Сообщение на семинаре для воспитателей на тему: «Педагогическая культура родителей как компонент в структуре семейного воспитания»
учебно-методический материал (младшая группа)
Сообщение на семинаре для воспитателей на тему: «Педагогическая культура родителей как компонент в структуре семейного воспитания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
детский сад № 15 «Аистёнок»
_____________________________________________________________________________
Сообщение на семинаре для воспитателей на тему:
«Педагогическая культура родителей как компонент в структуре
семейного воспитания»
Выполнила: воспитатель
Царёва Р.И.
Пушкино, 2017 г.
Детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Именно в детстве у человека формируется самосознание, закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Семья, детский сад, школа – общественные институты, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, что бы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и образовательным учреждением всей тяжестью ложится на ребёнка. Педагоги, очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями. Как нелегко порой объяснить им, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Но как показывает практика и проведённые научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Задача педагогов школы – помочь родителям в воспитании детей.
Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Однако в культуре, в том числе и педагогической, не всегда действуют силы, обеспечивающие ее направленность на удовлетворение потребностей человека. В истории не раз возникали ситуации, в которых актуализировались силы, враждебные культуре, отодвигавшие образование, воспитание на периферию общественной жизни.
В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей.
Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы общеобразовательного учреждения была пропаганда педагогических знаний среди родителей.
Передача культуры от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта. Следует отметить, что культурная преемственность осуществляется не автоматически: необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности.
Что же представляет педагогическая культура в современном её значении? В словаре «Семейное воспитание» педагогическая культура родителей определяется как составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье.
Обучение родителей - это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье.
Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, физиологии детей, медицине, праву; знания и умения педагогические приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности. Ребёнок, наблюдая за родителями, очень рано подсознательно усваивает и многие приёмы педагогического воздействия, а, став взрослым, использует их в воспитании собственных детей.
Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье.
Исходя из того, что в настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, следует необходимость повышения педагогической культуры родителей.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, но от этого следует уходить и вести диалог с использованием методов активизации родителей. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. С этой целью необходимо задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и образовательном учреждении, анализировать педагогические ситуации.
Ещё одной формой для установления связи с семьёй являются педагогические беседы с родителями. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность заключается в активном участии и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.
Проводятся тематические консультации, которые организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Отличие консультации от беседы в том, что беседы предусматривают диалог. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить, помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего нужна, побуждает родителей серьёзно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в школе они могут получить поддержку и совет.
Таким образом, применение выше описанных методов поможет привести родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения. Целесообразно использование многообразных форм и методов работы с родителями. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребёнка и не пренебрегать потребностями детства.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада, школы и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейное воспитание детей дошкольного возраста. Суть педагогической культуры родителей.
Семейное воспитание детей дошкольного возраста. Суть педагогической культуры родителей. Не поразителен ли тот факт, что, от ухода за детьми зависит их жизнь, их нравственное благосостояние...
Семинар «Взаимодействие воспитателя и родителей. Педагогическая культура родителей дошкольников»
Цель семинара: совершенствовать профессиональный уровень педагогов в вопросе повышения уровня педагогической культуры родителей дошкольников....
Педагогическая культура родителей: сущность, структура, уровни.
Повышение педагогической культуры родителей – важный этап в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Педагогическая культура родителей – это составна...
Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи
Наше общество сейчас переживает непростые времена, что сказывается на воспитании детей. Им не хватает внимания, любви, а родителям – знаний, желания понять ребенка, что ведет к различным нарушен...
Семинар-практикум для педагогов «Развитие педагогической культуры родителей или новое качество взаимодействия педагогов с семьями обучающихся»
-Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.- Обучить практическим приемам ,формам взаимодействия развития педагогической культуры се...
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема: «Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи»
Культура речи - это умение правильно,т.е.в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом цели высказываемого, пользоваться всеми языковыми средствами....