План кружковой работы "Умелые пальчики" во 2 мл группе
проект
Предлагаемая Вашему вниманию программа ориентирована на развитие моторных навыков и умений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 56.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка в младшей группе
«Умелые пальчики»
Пояснительная записка
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Актуальность.
Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что дети неуверенны, скованны в действиях и ответах на занятиях. Пассивны в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе. У детей нет умения - экспериментировать с изобразительным материалом. Они ожидают четкого объяснения педагога знакомого способа рисования и простых действий с бумагой, нет умения - передавать личное отношение к объекту изображения и материалу. Я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения и самостоятельности.
Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, работой с нетрадиционными материалами и «бумажной пластикой», как вид изобразительной деятельности, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить мыслить, активизировать творческую активность и уверенность в себе.
Появилось желание открыть кружок художественного творчества «Умелые пальчики». Программа кружка построена «от простого к сложному».
Данное направление в работе с детьми, я считаю актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования, работа с нетрадиционным материалом и техника «бумажной пластики» позволяет создавать яркие композиции. А также открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Эмоционально-образное познание мира ребенком в рамках программы я строю по поступательной системе действий: видим (изображение), слышим (слово, звук), чувствуем, представляем, действуем – творим.
Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности: изобразительной (рисование красками, лепка); декоративной (украшение – аппликация, работа в разных материалах); конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).
Эти эмоционально-познавательные и творческие задачи будут решаться вместе с освоением способов деятельности, развитием координации движений руки и особенно мелкой моторики. «Рука – развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш или ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, мастерить поделки и подарки для своих близких. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Цель:
Формирование творческих способностей воспитанников посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Цель программы- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации
личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и
индивидуальности.
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Задачи:
1. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
2. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
3. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
4. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.
5. Формировать художественный вкус.
6. Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.
Форма работы:
Программа предполагает проведение двух занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка. Общее количество занятий в год -30 я Возраст детей 2- 3 года, количество детей 6 человек, время занятий 15 мин.
Форма и методы реализации программы:
- Групповая и индивидуальная работа с детьми;
- Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
- Мастер-классы с педагогами и родителями;
- Консультации для родителей и педагогов;
- Родительские собрания с использованием ИКТ;
- Публикация информации на сайте ДОУ;
- Оформление предметно-окружающей среды.
Ожидаемый результат - посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности; умение находить новые способы для художественного изображения;
-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Материал для работы с детьми
1.Бумага (цветная, гофрированная, самоклеющаяся).
2.Картон цветной и белый.
3.Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).
4.Фломастеры, маркеры, карандаши, гуашь.
5.Нитки (простые, шерстяные, капроновые).
6.Пуговицы.
7.Скотч.
8.Ткань.
9. Цветной бисер, бусы, стразы.
10. Киндер– сюрпризы.
11.Семечки. Крупа. Макароны.
12.Вата.
13.Обертки от конфет и шоколада.
14.Цветные иллюстрации.
15.Клей. Пластилин.
16.Соленое тесто
17. Печатки
18.Леска
№ п/п | Занятия | Тема занятий | Нетрадиционные техники | Программные задачи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Январь
1) Вводное занятие | «Ознакомление с материалами для работы» |
| Знакомство с разными видами бумаги, материалами для работы, клеем, кисточками, ножницами и другим. |
2) Аппликация | «Зимушка-зима» | Салфетки | Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к зимней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Познакомить детей с отрывной аппликацией – отрывать салфетку на мелкие кусочки и наносить равномерно на всю поверхность бумаги, Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус. Воспитывать аккуратность и внимательность. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности. Формировать тактильные ощущения, развивать цветовое восприятие ребенка. Воспитывать интерес к живой природе. |
3) Лепка | «Ёлочная игрушка» | Пластилин | Научить детей украшать объёмное изделие маленькими пластилиновыми шариками, украшать заготовку. Воспитывать аккуратность. Развивать мелкую моторику. |
4) Аппликация
| «Рукавичка Деда Мороза». | Ниткография | Познакомить детей с нетрадиционной техникой – ниткография. Учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов. Воспитывать аккуратность. |
5) Рисование | «Дерево в снежной шубке»
| Ватные палочки | Познакомить с новой техникой рисования ватными палочками. Развивать умение располагать изображение по всему листку бумаги, способствовать развитию мелкой моторики, вниманию. Рассматривание альбома времена года, просмотр видеозаписи о зиме. Учить детей создавать в рисовании падающий снег ватными палочками. Развивать творческие способности. |
6)Аппликация | «Зайчик» | Ниткография | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой - ниткография. Учить намазывать небольшие участки изображения клеем и посыпать их мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки». Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность. |
7) Лепка | «Варежки» | Пластилинография | Познакомить с нетрадицинной техникой- пластилиннография. Учить наносить пластилин на поверхность. Научить самостоятельно украшать изделие. Укреплять мелкую моторику рук. |
8) Конструирование. Ручной труд. | Гирлянда | Конструирование из бумажных полосок | Познакомить с клеем. Учить намазывать клеем полоски бумаги. Делать из бумаги колечко. |
Февраль | |||
1) Аппликация | «Снеговичок» | Мятая бумага | Познакомить детей с техникой – мятая бумага. Учить доводить предмет до нужного образа и с помощью мелких деталей оживить его. Развивать творчество, воображение. Развивать интерес к неживой природе. |
2) Лепка | «Ёжик» | Пластилин. Семечки. | Учить создавать из пластилина тело ёжика. Учить вдавливать семечки в пластилин. Развивать мелкую моторику. |
3) Конструирование. Ручной труд | «Игрушки из коробочек»
| Коробочки, обклеенные белой бумагой. | Развивать желание мастерить из бумаги, способствовать проявлению творчества и фантазии. Предлагается обклеить коробочки разноцветными кусочками бумаги, создавая узор по замыслу. |
4) Рисование | «Гусеница» | Печатки из поролона
| Познакомить детей с техникой работы с печаткой, показать способ получения отпечатка. Тренировать мускулатуру пальцев. Учить красиво компоновать цвета. |
5) Аппликация | «Барашек» | Вата, нитки | Познакомить с техникой рисования клеем и ватой. Учить детей отрывать маленькие кусочки ваты и наклеивать его на поверхность бумаги, заполняя пустое пространство. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности. Воспитывать интерес к живой природе. |
6) Лепка | «Тили- тили, тесто …»
| Солёное тесто | Экспериментирование, рисование на тесте) Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности материала, создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек. Учить лепить из солёного теста. Расплющивать его, проделывать дырочку и раскрашивать гуашью. |
7) Конструирование. Ручной труд | «Паровозик» | Коробочки, бумага. | Учить наклеивать на коробочку детали, знакомить с коллективной работе, помогать испытывать радость за изготовление совместной работы. |
8) Рисование | «Узоры на платье» | Ватные палочки | Научить украшать изделие точками, колечками, мазками, полосками с помощью ватных палочек. |
Март | |||
1) Лепка | «Угощение для гостей» | Солёное тесто | Продолжать учить детей лепить из солёного теста. Учится различным приёмам лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание). Продолжаем учить наносить отпечатки. Развивать мышление, мелкую моторику. |
2) Конструирование. Ручной труд | «Бусы из макарон» | Макароны | Учить детей нанизывать макароны на леску, аккуратно закрашивать объёмные предметы. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма. |
3) Аппликация | «Солнышко лучистое» | Аппликация из ладошек | Создать образ весеннего солнышка: наклеивают мелкие детали (ротик, глаза), наклеить готовые ладошки, цветочки, бантики. Развивать воображение, пространственное мышление, глазомер, мелкую моторику. Воспитывать интерес к неживой природе. |
4) Рисование | «Красивая бабочка» | Пластилинография (шаблон) | Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем внутри контура рисунка, украшать аккуратно изделие. |
5) Аппликация | «Воробей» | Аппликация из крупы | Познакомить детей с техникой наклеивание крупы на бумажную основу. Закреплять навыки рисования кончиком тонкой кистью. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности. Воспитывать у детей добрые чувства к животным. |
6) Лепка | «Подсолнухи» | Пластилин, гречка. | Продолжать учить вдавливать в пластилин крупу, не выходя за контур рисунка. Развивать мелкую моторику рук. |
7) Конструирование. Ручной труд. | «Цветок для мамы» | Пластилин, яйцо от киндер сюрприза | Учить детей конструировать цветок из бросового материала, украшать пластилином. Развивать фантазию, учить работать не по шаблону. |
8) Аппликация | «Веточка вербы» | Вата Ватные диски бумага | Учить детей выполнять аппликацию из разных материалов: ваты, ватных дисков и бумаги. Упражнять детей в отрывании небольших кусочков ваты, скатывать ватных комочков и наклеивать их на основу для аппликации. Развивать мелкую моторику рук, творчество. Воспитывать интерес к живой природе. |
Апрель | |||
1) Аппликация | «Началась капель» | Салфетки | Продолжать формировать умение работать с салфетками в технике обрывной аппликации. Развивать мелкую моторику рук. |
2) Лепка | «Медальки». | Солёное тесто | Продолжать учить работать с тестом. Расплющивать шарик, проделывать дырочку и раскрашивать гуашью. |
3) Конструирование из бумаги. Ручной труд. | «Снегири на ветке рябины» (коллективная работа). | Бумага | Продолжать учить детей сминать пальцами мягкую бумагу в крепкие комочки, работать самостоятельно, аккуратно. Уточнять и обобщать знания детей о снегире, о деревьях зимой. Развивать воображение, учить видеть снегирей в комках бумаги определенного цвета, формы и величины. Воспитывать интерес к коллективной работе. |
4) Рисование | «Бусы для Кати» | Рисование пальчиками | Развивать умение располагать изображение по всему листку бумаги, способствовать развитию мелкой моторики, вниманию. Рассматривание бус разной величины и цвета. Рисование пальцем, гуашь трех цветов, половинка листа альбома с нарисованной ниточкой, кукла, коробочка, настоящие бусы, "волшебная палочка", салфетки. |
5) Лепка | «Сосульки – воображульки» | Пластилинография | Учить детей лепить предметы в форме конуса. Вызвать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины. Побуждать самостоятельно сочетать разные приемы для усиления выразительности образов: сплющивать, скручивать, вытягивать, свивать. Показать возможность смешивания в одном комке пластилина 2-3 цвета. Развивать чувство формы. Воспитывать интерес к природным явлениям и передаче своих впечатлений в изобразительной деятельности.. |
6) Рисование | «На что похо- жи облака?» | Рисование по – мокрому. | Создать условия для развития творческих способностей Рассматривание облаков на картинке. Познакомить с новой техникой рисования по – мокрому. Значительное повышение уровня развития творческих способностей. Расширение и обогащение художественного опыта. Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук. |
7) Конструирование. Ручной труд | «Одуванчики»
| Влажные листы бумаги | Формировать умение преобразовывать листы влажной бумаги жёлтого цвета в объёмные круглые формы (сминать). Развивать воображение, учить видеть цветы в комках бумаги определенного цвета, формы и величины. Воспитывать интерес к коллективной работе. |
8) Рисование | «Щенок» | Ватные палочки | Учить детей рисовать пальчиками точками, располагая их близко друг к другу. Развивать мелкую моторику рук. |
Май | |||
1) Аппликация (с элементами рисования) | «Колобок покатился по лесной дорожке».
| Ватные диски | Продолжать умение работать с бумагой, наклеивать из скатанных комочков. Развивать мелкую моторику рук. Создание образа колобка из ватного диска и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером; развитие восприятия; сравнение объемной формы и плоскостного рисунка, воспитание интереса к изодеятельности . |
2) Лепка | «Рыбки в аквариуме» | Пластилинография | Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки. Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях. Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание. Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений. Упражнять в раскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями рук при лепке водорослей, камешков, дна аквариума. |
3) Конструирование (с элементами лепки).
| «Домик для зайчика» | Пластилин | Учить детей конструировать из вылепленных «бревен» домик. Закреплять умение раскатывать из комков пластилина, между ладонями «колбаски-бревнышки». Развивать у детей интерес к лепке. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность. Формировать умение детей доводить изделие до нужного образа. Развивать желание пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации и отображать их в лепке. Воспитывать умение работать в паре. |
4) Рисование | «Праздничный салют» | Набрызг | Познакомить с новой техникой рисования - набрызг. Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета, развивать чувство цвета, воспитывать самостоятельность, инициативность. Кисть для рисования, бумага для рисования, гуашь разного цвета. |
5) Аппликация | «Стрекоза» | Фантики фольга | Продолжать учить работать с различными материалами. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к живой природе. |
6) Рисование | «Букет ландышей» | Отпечатки поролоном. | Продолжать учить работать с различными материалами. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к живой природе. |
7) Конструирование. Ручной труд | «Подсолнух» | Аппликация из крупы
| Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, середину промазать клеем и нанести крупу. Развивать творческие способности. Воспитывать интерес к живой природе. |
8) Рисование | «Воздушные шарики -ветерку послушные» | Монотипия | Познакомить с новой техникой рисования-монотипия. Вызывать интерес к новой технике. Учить радоваться выполненной работе. Продолжать учить работать с кисточкой. |
Список использованной литературы:
1. «Волшебные полоски». Петрова И. М.
3. «Детское творческое конструирование». Парамонова Л. А.
5. «Аппликация в детском саду». Малышева А. Н. ; Ермолаева Н. В.
6. «Пластилинография -Детский дизайн 3». Давыдова Г. Н.
7. «Поделки из бумаги», Москва, Лада издательство, 2008г. Агапова И., Давыдова М.
8. «Программа для дошкольных учреждений. Первые шаги в мире искусства» Н.А.Горяева - под ред. Б.М.Неменского, Москва, «Просвещение», 2011.
9. . «Конструирование и ручной труд в детском саду». Куцакова Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ...
План кружковой работы в 1 младшей группе
Жизнь ребёнка- это игра, в которой он познаёт мир, развивается, учится, растёт. Но как возможно осущесвление всех этих функций без развития речи? Благодаря речи можно получить очень широкие возможност...
План кружковой работы с детьми старшей группы "Волшебное тесто"
Цель - развитие у детей творчества, фантазии, воображения и мелкой моторики....
План кружковой работы «Умелые руки» подготовительная группа
План кружковой работы «Умелые руки» подготовительная группа...
План кружковой работы во второй младшей группе «Волшебные кружочки».
Цель: создание условий для максимального эффективного целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта....
План кружковой работы во второй младшей группе. Нетрадиционная техника рисования «Волшебный рисунок».
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем боль...
План кружковой работы с детьми младшей группы «Здоровей-ка»
Цель работы кружка: развитие психически и физически здоровой личности, формирование творческой индивидуальности ребенка, укрепление его здоровья....