Развитие речи детей раннего возраста средствами изобразительной деятельности.
консультация (младшая группа)
Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию мелкой моторики рук. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta_sredstvami_izobrazitelnoy_deyatelnosti_1.docx | 32.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение воспитателей МБДОУ ДС № 57 «Радуга»
Заседание № 2 «Организация работы педагогической лаборатории по направлению «Развитие речевых навыков детей навыков раннего возраста художественно-эстетическими средствами» в рамках регионального проекта «Формирование детствосберегающего пространства
дошкольного образования Белгородской области» 2021г.
Развитие речи детей раннего возраста средствами изобразительной деятельности.
«Источник способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», - утверждал В.А.Сухомлинский.
Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию мелкой моторики рук. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речь способствует социальному контакту между людьми. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.
У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Одним из способов развития моторики рук, а значит и речи, является изобразительная деятельность в детском саду. Деятельность с красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. В процессе рисования, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.
Таким образом, на занятиях, изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация и конструирование.
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной.
В рисовании можно использовать нетрадиционные техники. Нетрадиционные техники рисования – это использование не привычных изобразительных материалов, новых технических приёмов, которые требуют точности движений, но не ограничивают пальцы ребёнка фиксированным положением. Вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики, гелиевые ручки, различные печатки, трафареты, крупу, нитки, а вместо бумаги – картон, ткань различной фактуры, стеклянную или деревянную поверхность.
Используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми, мы решаем целый комплекс задач речевого развития дошкольников:
- активизация и расширение словарного запаса;
- установление грамматических закономерностей в построении предложений при описании своих действий;
- развитие сенсорной сферы не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами;
- стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают ребенка в новом ракурсе);
- развитие наглядно-образного мышления и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности (чем я могу еще рисовать? Что я этим материалом могу еще нарисовать?);
- создание условий для развития мелкой моторики рук, преодоления общей моторной неловкости;
- интерес, положительные эмоции, проявление самостоятельности, развитие творчества и воображения.
Особое внимание в коррекционно-развивающей деятельности с применением техник нетрадиционного рисования уделяется развитию мелкой моторики и речевого дыхания.
Нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками, рисование ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном - нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, оттиск печатками из картофеля, рисование ватными палочками, волшебные веревочки, рисование скомканной бумагой.
Каждая из этих техник - это маленькая игра, а все дети любят играть. Поэтому в своей работе с детьми для преодоления отставания в речевом развитии использую несложные занимательные задания, упражнения и игры с рисованием, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся детям и являются весьма эффективными как для улучшения координации движений, так и для развития речи. Их польза еще и в том, что они подготавливают руку ребенка к письму в школе.
Лепка ещё один из видов изобразительной деятельности. Своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином.
В лепке, как и в рисовании, также можно использовать нетрадиционные техники. Термин «нетрадиционный» применительно к технике лепки означает использование различных материалов, инструментов, способов, которые не являются общепринятыми. Нетрадиционные техники лепки в дошкольном возрасте характеризуются:
- использованием в лепке различных нетрадиционных пластических материалов;
- интеграцию лепки с различными видами детской изобразительной деятельности;
- создание оригинальных лепных образов.
Одним из видов такой техники является – пластилинография. Пластинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные.
Нетрадиционная техники лепки Тестопластика – лепка из соленого теста. Детям нравится мять тесто, формировать из него разные фигурки. Высушив поделки, дети с увлечением их расписывают. В тесто можно добавить разные краски, и тогда у нас получится материал разных цветов и детям будет ещё интереснее. Дети в силу своих психологических особенностей стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней.
Пластилиновая мозаика –это техника при которой сначала катаем шарики (или тонкий столбик, чтобы потом разрезать его на равные кусочки) из пластилина нужного цвета и выкладываем получившимися шариками пластилина контуры рисунка
Контурная техника лепки, к ней относят «рисование» пластилиновыми жгутиками - создание двухмерного изображения. Из пластилина можно создавать изображение из тонких пластилиновых «нитей» с помощью выдавливания разогретой пластилиновой массы через обычный шприц со срезанным концом. Двухмерные изображения можно создать на основе: Мозаичной лепки Модульной лепки
Особенностью организации современных занятий является использование приёмов оживления объектов (анимация) после окончания лепки. Таким образом, двухмерная лепная поделка превращается в трёхмерную (объёмную) и оживает благодаря технологиям создания дополненной реальности. Это очень радует детей и мотивирует их к дальнейшему творчеству не только на занятиях, но и вне их.
Аппликация – ещё один видов изобразительной деятельности. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Виды нетрадиционных аппликаций.
Обрывная аппликация. Наиболее простой из нетрадиционных вид аппликации. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная аппликация доступна уже детям раннего возраста, они наклеивают сегменты на заранее заготовленные трафареты. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого воображения.
Модульная аппликация (Мозайка). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Аппликация их салфеток. Аппликации создаются путём сминания небольших кусочков салфеток или просто обрывания и приклеивания их к готовому трафарету. Образ получается объёмным и пушистым
Аппликация из ваты (ватных дисков, ватных шариков, ватных палочек). Аппликация из ваты является прекрасным способом изготовления различных открыток или рельефных мягких картинок. Обычно это работы зимней тематики или пушистые зверьки. Для выполнения подобных работ, помимо ваты, можно использовать и ватные диски, которые во многих случаях очень сильно облегчают работу.
Таким образом, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.
Используемые источники:
- Большакова С.Е., Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера, 2018.
- Дудьев В. П. «Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи», 2016.
- Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: «Просвещение», 2017.
- Прищепа С. , Мелкая моторика в психофизическом развитии детей - Дошкольное воспитание, 2016.
- Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Нижний Новгород: Флокс, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора <<Малыши столицы>>
Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора “Малыши столицы” ...
Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помога...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"
В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....
Формирование активной речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.
Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для ег...
Методическая разработка: "Развитие речи детей раннего возраста через изобразительную деятельность и сюжеты знакомых сказок"
Развитие речи детей раннего возраста через изобразительную деятельность и сюжетызнакомых сказок...
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста средствами игровой деятельности»
Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Для малыша в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди. И поэ...