Анализ и разработка дополнений к программе по экологии, разработанной в РГПУ им. Герцена Н.Н. Кондратьевой
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
“Внешне мы, люди, совсем не похожи на деревья. Без сомнения мы иначе воспринимаем окружающий мир. Однако в самой глубине жизни мы и деревья суть одно и то же “.
- Карл Саган
Почему дети обижают растения: ломают ветки, собирают букеты, а потом бросают их, топчут траву, дарят на праздники цветы, которые умирают в вазе, а люди ими любуются?
Всё это происходит от того, что у детей нет системы знаний о растениях. Они не воспринимают растение живым существом. Дети не видят, как они двигаются, не видят их органов чувств. Растения для них - неопознанные объекты! А то, что неизвестно и беззащитно, можно обижать? Как же привить детям уважение к окружающему миру и любовь к живому?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekologii.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
“Внешне мы, люди, совсем не похожи на деревья. Без сомнения мы иначе воспринимаем окружающий мир. Однако в самой глубине жизни мы и деревья суть одно и то же “.
- Карл Саган
Почему дети обижают растения: ломают ветки, собирают букеты, а потом бросают их, топчут траву, дарят на праздники цветы, которые умирают в вазе, а люди ими любуются?
Всё это происходит от того, что у детей нет системы знаний о растениях. Они не воспринимают растение живым существом. Дети не видят, как они двигаются, не видят их органов чувств. Растения для них - неопознанные объекты! А то, что неизвестно и беззащитно, можно обижать?
Диагностика знаний детей о растениях как живых организмах.
Я провела диагностику знаний детей.
Цель: выявить уровень знаний детей о растениях.
Анализ результатов диагностики показал, что дети имеют отдельные представления о растениях как живых организмах. Знания эти неполные, нечёткие, носят отрывочный бессистемный характер. Большинство детей относят растения к области живого. Они выделяют существенные признаки живых существ, но к растениям относят не все. Многие дети не называют признак движения. У детей вызывает затруднение установление связи строения органа и его функционирования (цветы - красота, плод - чтобы есть), зависимости жизни растения от факторов среды. Они имеют неправильные представления о процессах, которые происходят в растениях в различное время года (зимой растения умирают, весной-рождаются). Дети не умеют определять по состоянию растения его потребности.
У детей не сформирована система знаний о растениях как живых организмах.
Причины несформированности знаний о растениях.
Анализ программ по экологии.
В школах нет предмета экологии, не используются программы экологического воспитания детей.
Я проанализировала некоторые программы по экологии, (например, программу Н.Н. Кондратьевой, разработанную в РГПУ им. А.И. Герцена.)
Программы включают следующее содержание:
- знания о целостности и существенных свойствах растений, о внешним строении растений;
- о многообразии мира растений (деревья, кусты, травянистые растения);
- об основных жизненных функциях растений: питании, дыхании, движении, выделении;
- о морфофункциональных связях в растении;
- об общих потребностях растений в свете, влаге, почвенном питании, причастности частей растения к присвоению этих факторов, о способах ухода за растениями в зависимости от их потребностей;
- о приспособленности растений к среде обитания;
- о сезонных изменениях растений;
- о росте, развитии и размножении растений;
- о существовании растений в условиях экосистемы.
Дополнения к программам.
Я предлагаю дополнить программы. Вставить в них раздел «Растения - наши братья». Объяснить детям, что растения похожи на нас. Они понимают и помогают нам.
Раздел необходимо наполнить следующим содержанием:
Древние философы считали все природные организмы живыми, но
пребывающими на разных уровнях сознания. Самый низший - минералы, более высокий - растения, потом-животные. Всё живое на Земле способно
думать, чувствовать, переживать, грустить. Растения обладают теми же пятью органами чувств, что и человек: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом.
Зрение: растения видят свет. Они меняют своё положение в направлении источника света. На конце кукурузного побега обнаружен глаз, способный чувствовать направление света. С его помощью растение поворачивается к солнечному свету. Если кончик побега накрыть непрозрачным колпачком, растение слепнет и не может ориентироваться на солнце. Вместо глаз у растений фоторецепторы на поверхности тела.
Обоняние и вкус: корни ищут питательные вещества в почве. Растения используют пахучие вещества для приёма и передачи информации между собой и животными
Осязание: при прикосновении к мимозе она сразу сжимается.
Слух: растения реагируют на звуки, в том числе на музыку. Они любят музыку, причем вкусы у разных растений разные. Растения любят классическую музыку, особенно Баха. Из инструментов большинство растений предпочитают флейту. А вот рок растения не любят. Стебли отклоняются от источника звука. Растения не любят шум.
У растений как и у людей есть нервная, гормональная и двигательная системы.
Роль нервной системы играют пучки-волокна, по которым, по которым распространяются импульсы.
У растений есть гормоны - тургорины. Они управляют двигательными реакциями растения.
Мышц у растений нет. Движения совершаются путём изменения давления внутри клеток. Растения двигаются, но двигаются очень медленно, незаметно для человеческого глаза. Они могут двигаться легко и грациозно. Если земля высохла, корни найдут более влажное место. Они могут врастать на большую глубину, развивать силу, пробивающую асфальт.
Как и всё живое, растения страдают от голода, жажды, боли. Индийский учёный сэр Иегуди Чандер Боуз открыл, что пересадка дерева также болезненна для растения, как для нас операция без анестезии, и что при пересадке большого хвойного дерева ему удалось избавить его от обычного в таком случае смертельного шока тем, что он успокоил его хлороформом.
Растения чувствуют боль не только свою, но и соседних с ними растений, сопереживают страданиям других. Растения обладают памятью . Они могут узнать того, кто их обидел.
Между растением и человеком устанавливается экстрасенсорный контакт, особенно, если человек заботиться о растении. Растение чувствует, когда с близким ему человеком случается беда. Растение чувствует боль человека. Рядом с безнадёжно больным человеком не живут растения. Они не выносят страданий людей и погибают от сопереживания. Мы не воспринимаем этого на человеческом языке, эти чувства регистрирует техника.
Заключение.
Растения помогают человеку дома, на улице, в лесу. Они защищают нас от шума, очищают воздух и землю от вредных и ядовитых веществ, убивают микробов. Растения, о которых заботятся, передают людям энергию. Они успокаивают, радуют нас. В комнате, где царит любовь и доброжелательность, растения хорошо растут и цветут, накапливают много энергии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнение к программе танцевального кружка "Каблучок"
Дополнительные упражнения и танцевальные игры, используемые на занятиях танцевального кружка «Каблучок»....
Программа оздоровительной работы разработанный на 2015-2016 учебный год.
Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны.В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Однако з...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗРАБОТАННАЯ В СООТВЕТСТВИИ С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
программа для ребенка - инвалида...
Дополнения в Программу развития ДОУ
В связи с внедрением STEAM –технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ были внесены изменения в Программу развития дошкольного учреждения....
Индивидуальная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ МБДОУ «_________» _______________.Пояснительная записка Целью создания индивидуального ...
Речевые игры дополнение к программе "Давай поговорим"
Речевые игры дополнение к программе "Давай поговорим"...
Методическая разработка "Программа музея экологии в ДОУ"
Рабочая программа экологического мини-музея в ДОУ...