Ребенок, постоянно требующий внимание от воспитателя.
методическая разработка (средняя группа)
В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_postoyanno_trebuyushchiy_vnimaniya_ot_vospitatelya.docx | 32.42 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕБЕНОК, ПОСТОЯННО ТРЕБУЮЩИЙ ВНИМАНИЯ ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ
В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания
со стороны воспитателя и сверстников, самоутверждаются за счет других, любыми способами демонстрируют свое превосходство. Что служит причиной подобного поведения? Чего добиваются такие дети? Как воспитателю с ними работать?
Демонстративность - эмоционально окрашенное поведение, субъективно воспринимаемое как привлекательное. В основе такого поведения - желание ребенка нравиться, быть на виду, проявлять себя.
Как личностная черта демонстративность появляется с 4–5 лет. Иногда она фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основной мотив их действий - положительная оценка окружающих, с помощью которой они удовлетворяют собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.
Как проявляется демонстративность Чтобы привлечь к себе внимание, демонстративный ребенок использует разные средства: кривляется, сознательно нарушает правила поведения или, наоборот, подчеркнуто «идеально» себя ведет, показывает свою застенчивость.
Аня А. (6 лет) часто с грустным видом присаживается у окна или на лавочку во время прогулки. Воспитатель, остальные дети подходят к девочке, интересуются, почему она грустит. В ответ Аня молчит и только печально вздыхает. Тогда дети начинают придумывать, как ее развеселить. Через полчаса у Ани поднимается настроение, и она включается в игры.
Демонстративный ребенок преувеличивает свои заболевания. Он жалуется на боли в животе, головную боль, тошноту. При этом все симптомы быстро проходят, достаточно окружить его вниманием.
Артур М. (6 лет) во время игры стремится командовать и указывать другим, что делать. Если его перестают слушать, он начинает кричать: «Я болею! У меня болит голова! Замолчите все! Слушайте меня!»
Обращаясь к сверстнику или взрослому, демонстративный ребенок не испытывает к нему реального интереса, не стремится что-то делать вместе.
Скорее, он хочет показать себя и вызвать восхищение других: «Посмотрите, какое у меня красивое платье», «Я лучше всех нарисовала елочку», «Я бегаю быстрее всех и сегодня всех обогнал» и т. д.
Чтобы самоутвердиться, продемонстрировать свои достоинства и достижения, дошкольник обесценивает способности и личностные качества других. Например, на занятии по лепке может сказать своему соседу: «Фу, какой некрасивый снеговик у тебя получился! Посмотри, я леплю лучше тебя». Он постоянно сравнивает себя с другими и в этом сравнении всегда выходит на первое место.
Демонстративность проявляется не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание яркой, необычной вещью - традиционная форма демонстрации себя. При этом острое желание иметь какую-нибудь машинку или куклу не связано с собственными игровыми потребностями ребенка. Он приносит в детский сад игрушки, чтобы похвастаться, добавить себе привлекательности: «Я круче всех - у меня есть телефон».
Такой ребенок очень эмоционально реагирует, когда критикуют или хвалят других детей. Если взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника - с жаром и большим удовольствием поддерживает ее. Если хвалит - наоборот, начинает возражать.
Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной, и демонстративный ребенок избирает простейший путь, особенно если у него не складываются межличностные отношения. Он проявляет агрессию, постоянно жалуется, провоцирует ссоры и драки.
Как взаимодействовать с демонстративным ребенком Чтобы выстроить взаимодействие с ребенком, необходимо учитывать причины его демонстративного поведения.
Постоянная потребность в похвале, превосходстве над другими - главный мотив всех действий и поступков такого ребенка. Он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Ребенок боится оказаться хуже других. И этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, различные невротические отклонения.
Чаще всего демонстративность характерна для единственного ребенка в семье, из которого родители (бабушки, дедушки) сделали кумира. В детском саду такой воспитанник жаждет того же внимания, поклонения и восхищения, какие дают ему близкие люди. Поэтому не исключено, что будет перебивать других и говорить сам, хвастаться своими рисунками и поделками, командовать в играх или «помогать»
воспитателю в ходе режимных моментов. Если добиться внимания не получается, он будет обижаться, злиться, обзываться, грубить, не слушаться взрослых.
«Кумиру семьи» необходимо уделять внимание «малыми дозами». Например, похвалить его поделку, погладить, иногда обнять, дать небольшое задание, поручение (вынести игрушки на прогулку, раздать материалы к занятию и т. п.).
Демонстративно может вести себя дошкольник, родители которого очень заняты на работе или в семье родился еще один ребенок. В этом случае он недополучает тепла, ласки, любви - в результате у него формируется привычка получать внимание только негативным способом. Так как родители и воспитатели чаще всего не понимают истинных причин такого поведения или не желают вникнуть в суть проблемы, то своим неправильным поведением только усугубляют ситуацию.
Ваня С. (6 лет) очень активный, по словам воспитателей - «неуправляемый, непредсказуемый ребенок», «не понимает ни по-хорошему, ни по-плохому». Мальчик сознательно нарушает нормы поведения (громко разговаривает во время занятий, в тихий час) и делает все назло. Может заниматься хорошо, но привык утверждаться в плохом. Мальчик из полной семьи, внешне благополучной. Однако родители целый день находятся на работе, формальным воспитанием занимается бабушка.
В случаях негативного самопредъявления рекомендации просты распределять и регулировать внимание к ребенку по принципу: ты получаешь внимание, когда хорошо себя ведешь. Главное - отметить его, выделить, когда он не скандалит, не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками.
В противном случае - любые замечания необходимо свести к минимуму.
В первое время смена привычного способа, чтобы привлечь внимание, на социально приемлемый будет сопровождаться взрывом негативизма. Поэтому педагог должен быть особенно терпеливыми.
Кроме того, если в группе демонстративные дети, по возможности следует отказаться от соревновательности в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, он начинает ориентироваться на оценку окружающих и демонстрировать свои преимущества перед другими.
Необходимо переключить внимание ребенка на сотрудничество, общение в ходе совместного рисования, лепки, конструирования или игры.
Можно рассматривать с ним иллюстрации, картины, читать и обсуждать литературные произведения, например:
«Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание»
(О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев);
«Кто сшил Видеку рубашку» (Ф. Левствик);
«Осенняя сказка» (А. Каралийчев);
«Девочка и ромашка» (В. Сухомлинский) и др.
Важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии. Приведу примеры нескольких игр.
«Волшебные очки». Необходимые материалы - фантазийные очки (маскарадные).
Педагог сообщает о том, что у него есть волшебные очки. В них можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что он иногда прячет от всех. Педагог надевает очки, подходит к каждому ребенку и называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, и т.п.). Затем он предлагает детям поочередно надеть очки и назвать качества своих товарищей.
В случае если кто-то из детей затрудняется, педагог помогает - дает подсказку. Повторы в этой игре не страшны, но желательно стремиться расширять круг хороших качеств.
«Конкурс хвастунов». Педагог предлагает детям провести конкурс хвастунов.
Но хвастаться надо не своими достижениями и преимуществами, а соседом. Ведь так приятно - иметь самого лучшего соседа! Педагог просит детей посмотреть внимательно на того, кто сидит справа, и подумать, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс.
Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, найдет в нем больше достоинств.
В данной игре не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен и «масштаб» достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы.
В ходе игры педагог добивается того, чтобы дошкольники отметили особенности сверстника и смогли положительно оценить их, и похвалиться ими перед другими.
Победителя выбирают дети, но педагог может высказать свое мнение. Чтобы победа стала значимой и желанной, можно наградить победителя маленьким призом (бумажная медаль «Лучший хвастун» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.
«Рукавички». Необходимые материалы - вырезанные из бумаги рукавички (количество пар равно количеству пар участников игры), цветные карандаши. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на орнамент других рукавичек.
Педагог предлагает детям порисовать в парах. Предварительно он перемешивает рукавички и раздает по одной каждому ребенку. Задача детей - по команде найти свою пару и как можно быстрее раскрасить свои рукавички. Для этого они заранее должны договориться, какими цветами будут раскрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителями становятся те дети, кто быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.
И ДРУГИЕ ИГРЫ
Подобные игры формируют общность с другими и дают возможность увидеть в сверстниках друзей и партнеров. А чувство общности и интерес к другому - тот фундамент, на котором строятся полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему ребенок постоянно плачет?
Все мы разные, со своим уникальным набором пристрастий и привычек. И дети наши разные – медлительные и торопыжки, задиры и плаксы... Можно пытаться это исправить, но зачем? Такие особенности дел...
Техника айрис-фолдинг появилась в Голландии. «Радужное складывание» только кажется сложным, на самом деле, эта техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скр
Техника Айрис Фолдинг появилась в Голландии. "Радужное складывание" только кажется сложным, но на самом деле, эта техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффект...
Постоянно-действующий семинар «Портфолио воспитателя детского сада» Согласно ФГОС ДО Изучаем, внедряем и работаем по ФГОС ДО
Цели:· познакомить педагогов с технологией портфолио и возможностью ее использования в организации воспитательно-образовательного процесса;·...
ТРЕБУЮ ВНИМАНИЯ, ИЛИ ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ
Уже в три года ребнок, точно знает, как привлечь внимание родителей к себе. Когда он захочет конфету перед обедом, он начнет ныть и будет продолжать это делать пока папа не уступит. Или вот еще одна с...
Психолог советует Что делать, если ребенок постоянно требует телефон
Предлагаем Вам подсказки на каждый день. Данные рекомендации позволят выйти из различных сложных ситуаций, наладить контакт с ребенком и сохранить психическое здоровье всем членам ...
Консультация для родителей Ребенок постоянно требует мультики, что делать?
Если вы переживаете, что ребѐнок постоянно требует мультики, кроме мультиков ничем не может себя занять или бурно реагирует, если пришло время их выключать – эти советы будут вам очень полезны!...
Он постоянно отвлекается: как помочь ребенку с рассеянным вниманием хорошо учиться
Порой детям сложно сосредоточиться на выполнении домашней работы: они вертятся на месте или, наоборот, смотрят в одну точку. Риторическое «Ты меня вообще слушаешь?» пролетает мимо их ушей....