Анализ и разработка дополнений к программе по экологии, разработанной в РГПУ им. Герцена Н.Н. Кондратьевой
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Мирян Жанна Витальевна

“Внешне мы, люди, совсем не похожи на деревья. Без сомнения мы иначе воспринимаем окружающий мир. Однако в самой глубине жизни мы и деревья суть одно и то же “.

- Карл Саган

 

Почему дети обижают растения: ломают ветки, собирают букеты, а потом бросают их, топчут траву, дарят на праздники цветы, которые умирают в вазе, а люди ими любуются?

Всё это происходит от того, что у детей нет системы знаний о растениях. Они не воспринимают растение живым существом. Дети не видят, как они двигаются, не видят их органов чувств. Растения для них - неопознанные объекты! А то, что неизвестно и беззащитно, можно обижать? Как же привить детям уважение к окружающему миру и любовь к живому?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ekologii.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

“Внешне мы, люди, совсем не похожи на деревья. Без сомнения мы иначе воспринимаем окружающий мир. Однако в самой глубине жизни мы и деревья суть одно и то же “.

- Карл Саган

Почему дети обижают растения: ломают ветки, собирают букеты, а потом бросают их, топчут траву, дарят на праздники цветы, которые умирают в вазе, а люди ими любуются?

Всё это происходит от того, что у детей нет системы знаний о растениях. Они не воспринимают растение живым существом. Дети не видят, как они двигаются, не видят их органов чувств. Растения для них - неопознанные объекты! А то, что неизвестно и беззащитно, можно обижать?

Диагностика знаний детей о растениях как живых организмах.

Я провела диагностику знаний детей.

Цель: выявить уровень знаний детей о растениях.

Анализ результатов диагностики показал, что дети имеют отдельные представления о растениях как живых организмах. Знания эти неполные, нечёткие, носят отрывочный бессистемный характер. Большинство детей относят растения к области живого. Они выделяют существенные признаки живых существ, но к растениям относят не все. Многие дети не называют признак движения. У детей вызывает затруднение установление связи строения органа и его функционирования (цветы - красота, плод - чтобы есть), зависимости жизни растения от факторов среды. Они имеют неправильные представления о процессах, которые происходят в растениях в различное время года (зимой растения умирают, весной-рождаются). Дети не умеют определять по состоянию растения его потребности.

У детей не сформирована система знаний о растениях как живых организмах.

Причины несформированности знаний о растениях.

Анализ программ по экологии.

В школах нет предмета экологии, не используются программы экологического воспитания детей.

Я проанализировала некоторые программы по экологии, (например, программу Н.Н. Кондратьевой, разработанную в РГПУ им. А.И. Герцена.)

Программы включают следующее содержание:

-        знания о целостности и существенных свойствах растений, о внешним строении растений;

-        о многообразии мира растений (деревья, кусты, травянистые растения);

-        об основных жизненных функциях растений: питании, дыхании, движении, выделении;

-        о морфофункциональных связях в растении;

-        об общих потребностях растений в свете, влаге, почвенном питании, причастности частей растения к присвоению этих факторов, о способах ухода за растениями в зависимости от их потребностей;

-        о приспособленности растений к среде обитания;

-        о сезонных изменениях растений;

-        о росте, развитии и размножении растений;

-        о существовании растений в условиях экосистемы.

Дополнения к программам.

Я предлагаю дополнить программы. Вставить в них раздел «Растения - наши братья». Объяснить детям, что растения похожи на нас. Они понимают и помогают нам.

Раздел необходимо наполнить следующим содержанием:

Древние философы считали все природные организмы живыми, но

пребывающими на разных уровнях сознания. Самый низший - минералы, более высокий - растения, потом-животные. Всё живое на Земле способно

думать, чувствовать, переживать, грустить. Растения обладают теми же пятью органами чувств, что и человек: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом.

Зрение: растения видят свет. Они меняют своё положение в направлении источника света. На конце кукурузного побега обнаружен глаз, способный чувствовать направление света. С его помощью растение поворачивается к солнечному свету. Если кончик побега накрыть непрозрачным колпачком, растение слепнет и не может ориентироваться на солнце. Вместо глаз у растений фоторецепторы на поверхности тела.

Обоняние и вкус: корни ищут питательные вещества в почве. Растения используют пахучие вещества для приёма и передачи информации между собой и животными

Осязание: при прикосновении к мимозе она сразу сжимается.

Слух: растения реагируют на звуки, в том числе на музыку. Они любят музыку, причем вкусы у разных растений разные. Растения любят классическую музыку, особенно Баха. Из инструментов большинство растений предпочитают флейту. А вот рок растения не любят. Стебли отклоняются от источника звука. Растения не любят шум.

У растений как и у людей есть нервная, гормональная и двигательная системы.

Роль нервной системы играют пучки-волокна, по которым, по которым распространяются импульсы.

У растений есть гормоны - тургорины. Они управляют двигательными реакциями растения.

Мышц у растений нет. Движения совершаются путём изменения давления внутри клеток. Растения двигаются, но двигаются очень медленно, незаметно для человеческого глаза. Они могут двигаться легко и грациозно. Если земля высохла, корни найдут более влажное место. Они могут врастать на большую глубину, развивать силу, пробивающую асфальт.

Как и всё живое, растения страдают от голода, жажды, боли. Индийский учёный сэр Иегуди Чандер Боуз открыл, что пересадка дерева также болезненна для растения, как для нас операция без анестезии, и что при пересадке большого хвойного дерева ему удалось избавить его от обычного в таком случае смертельного шока тем, что он успокоил его хлороформом.

Растения чувствуют боль не только свою, но и соседних с ними растений, сопереживают страданиям других. Растения обладают памятью . Они могут узнать того, кто их обидел.

Между растением и человеком устанавливается экстрасенсорный контакт, особенно, если человек заботиться о растении. Растение чувствует, когда с близким ему человеком случается беда. Растение чувствует боль человека. Рядом с безнадёжно больным человеком не живут растения. Они не выносят страданий людей и погибают от сопереживания. Мы не воспринимаем этого на человеческом языке, эти чувства регистрирует техника.

Заключение.

Растения помогают человеку дома, на улице, в лесу. Они защищают нас от шума, очищают воздух и землю от вредных и ядовитых веществ, убивают микробов. Растения, о которых заботятся, передают людям энергию. Они успокаивают, радуют нас. В комнате, где царит любовь и доброжелательность, растения хорошо растут и цветут, накапливают много энергии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнение к программе танцевального кружка "Каблучок"

Дополнительные упражнения и танцевальные игры, используемые на занятиях танцевального кружка «Каблучок»....

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

Программа оздоровительной работы разработанный на 2015-2016 учебный год.

Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны.В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Однако з...

Дополнения в Программу развития ДОУ

В связи с внедрением STEAM –технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ были внесены изменения в Программу развития дошкольного учреждения....

Индивидуальная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ  МБДОУ  «_________» _______________.Пояснительная записка       Целью создания индивидуального ...

Речевые игры дополнение к программе "Давай поговорим"

Речевые игры дополнение к программе "Давай поговорим"...

Методическая разработка "Программа музея экологии в ДОУ"

Рабочая программа экологического мини-музея в ДОУ...