Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
учебно-методический материал (младшая группа)

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mas._klass.docx65.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

детский сад № 15 «Аистёнок»

_____________________________________________________________________________

Консультация для родителей на тему:

«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Подготовила воспитатель:

Царева Р.И.

г. Пушкино, 2016 г.

http://raguda.ru/images/sensornoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta-15_2.jpg

      На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.

     Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Малыш все чаще устанавливает взаимосвязь величины, формы, а затем цвета с конкретным предметом. Переход к предметному восприятию является результатом овладения простейшими действиями - хватание и удержанием предметов, манипулированием ими, передвижением в пространстве.

   Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия.

   В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребенка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.

   Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух лет, является опредмеченность восприятия. Так, ребенок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают "опредмеченные" слова-названия. Предметы круглой формы - это и мячик, и шарик, и колесо от машины; треугольной - крыша; овальной - огурец, яйцо; прямоугольной - кирпич; квадратной - кубик и т.п.

   Характерным является выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов.

Наиболее характерны для ребенка данного возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Практический результат ребенок получает в результате многократных сравнений величины, формы, цвета в процессе подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. Особенно ярко это проявляется при действиях ребенка со сборно-разборными игрушками - пирамидками, матрешками, грибочками. Именно многократные сравнения позволяют ребенку достигать практических результатов и в быту (берет свою чашку, обувь и т.д.)

Первоначально сравнение является приблизительным: ребенок примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает результата. Однако после полутора лет, в возрасте 1 года 9 месяцев - 1 года 10 месяцев, число проб и предварительных примерок быстро сокращается и происходит переход к зрительному восприятию.

Этот новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план.

Ребенок может протянуть руки в сторону предметов, которые ему в данный момент не нужны, но уже их не берет, а медленно переводит взгляд, сравнивая их с другими предметами - это и есть сенсорные действия в зрительном плане.

На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.

Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений рук, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

Специально созданные условия - в процессе проведения занятий и в повседневной жизни - позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.

Взрослому необходимо развивать умение сравнивать, сопоставлять предметы по одному из названных признаков (цвет, форма, величина).

Обогащение сенсорного опыта происходит в процессе проведения специальных игр-занятий по группировке похожих предметов одного из восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый), а затем соотнесению их по величине или по форме, путем размещения вкладышей в соответствующие гнезда; по выбору предметов по форме или цвету из двух, затем трех, четырех разновидностей.

Целесообразно также подводить ребенка к обозначению цветовыми пятнами характерных признаков предметов и явлений, выбирая необходимую мозаику или краску из двух-трех разновидностей ("огоньки ночью", "листочки", "апельсин", "снег идет" и т.п.).

Важнейшими условиями успешного сенсорного развития являются общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность взрослых.

Ребенок еще не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия (на втором году жизни, правда, они не всегда выражают внутренние побуждения: ребенок импульсивен и делает то, что ему нравится).

В повседневной жизни у детей должна быть возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений (листья деревьев, превращение бутонов в распустившиеся цветы, облака, игра красок на небе при закате, свежесть красок природы после дождя, затейливые узоры мороза на окнах, белоснежное разнообразие зимнего пейзажа, яркие краски осенних ковров в садах, скверах, на клумбах и др.).

Современное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

При знакомстве ребенка второго года жизни с формой предметов и ее обобщенным выражением: деревянный или нарисованный кружок называют то шариком, то мячиком, то колесиком для машины и т.д.

Использование "опредмеченных" слов-названий помогает углублению восприятия формы. Бесполезно говорить детям о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их различают уже в первые 2-3 месяца. На втором году жизни дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали из строительного набора для "крыши" и т.д.

Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстает от развития восприятия, поэтому наряду с "опредмеченными" словами-названиями форм дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия типа "такой", "разные", "не такой".

Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, - очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам.

К концу второго года жизни дети начинают повторять вслед за взрослыми названия отдельных цветов. Произнося такие слова, как "белый", "синий" или "голубой", малыш не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. слово-название существует само по себе, а конкретная цветовая характеристика - сама по себе. В лучшем случае ребенок механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных упражнений может иногда им воспользоваться.

Случайное употребление слова, названия цвета или формы (овал, круг), еще не значит, что ребенок понимает суть этих слов.

Правильнее использовать местоимения типа "такой", "не такой". Эти слова произносит взрослый по мере необходимости, от ребенка ни в коем случае не следует требовать их употребления. Основная задача, стоящая перед взрослыми, - научить детей группировать предметы или по цвету, или по форме, или по величине.

Распределение внимания у ребенка второго года жизни между зрительным, слуховым, осязательным восприятием и памятью - сложный процесс. Чтобы правильно назвать какой-либо цвет, ребенку нужно припомнить, к какому конкретному цвету относится названное слово, вспомнив при этом фонематический (звуковой) образец, найти предмет данного цвета, взять его и передать взрослому.

Из всех перечисленных действий ребенок второго года жизни в лучшем случае назовет первое, пришедшее на ум слово, обозначающее цвет, и даст взрослому любой предмет, скорее всего находящийся от него близко справа.

Итак, на втором году жизни в конкретных ситуациях целесообразно ограничиться использованием местоимений типа "такой", "не такой" (при группировке однородных или соотнесении разнородных предметов по цвету).

Важнейший прием при организации специальных игр-занятий по сенсорному воспитанию - действия с предметами. Важно, чтобы предметы различались только по величине, а цвет, форма, толщина (высота), фактура были бы одинаковыми. Ребенок после 1 года 9 месяцев - 1 года 10 месяцев уже в состоянии выбирать предметы заданной формы или заданной величины.

Дав ребенку доску с большими и маленькими круглыми отверстиями и комплект вкладышей, взрослый создает ситуацию, в которой он по собственной инициативе начинает размещать вкладыши в отверстиях. Успешности выполнения дидактической задачи способствует сам материал, основанный на принципе автодидактизма. Именно это позволяет ребенку после нескольких поисково-примерочных действий: большой вкладыш невозможно втиснуть в маленькое отверстие; маленький кружок в большое отверстие положить можно, но тогда "окошко" закрыто не до конца, и остается большой вкладыш, который некуда девать. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок выполнял действия 4-5 раз подряд.

При организации действий с предметами на начальном этапе важно дать ребенку возможности действовать с предметами разной формы, при этом один предмет должен быть круглым: кружок легко входит в круглое отверстие, а при размещении вкладок квадратной, прямоугольной, треугольной, овальной формы необходимо прежде определить, каким образом размещать эти вкладыши, чтобы совместить углы.  То есть, манипулируя с ними, ребенок должен повернуть их вправо или влево.

После 1 года 9 месяцев - 1 года 10 месяцев ребенок справляется с размещением вкладышей любой формы при выборе из предметов двух форм.

Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению.

 Итак, на примере ознакомления детей с величиной и формой предметов очевидно: переход действий восприятия из внешнего плана во внутренний план отмечается в период от 1 года8 месяцев до 1 года 9 месяцев, когда фиксируется способность сравнивать предметы на глаз при практических действиях с ними. А это позволяет ребенку ориентироваться и на цвет при выполнении простых заданий на группировку однородных (палочки разного цвела) предметов и на соотнесение разнородных предметов (столики с грибочками).

Основными условиями начального этапа формирования умения сравнивать и сопоставлять предметы по цвету являются ведущая роль взрослого в обеспечении ребенка дидактическим материалом и опора взрослого на предпочтительный интерес ребенка при действиях с предметами, что выступает в качестве основы успешного сенсорного воспитания детей второго года жизни.

   В течение второго года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у ребенка наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Он подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места на место, обнаруживая новые параметры предметного мира. Группирует однородные предметы по величине, форме, цвету, осуществляя выбор предметов из двух разновидностей. При этом используются предметы восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный и белый), пяти форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), разной величины.

К 2 годам ребенок способен соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине в соответствии с образцом при выборе из 2-4 разновидностей, имеет элементарные представления об основных разновидностях (пред-эталонах) величины, формы, цвета. Предмет круглой формы или нарисованный кружок, как уже говорилось, он называет мячиком, шариком, колесиком от машины и т. п. В различных цветовых пятнах или элементах мозаики узнает характерные предметы: оранжевую мозаику он соотносит с морковкой или апельсином; белым цветом обозначает снег, зайца и т. д. При этом важно, чтобы ребенок использовал свой индивидуальный опыт, а не воспроизводил примеры, заданные взрослым или другими детьми.

В процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставления цвета, формы, величины. К 2 годам эти процессы осуществляются без предварительных примериваний, переходя из внешнего плана во внутренний.

Для детей третьего года жизни — при создании необходимых для этого условий — характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.

Ребенок третьего года жизни продолжает интенсивно накапливать впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, т. е. представления о величине, цвете, форме, фактуре, положении в пространстве и т.п., связывается с конкретными предметами и явлениями.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия, происходит так бурно, что ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко; треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка; прямоугольная — домик; овальная — яйцо, огурец и т. п. Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне — это «снег идет», «зайчики прыгают»; оранжевое пятно — это «солнышко светит», «колобок». Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т. п. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений.

Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребенка третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых ими звуков, соотнесения частей.

Дальнейшее сенсорное развитие ребенка происходит, как и ранее, в ходе специальных игр-занятий, но в значительно большей степени, чем раньше, в повседневной жизни: в игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. Ребенок учится соотносить свойства и положение в пространстве одних предметов с теми же характеристиками других, выделять общее в предметах и явлениях. Действуя с предметами, он учитывает их свойства, положение в пространстве, пытаясь изобразить это доступными ему средствами (элементы строительного набора, мозаики, краски, фломастеры, карандаши и т. п.).

Самым же главным оказывается тот факт, что у ребенка на третьем году жизни появляется стремление более четко следовать образцу, который задан взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического материала с удовольствием рассматривает его, слушает пояснения взрослого, понимает, что от него хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого.

Тем не менее, у некоторых детей третьего года жизни отмечается примитивный способ выполнения заданий, характерный для более младших детей. Это показатель уровня сенсорного развития, обусловленного предшествующим опытом.

Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям данного возраста справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом (размещать элементы мозаики в отверстиях панели, аккуратно накладывать детали строительных наборов одни на другие, наносить пятна или линии кистью, карандашом и т. п.).

На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связано с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удаленности предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными (ребенка необходимо знакомить с восемью цветами: шесть цветов спектра, кроме голубого, черный и белый; с такими формами, как круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник).

В процессе совершенствования восприятия (сравнения и сопоставления) ребенок начинает узнавать предметы и явления по наиболее характерным признакам и свойствам.

Необходимо также совершенствовать действия, направленные на углубление восприятия: учитывая различные свойства и качества предметов, разбирать и собирать кубы-вкладыши, пирамиды, матрешки; проталкивать предметы в соответствующие отверстия коробок; подбирать к коробкам разной величины, формы, цвета соответствующие крышки; заполнять вкладышами гнезда соответствующей величины и формы — первоначально при выборе из двух разновидностей, затем — из четырех.

Итак, к трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребенка.

После 3 лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их употребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению — вслед за взрослым — слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению.

Цель: ознакомить педагогов с опытом  работы по развитию сенсорного восприятия в повседневной жизни детей раннего возраста;

Задачи:

-   Раскрыть перед педагогами систему работы по сенсорному развитию детей раннего  возраста в повседневной жизни;

-         Показать  эффективные формы и методы   работы  по каждому из представленных направлений;

-         Продемонстрировать  варианты использования  авторских дидактических  пособий в  работе по развитию сенсорного восприятия детей;

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития детей. Оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает наблюдательность, внимание, воображение, позитивно влияет на эстетическое чувство, готовит к реальной жизни, дает ему возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на расширение словарного запаса малыша, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти. Основные задачи сенсорного воспитания, которые решает наш педагогический коллектив: - создать оптимальные условия для сенсорного воспитания детей; - содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, величины; - обогатить чувственный опыт воспитанников посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности. Реализация поставленных задач решалась по трем направлениям: работа с педагогами, работа с детьми и взаимодействие с родителями. С целью повышения качества образовательного процесса по сенсорному воспитанию проводилась следующая работа с кадрами: - Медико-педагогические совещания «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «Взаимодействие педагогов и семьи по вопросам сенсорного развития». - Семинар-практикум «Игротека в образовательном процессе с детьми раннего возраста». - Консультации «Развитие мелкой моторики у малышей в процессе образовательной работы», «Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе конструктивной деятельности», «Основные формы работы с родителями по сенсорному воспитанию». - Мастер-класс по использованию дидактической игры в образовательном процессе с детьми раннего возраста. - Смотр-конкурс уголков по сенсорике в группах. Для решения поставленных задач в детском саду организовывались тематические выставки методической литературы, подборка статей из журналов. Системная целенаправленная работа с учетом запросов каждого конкретного педагога способствует существенному росту уровня профессиональной компетентности и повышению качества образовательного процесса. Мы считаем, что сенсорная деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, развивающая предметно-пространственная среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду построена - для развития мелкой моторики и речи - для восприятия формы и величины - для формирования цветового восприятия - для слухового развития - для развития тактильных ощущений и обоняния - для художественно – творческого развития - для элементарного экспериментирования - для развития интеллектуальных и конструктивных способностей Вся мебель в группах раннего возраста размещена таким образом, что площадь максимально освобождена для игр и подвижной деятельности детей. При оснащении развивающей предметно-пространственной среды в группах, мы большое внимание уделяем разнообразию предметов, материалов, пособий, способствующих обогащению сенсорных впечатлений и формированию сенсорных эталонов. Все оборудование находится в доступном для детей месте. Дети знают, где расположены игры, игрушки и т.д. Дидактические игры, материалы пополняются по мере необходимости, подобраны в соответствии с требованием образовательной программы ДОУ и способствуют совершенствованию сенсорного опыта детей. В одной из групп бала создана сенсорная стена, где дети под руководством воспитателей изучают и закрепляют цвет, форму и величину. Как известно, большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают шесть цветов, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер.

При знакомстве детей с признаками предметов мы опираемся на принцип «трехступенчатого урока» (Марии Монтессори):

1.Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета).

2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия (игра «Покажи такого же цвета»).

3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия (взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»). Сенсорное воспитание детей в детском саду осуществляется через разные формы работы: - создание сенсорного уголка в группе; - игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия; - фронтальные и подгрупповые занятия; - развлечения; - сенсорный маршрут на участке детского сада; - занятия "Предметы вокруг нас". Мы стараемся, чтобы сенсорное воспитание проходило через разнообразные виды деятельности: - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто) - общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), - восприятие смысла потешек, сказок, песенок, - рассматривание картинок, - двигательная активность.

 Мы все знаем, что в развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Организация деятельности по сенсорному воспитанию опирается на личностно ориентированный подход. Особое внимание при организации образовательного процесса уделяем комфортному состоянию ребенка в разнообразных играх, занятиях, упражнениях. В подтверждение правильности нашей работы, самую высокую оценку мы получали от детей, когда видим их эмоции от полученного результата. Мы считаем, что успешность сенсорного воспитания в значительной степени зависит от того, как формируется процесс зрительного, слухового, осязаемого восприятия. Деятельность коллектива ДОУ по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с семьями воспитанников. Для этого характерно, что родители являются неотъемлемой частью, между педагогами и родителями сложились, партнерские, доверительные отношения.

 Педагоги проводят для родителей целенаправленную работу по сенсорному воспитанию:

 - анкетирование «Волшебный мир предметов в жизни ребенка»

- родительские собрания «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи»; - семинар-практикум «Мы любим рисовать и лепить», ;

- конкурс «Рисуем вместе с мамами и папами»;

- тематические выставки литературы, игр, пособий по сенсорному воспитанию;

- практические рекомендации «Игры с песком», «Игровые комплексы для детей раннего возраста», «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно- двигательной координации», «Развитие творчества ребенка»;

- консультации «Влияние движений, речи на развитие сенсорного восприятия малышей», «Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей», Сенсорные игры в жизни ребенка»;

- Проектная деятельность «Юные исследователи»;

- Мастер-класс «Игры по сенсорике сделаем мы сами». Таким образом, опыт работы нашего детского сада показал, что созданная система по сенсорному воспитанию детей раннего возраста приносит положительные результаты, а сенсорное воспитание, как известно, является фундаментом гармоничного развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели:...

Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно,...

Консультация для родителей на тему "Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста"

Развитые сенсорные способности - залог успешного познания мира, основа успеха в разных областях....

Консультация для родителей на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры."

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры.Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: и...

Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Консультация для родителей на тему«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»...

Рекомендации для родителей. Буклет. Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Формирование знаний у родителей по развитию мелкой моторики, ознакомление с дидактическими играми, которые можно сделать своими руками....