Особенности сенсорного развития детей раннего дошкольного
консультация
Развитие сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста актуально, потому что именно эти способности помогут заложить основу для дальнейшего интеллектуального, личностного и гармоничного развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация Особенности сенсорного развития детей раннего дошкольного | 16.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности сенсорного развития детей раннего дошкольного
Развитие сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста актуально, потому что именно эти способности помогут заложить основу для дальнейшего интеллектуального, личностного и гармоничного развития ребенка. То, чему ребенок сможет научиться в течение первых трех лет, он будет использовать всю последующую жизнь, научившись взаимодействовать с окружающим миром и понимать его закономерности. В дальнейшем это разовьет у ребенка умение принимать нестандартные решения, находить выход из трудных ситуаций, быть предприимчивым и уверенным в своих силах. Сенсорное развитие с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
Зарубежные ученые Ф. Фребелъ, М. Монтесори, а так же известные представители отечественной педагогики Е.И.Тихеева, А.П. Усова справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания детей. И.П. Афанасьева отмечал, что источником познания дошкольника является чувственный опыт. Следовательно, главное в этом возрасте - его обогащение и пополнение представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Вначале дети только знакомятся с основными свойствами предметов, сравнивают их, подбирают одинаковые, запоминают названия, затем начинают различать их и, наконец, пользоваться своими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. Авторы считают, что именно ранний дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорному развитию свойственна развивающая направляющая. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов.
Знакомство детей младшего возраста с разнообразными свойствами предметов происходит по средствам манипулирования. На этом этапе срабатывает, как правило, автодидактизм, когда цель достигается не за счет целенаправленных действий, а случайно. Ребенка интересует момент исчезновения предметов, и он может многократно повторять это действие.
Далее, на втором этапе путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или разной формы в соответствующих гнездах. Здесь тоже существенную роль играет авто дидактизм. Постепенно от хаотических действий ребенок переходит к предварительному примериванию вкладышей, другими словами ребенок сравнивает величину или форму вкладыша с разными гнездами, отыскивает идентичное. По мнению Венгера Л.А., предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе в сенсорном развитии ребенка. Большим достижением является развитие умения сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины или формы. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнять задание правильно. Усложняются и движения рук детей.
Задания на группировку предметов по величине, форме, цвету становятся доступны детям, когда они могут удерживать в памяти условия выполнения действий. Дети запоминают, что они должны не только брать предметы двух типов и раскладывать их в разные места, но при этом учитывать их величину, форму или цвет. Первоначально детям предлагаются дополнительные ориентиры: на узкой дорожке раскладывать маленькие кружки, на большой - большие. Дети довольно быстро привыкают к заданиям с двумя условиями и в дальнейшем переходят к группировке предметов без дополнительных ориентиров.
Горлова О.А. предлагает ряд правил, которые могут помочь сделать процесс усвоения более эффективным.
- Перед тем как организовать игру с ребенком, постарайтесь провести подготовительный этап, суть которого будет заключаться в ознакомлении малыша со свойствами или функциями игрушек, которые в будущем будут использоваться. Например, если это будет мяч, ребенок должен осознать, что мяч может катиться, прыгать и т.д.
- В этом возрасте ребенок усваивает речь благодаря ее эмоциональной окраске. Поэтому взрослому необходимо следить за своей речью и произношением - оно должно быть четким и ясным. Через эмоциональный рисунок фразы ребенок усваивает смысл сказанного. Жесты и мимика усиливают и закрепляют значение высказываемого.
- Не утомлять ребенка, следить за временем его активности. Например, проведите игру, а затем спокойно займитесь рассматриванием картинок. Если ребенок не утомился, в другой раз проведите две игры.
- Возьмите за правило хвалить ребенка, поощряйте его самостоятельность и любознательность. Это будет воспитывать уверенность ребенка в своих силах. Кроме того, такая тактика проведения сделает общение с вами желанным для ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста», консультация для воспитателей. Автор: воспитатель Зуй З.И.
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном р...
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
Статья о восприятие и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира....
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности....
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развит...
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.Доминирующим в сенсорном развити...
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Значение для всестороннего развития.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей дейст...
Особенности сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста
Ранний возраст – это тот возраст, когда восприятие окружающего мира, накопление багажа знаний об окружающем мире, совершенствовании органов чувств необходимо для сенсорного развития. Сенсорное р...