Чтение художественных произведений
консультация (средняя группа)

Шарагина Елена Анатольевна

Опыт работы по ознакомлению детей с художественной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_hudozhestvennyh_proizvedeniy.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение художественных произведений.

 При выборе произведений для чтения дошкольникам необходимо  чтобы они  были познавательные, решали нравственные задачи,  были  средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Все книги, которые я выбираю, соответствуют этим требованиям. В данный момент я работаю с младшими дошкольниками, все произведения соответствуют их возрасту. Например, сказки:  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка-сестричка и волк»,  «Зимовье»,  «Лиса и козел»,  «Петушок и бобовое зернышко», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Бременские музыканты». Интересы и возраст детей важны при выборе произведения для чтения.                                                                                                                                            С помощью чтения можно решить разнообразные воспитательные задачи. Например,  сказка «Три поросенка», воспитывает способность испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки, уважительное отношение к труду, к дружбе.

     Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве,  взаимодействие зрительного и речевого восприятия помогает  понять содержание книги. Иллюстрация воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка. С просмотра иллюстраций начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Например, книга  «А дома лучше!» Ютты Лангройтер  Эта книга о том, как зайчик Джоси поссорился со своей мамой. Она заставляла его заниматься уборкой, умываться по утрам и делать зарядку. Джоси подумал, что у друзей ему будет лучше и ушёл из дома. Все оказалось намного труднее. Ему было  грустно, и он вернулся домой. Книга вызывает теплые, добрые эмоции. Нет лучше на земле места, чем родной дом с мамой. Это очень поучительная книга. Помогает детям понять, как дороги близкие люди, как без них грустно.                                                                                                                    На основе этого произведения я бы организовала  игру творческого характера (театрализованную); рисование, аппликацию, лепку, конструирование из строительного и бросового материала  героев сказки и  их домиков. Возможно создание проекта на основе сюжета произведения.

     Для развития эмоциональной отзывчивости по отношению к героям произведений необходимо, обсуждая с детьми содержание прочитанного,  использовать вопросы на понимание смысла и выражение своих эмоциональных впечатлений («Какое настроение после чтения у тебя возникло? Что тебе понравилось больше всего?» и т. д.);  прием «примеривание на себя» -  «Что бы ты сделал, как поступил?» или предлагать сделать прогноз событий: «Как ты думаешь, что произошло дальше? А что было бы, если бы…?»; игра- драматизация, разыгрывание отдельных эпизодов, повторное чтение наиболее понравившихся детям фрагментов, создание самодельных книг по сюжетам произведений или композиций (макетов) из игрушек и поделок.

При развитии нравственных оценок и суждений детей помогаю  осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев.

  Важно объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков, повторить наиболее интересные, выразительные отрывки и дать возможность детям договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.  После чтения необходимо приучать детей использовать в своей речи название того или иного нравственного качества (добрый – злой, трудолюбивый – ленивый, честный – нечестный и т.д.). С этой целью нужно проводить мини-беседы, разъясняя значение слов. Например, в ходе беседы о доброте, предложить сначала ответить на вопросы: Кого мы называем добрым человеком? После чего объяснить детям, что доброта – эта забота о других, которая проявляется в умении помочь. Игры драматизации, настольные  инсценировки и другие виды театральной игровой деятельности; рисование любимых героев или отдельных сюжетов из сказок.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение художественных произведений для детей 6-7 лет

Какие произведения следует читать детям в возрасте с 6 до 7 лет? Как и в какой последовательности читать их? Такие вопросы часто задают родители старших дошкольников! Постараемся разобраться с э...

Консультация для родителей по теме : Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений.

Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений, перечень литературы для детей....

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и мир природы, чувств и взаимоотношений и способсмтвует развитию мышления, воображения ребенка, обогащают эмоции....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений. "Доброе слово лечит, а худое калечит" (пи произведениям:Э. Машковой "Я маму свою обидел" А. Кузнецовой "Поссорились" ;Н. ДУРОВОЙ "Две подружки"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений. "Доброе слово лечит, а худое калечит" (пи произведениям:Э. Машковой "Я маму свою обидел" А. Кузнецовой "Поссорил...

Непосредственно образовательная деятельность Речевое развитие (Художественная литература) Тема: Чтение художественного произведения «Федорино горе» К. И. Чуковского»

Познакомить детей с новым произведением. Учить понимать содержание, сопереживать героям.Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалогическую речь, обобщать и активизиро...

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественных произведений) Тема: «Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и чтение его рассказа «Прыжок»

Цель: формирование эмоционального отношения к литературному произведению.Задачи:Образовательные: упражнять внимательно и заинтересованно слушать рассказы; осмысливать и оценивать характеры героев...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы по теме : Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит» (по произведениям Э. Мошковской «Я маму с

Учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений; формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать у детей доброе отношение к бли...