консультация для молодых педагогов "Во что играли на Руси"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Самое важное в воспитании и обучении ребенка - это игра. Игры бывают разные: и дидактические, и подвижные, и настольные... Для развития любознательности знакомим детей с русскими народными играми. С большим желанием на Масленицу мои дети играют в "Горшки", а на Пасху - "Верба-вербочка" В консультации есть ряд игр, в которые можно поиграть с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vo_chto_igrali_na_rusi.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВО ЧТО ИГРАЛИ НА РУСИ»
Консультация для родителей и молодых воспитателей воспитателя ВК Тумашевой М.П. МБДОУ д/сад №77
Игры в культуре каждого народа занимали важное место. Они помогали детям становиться взрослыми, расти крепкими и здоровыми, учили работать и веселиться. Например, с рождения в марийской семье ребенок оказывался включенным в обряды и ритуалы, которые ему казались своеобразной игрой. К рождению внука его дедушка и бабушка сажали новую березку в родовой священной роще позади усадьбы, считалось, если на одном из деревьев к этому времени появятся новые побеги, ребенок послан Богом. А вот в Астраханской губернии, оберегая народные традиции, говорили: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». Особое внимание уделялось воспитанию мальчиков и юношей, так как юноше в первую очередь полагалось стать мужем и отцом. На мужчине лежало материальное обеспечение семьи, участие в сельских сходках и собраниях…В семье, где был хороший муж и отец, царило благополучие. Народная мудрость гласила: «У хорошего мужа и свинка господинка».
«Парень родился, кормилец явился».
Если в семье рождался мальчик, семья оповещалась об этом стрельбой из оружия. В играх мальчики развивали сноровку, сообразительность, ловкость. Их приучали к труду… Подрастая, юноши становились главными помощниками отцам, работали наравне со взрослыми… Праздничных забав у молодежи было много. Одна из них - качание на качелях. В каждой деревне были свои качели, а около неё площадка для танцев и игр. Качались только холостые парни и незамужние девушки. Качель делали парни, получавшие за это от девушек в знак благодарности перчатки, пояса…Сначала качель подвергали испытанию:
«Нужно нам качель проверить, выдержит ли нас на взлете,
Выдержит ли двух на спуске, платья четырех девочек,
Коль качель со слабиною, топором её разрубят и в огонь тотчас отправят».
Затем начинались игры.
Иванов день.
Иванов день(24 июня) с нетерпением ждала вся молодежь деревни.. С заходом солнца парни и девушки шли на полянку, где разжигали огонь – Иванов костер. На Иванов костер приглашались все:
«К нам огонь стеречь идите! Залетит огонь в деревню, вдруг на крышу искра прыгнет, головёшка в дом заскочит, ярко пламя сено схватит»
Вокруг костра собиралась молодежь и до самого утра веселилась, играла, прыгала через костер. Парни состязались в силе: перетягивали палки, поднимали тяжелые камни, боролись друг с другом. Девушки же этой ночью гадали на суженого, так как Иванова ночь считалась колдовской. Молодки плели венки из девяти видов цветов и надевали на головы. После этого ничего не говорили и шли домой, ложились спать, положив венок под голову. По поверью, во сне к каждой девушке приходил будущий супруг, чтобы забрать венок.
«Янушка, наш паренечек, твой - скажи – каков конечек? С белой гривой, со звездой! Всем коня ты наряжай-ка: -Надевай уздечку медну, к шорам – кисточки из шелка, в брови – бусы золотые, в гриву – денежки-медяшки, в хвост – немецкие монеты, цвет иван-да-марья – в ноги, Полевицу на копыта…».
Для разного времени и игры разные.
Существовали уличные игры, в которых участвовали только мальчики и подростки: «Редька», «Пузырь», «Царь горы», «Мяч»….
«Редька»
Все играющие садились вереницей друг за другом, ухватив находившегося перед собой за талию. Последнего называли «маткой» или «бабкой», остальных – «редьки». Между этими двумя игроками происходил диалог:
-Тук, тук! – начинал «слуга». -Кто там? – спрашивал водящий.
-Барский слуга. -Барин упал с печки, зашиб плечики, захотел редьки!
-Дергай да стряхай, на огород не кидай, свиней заманишь!
Получив разрешение, водящий подходил к первому сидящему, брал его за руки и старался вытянуть из объятий второго «редьки». Затем уже вместе они принимались за другого игрока, потом втроем за третьего и т.д., пока не «выдергивали» всех. Затем игра повторялась.
Молодняк веселится не так.
Некоторые старинные игры отличались от их современных вариаций. Прятки были любимой игрой молодежи, спрятаться полагалось не поодиночке, а парой – юноша с девушкой. Любили и хороводы. В центре водила девушка с платком в руке, а участники пели:
«Молодица, молодичка, ты же молодая! Подушка, подушечка, ты же пуховая!
Кого любишь, кого любишь, того поцелуешь, пухову подушку тому подаруешь.» При последних словах водящая отдавала платок парню по своему выбору и целовала его.
В Сибирь приезжали из разных мест. Кроме вещей они привозили с собой обычаи, обряды, игры. Поэтому в Сибири трудно найти забаву, которую бы не знали по другую сторону Урала. Часто у сибирских игр были местные названия, например, игра «Казак» напоминала игру в «Третий лишний»…
«Казак»
Участники игры делились на пары, брались за руки и вставали друг за другом. Перед ними спиной ко всем находился ведущий – «казак», который считал: «Раз, два, три». На последнем счете мимо него пробегали игроки, составляющие последнюю пару. Ведущий бросался за ними в погоню. Если ему удавалось схватить одного из них, образовывалась новая пара. Непойманный игрок становился ведущим. Если же разбежавшаяся пара соединялась, игра продолжалась в том же ролевом раскладе.
«Бой петухов»
Активные игры детей- подростков носили соревновательный характер: кто быстрее добежит, кто выше и дальше прыгнет, кто добросит мяч до определенной отметки и т.д. Мальчики любят игру «Бой петухов». Она позволяет продемонстрировать силу и ловкость. Ребята собирались на ровной полянке и разбивались на две одинаковые по силе команды. Если в одной из них находился крепкий мальчуган, то в другой был достойный соперник. Участники становились в две шеренги друг напротив друга. Каждый из них захватывал левую, согнутую в колене ногу, двумя руками за спиной. По команде ведущего соперники сближались и начинали толкаться плечами, прыгая на одной ноге. Тот, которому удавалось вывести противника из равновесия, получал очко, а пара выбывала из игры. Побеждала команда, набравшая большее число очков.
«Золотые ворота»
Часто в молодежные игры включались танцевальные и музыкальные элементы, как, например, в игре «Золотые ворота». Разделившись на две команды, юноши и девушки становились полукругом, взявшись за руки. В середине находились «золотые ворота». Их образовывали двое стоявших молодых людей – юноша и девушка. В поднятых руках они держали по платочку. Игра начиналась по команде ведущего и под музыку. Каждый участник пробегал между игроками и возвращался на место, а последний – добегал до «золотых ворот» и приносил платочек. Чья команда справлялась с задачей быстрее, та и побежала.
Двое тогда вместе, когда в одну сторону смотрят. «Вишенка»
На посиделках парень выбирал девушку и приглашал её для участия в игре. Она подзывала двух подруг, которые вставали рядом с ней и клали руки на плечи друг другу. На расстоянии вытянутой руки от девичьей пары в том положении становились два парня. После этих приготовлений начиналось игровое состязание. Парень, выбравший девушку, с небольшого разбега старался подпрыгнуть и упасть на руки своих товарищей так, чтобы дотянуться через руки девушек и поцеловать избранницу. В этой игре проявлялись чувства молодых. Девушка показывала отношение к парню, могла подойти ближе к подругам, либо отступить. На вечорках молодежь забавлялись посиделочными играми, которые часто сопровождались объятиями и поцелуями. Устраивали состязания парней, в которых наградой за сноровку и силу был поцелуй. К этому типу игр относились и лазанья по шесту к высокому окошку, откуда выглядывали девушки, и поднятие тяжестей( сруба за угол, бочек), и удержание на руках или плечах сразу нескольких товарищей, и другие забавы молодцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.
Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...
Консультация для молодых педагогов. Тема: «Организация и руководство игрой-драматизацией»
Консультация для молодых педагогов. Тема: «Организация и руководство игрой-драматизацией»...
Консультация для молодых педагогов "Подвижная игра, как средство коррекции поведения гиперактивных и агрессивных детей"
Игра – ведущий вид деятельности для любого ребенка дошкольного возраста.Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Они делятся на элементарные и сложные. Элементарные в свою...
Развиваем речь в игре. Консультация для молодых специалистов и родителей детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Он поможет начинающим учителям-логопедам и родителям детей дошкольного возраста разнообразить работу по развитию речи и сделать е...
Консультация для молодых педагогов на тему: «Как вы понимаете, что такое театрализованная игра?»
В консультации представлены различные виды театрализованных игр, которые можно организовывать в различных возрастных группах....
Консультация для молодых педагогов Зачем нужны детские дидактические игры?
Консультация для молодых педагоговЗачем нужны детские дидактические игры?...
Консультация для молодых специалистов Подвижные игры для детей первой младшей группы
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24658419","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...