества необходимо формировать через чтение художественной литературы , так как испокон века книга растит человека...
Проект " Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников"
Воспитывать интерес и любовь к книге....
Консультация для родителей: «Художественная литература, как средство нравственного воспитания дошкольника»
Консультация для родителей: «Художественная литература, как средство нравственного воспитания дошкольника»...
План работы по теме самообразования «Ознакомление с художественной литературой как средство нравственного воспитание дошкольников»
План работы с детьмиСентябрь«Я и моя семья»В.Осеева «Волшебное слово»-подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;-развитие умений делать выводы;-воспитание...