Консультация для родителей на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры."
консультация
Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В это и заключается актуальность данной темы.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Содержание сенсорного воспитания:
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
Ощущения и восприятие ребенка не должно происходить стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, иначе оно будет поверхностным, неполноценным.
Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.) .
Методика развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста
Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.
Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.
Несмотря на указанные выше различия, есть правила, общие для многих видов обследования:
восприятие целостного облика предмета;
мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.) ;
пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т. д.);
вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
повторное целостное восприятие предмета.
Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.
Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры.
Игра как средство развития ребенка
Для детей игра является не просто особым, а ведущим видом деятельности.
Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.
Использование игровых ситуаций в работе по развитию сенсорных способностей у дошкольников.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.
Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Дидактическая игра как игровая форма обучения - явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное.
Сенсорными условно можно назвать игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения:
Зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые.
По характеру игрового действия дидактические игры могут быть:
1. Игры-поручения.
2. Игры с прятаньем и поиском.
3. Игры с загадыванием и отгадыванием.
4. Сюжетно-ролевые дидактические игры.
5. Игры-соревнования.
В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:
1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;
2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и др.) ; ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
3) делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
4) соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и т. д.) .
Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на занятиях.
В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи; кроме того, они - хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.
Если систематически и методически правильно применять игровые ситуации в работе по развитию сенсорных способностей у дошкольников, то уровень развития сенсорных способностей у детей будет достаточно высоким.
Сенсорное развитие (от латинского sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Оно создает необходимые условия для формирования психических функций, которые имеют первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, и направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестического (двигательного) и других видов ощущений и восприятий.
У дошкольников обогащение чувственного опыта происходит путем совершенствования работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).
В этом возрасте происходит усвоение детьми сенсорных эталонов - шкалы величин, цветового спектра, системы геометрических форм и т. д. Это сложный и длительный процесс, т. к. необходимо иметь четкие представления о выделенных свойствах предметов в самых различных ситуациях. Именно поэтому очень большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким - то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.
Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации.
Материалы для определения размеров
В результате работы с материалом ребенок научается различению размеров в трех направлениях, умеет сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; знает соответствующие понятия, в том числе в сравнительной и превосходной степени.
Материалы для определения цвета
В результате работы с материалами этой серии ребенок знакомится с основными цветами.
Материал для узнавания форм и фигур
В результате работы с материалами этой серии ребенок знакомится с геометрическими фигурами, узнает их названия, учится узнавать их в окружающих предметах.
Так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, именно поэтому любая информация, поступающая к ребенку через органы чувств, воспринимается быстрее и усваивается лучше. Занятия с данным материалом проходят в свободной форме, что позволяет детям избежать переутомления и не потерять интереса к упражнениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.razvitie_sensornyh_sposobnostey_u_detey_rannego_vozrasta_cherez_didakticheskie_igry.docx | 393.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В это и заключается актуальность данной темы.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Содержание сенсорного воспитания:
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
Ощущения и восприятие ребенка не должно происходить стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, иначе оно будет поверхностным, неполноценным.
Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.) .
Методика развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста
Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.
Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.
Несмотря на указанные выше различия, есть правила, общие для многих видов обследования:
восприятие целостного облика предмета;
мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.) ;
пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т. д.);
вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
повторное целостное восприятие предмета.
Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.
Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры.
Игра как средство развития ребенка
Для детей игра является не просто особым, а ведущим видом деятельности.
Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.
Использование игровых ситуаций в работе по развитию сенсорных способностей у дошкольников.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.
Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Дидактическая игра как игровая форма обучения - явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное.
Сенсорными условно можно назвать игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения:
Зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые.
По характеру игрового действия дидактические игры могут быть:
1. Игры-поручения.
2. Игры с прятаньем и поиском.
3. Игры с загадыванием и отгадыванием.
4. Сюжетно-ролевые дидактические игры.
5. Игры-соревнования.
В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:
1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;
2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и др.) ; ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
3) делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
4) соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и т. д.) .
Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на занятиях.
В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи; кроме того, они - хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.
Если систематически и методически правильно применять игровые ситуации в работе по развитию сенсорных способностей у дошкольников, то уровень развития сенсорных способностей у детей будет достаточно высоким.
Сенсорное развитие (от латинского sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Оно создает необходимые условия для формирования психических функций, которые имеют первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, и направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестического (двигательного) и других видов ощущений и восприятий.
У дошкольников обогащение чувственного опыта происходит путем совершенствования работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).
В этом возрасте происходит усвоение детьми сенсорных эталонов - шкалы величин, цветового спектра, системы геометрических форм и т. д. Это сложный и длительный процесс, т. к. необходимо иметь четкие представления о выделенных свойствах предметов в самых различных ситуациях. Именно поэтому очень большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким - то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.
Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации.
Материалы для определения размеров
В результате работы с материалом ребенок научается различению размеров в трех направлениях, умеет сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; знает соответствующие понятия, в том числе в сравнительной и превосходной степени.
Материалы для определения цвета
В результате работы с материалами этой серии ребенок знакомится с основными цветами.
Материал для узнавания форм и фигур
В результате работы с материалами этой серии ребенок знакомится с геометрическими фигурами, узнает их названия, учится узнавать их в окружающих предметах.
Так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, именно поэтому любая информация, поступающая к ребенку через органы чувств, воспринимается быстрее и усваивается лучше. Занятия с данным материалом проходят в свободной форме, что позволяет детям избежать переутомления и не потерять интереса к упражнениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. ...
«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры». Консультация для родителей.
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...
План работы по самообразованию Тема «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
Повысить собственную профессиональную квалификацию....
Консультация для родителей по теме "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры".
Консультация для родителей по формированию знаний о сенсорном развитии....
Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно,...
Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
Консультация для родителей на тему«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»...
Рекомендации для родителей. Буклет. Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
Формирование знаний у родителей по развитию мелкой моторики, ознакомление с дидактическими играми, которые можно сделать своими руками....