Методическая разработка для воспитателей ДОУ: Конспект проведения режимного момента в ясельной группе: «Я умею одеваться»
статья (младшая группа)
В настоящее время в нашей стране происходит возрождение системы общественного воспитания детей раннего возраста. Существенно повысился приток маленьких детей в дошкольные учреждения. В статье рассматриваются актуальные вопросы здоровьесбережения малышей в условиях ДОУ. Здоровье – бесценный дар. Потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости. Так гласит народная мудрость. Дети- самое ценное, что есть в жизни. А их здоровье- одна из самых наиважнейших составляющих благополучия семьи и общества. В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий, росте внутрисемейной напряженности, проблема здоровья детей является особенно актуальной. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка. Неслучайно именно задачи по формированию здорового поколения являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Средством решения этих задач являются здотовьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Здоровьесберегающая технология-это система мер, направленная на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Я работаю с детьми раннего возраста. Это период, когда закладывается фундамент здоровья. В.М.Бехтерев говорил: «Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека…» С момента поступления ребенка в ясли, я строю совместную работу с родителями, чтобы помочь детям быстро и безболезненно адаптироваться. Самым первым шагом на пути формирования эмоционального благополучия является сбор информации об индивидуальных особенностях малыша и составление на основе этой информации рекомендаций для родителей. Обсуждаются вопросы, наиболее значимые для воспитания и развития детей раннего возраста: уход за ребенком, формирование культурно-гигиенических навыков, развитие речи, игры с детьми. Понимая значимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья малышей я целенаправленно работаю над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства. Прежде всего-это спокойный, доброжелательный психологический климат. Я разговариваю с детьми негромким голосом, использую в своей речи стихи, песенки, потешки. Например, встречая утром плачущего ребенка, можно с улыбкой произнести слова потешки « Это что тут за рев?» Настроение ребенка, как правило, меняется в лучшую сторону. Положительный эмоциональный настрой важен для общего физического состояния детей. Ранний возраст характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с мамой и страхом новизны, поэтому адаптация может проходить крайне болезненно. Понимая это, я стараюсь так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Для создания эмоциональной комфортности и позитивного психического самочувствия, я использую сказкотерапию. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страхи и капризы, развить волю и смелость. Занятия провожу в различной форме: чтение, рассказывание, показ на фланелеграфе, вместе с детьми слушаем сказки на магнитофоне. Для небольших инсценировок использую специально подобранную коллекцию мягких игрушек «Мои маленькие друзья.» Большое внимание уделяю созданию предметно-развивающей среды. Учитывая то, что ведущая деятельность детей раннего возраста предметная, большая часть пространства насыщена дидактической игрушкой. Я помогаю детям научиться выполнять действия с этими игрушками. Наличие в помещении подвесных фигурок, бабочек, птичек, сердечек, создает атмосферу в которой постоянно что-то движется и меняется. Это не только украшает и делает необычным помещение, но и помогает в непринужденной форме делать с детьми гимнастику для глаз и дыхательную гимнастику. Я предлагаю детям найти глазками определенную фигурку и подуть на нее. Много времени и сил приходится уделять формированию у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Это позволяет воспитывать такие качества, как опрятность, аккуратность, соблюдение чистоты и порядка, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. У нас очень уютная группа. Мебель ярких, но не раздражающих тонов подобрана по росту детей. Игрушки и пособия из экологичных материалов. Природные цвета стен успокаивают. В раздевалке группы мы ежедневно вывешиваем меню, осуществляем индивидуальный подход к детям – аллергикам. Проводим родительские собрания по вопросам здоровьесбережения детей с привлечением медицинских работников. На одном из таких собраний было принято решение приобрести увлажнитель воздуха. Необходимо создать в группе такую здоровьесберегающую среду, которая способствует гармоничному и всестороннему развитию детей раннего возраста, и. вместе с тем, обеспечивает им возможность сохранения здоровья. Принципы оздоровления детей раннего возраста 1. Оптимизация режима Игровая деятельность, сон, питание, прогулка, совместная и самостоятельная деятельность должны сменять друг друга с наиболее целесообразной последовательностью. Каждое утро у нас начинается с гимнастики. Веселая музыка создает бодрое настроение, развивает координацию движений. Я использую аудиопособия из серии «Музыка с мамой» (Авторы Сергей и Екатерина Железновы). Кинезиология ( пальчиковые игры ) обеспечивает развитие моторики, внимания, памяти, мышления. Каждое занятие имеет свое название проводится в течении нескольких минут, два-три раза в день. Малыши быстро запоминают несложные стишки, сопровождающие движения пальчиков. Например: На лужок пришли зайчата, Медвежата, борсучата, Лягушата и енот На зеленый на лужек Приходи и ты, дружок! (При перечислении животных, сгибать пальцы на обеих руках поочередно. На последние строчки помахать ладонями по направлению к себе.) Обязательные ежедневные прогулки утром и вечером в любое время года за исключением особо неблагоприятных погодных условий. А когда дети находятся на улице, в группе проводится кварцевание, проветривание, влажная уборка. Обязательный дневной сон как один из периодов отдыха организма. Учитывая советы педиатров, мы отказались от больших подушек. т.к. в раннем возрасте сон на ровной поверхности является наиболее физиологичным Дети спят на плоских подушках, которые просто обозначают место для головы. Перед сном можно не громко включить магнитофон с записями классических колыбельных песен или русских народных сказок. А чтобы пробуждение было приятным, уделяю немного времени бодрящей гимнастике. Делать ее можно прямо в кроватке или на коврике. 2.Организация двигательного режима Проведение с детьми раннего возраста физкультурных занятий два раза в неделю способствует не только физическому развитию малышей, но и формирует у них жизненно необходимые в различных видах деятельности двигательные умения и навыки. Важнейшим ежедневным занятием являются подвижные игры. В них используются знакомые детям основные движения: ходьба, бег в одном направлении, бег врасспыную, прыжки.Трудно переоценить пользу подвижных игр для малышей. Во время активного движения активизируются дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд, в зависимости от настроения детей, но не более 10-15 минут. Знакомые всем игры, такие, как «Птички в гнездышках», «У медведя во бору.», «Солнышко и дождик» очень нравятся детям. .Проводятся они в конце прогулки. 3.Закаливание с учетом состояния ребенка Цель закаливания-выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно изменяющейся внешней средой. К закаливанию относится 1. Правильный подбор одежды ребенка по сезону является одним из звеньев профилактики простудных заболеваний. Зачастую родители кутают своих малышей. Я объясняю им, что их действия ошибочны. так как у таких детей не формируется стойкость иммунной системы. Следует помнить, что ребенка нужно одевать так же, как себя. 2. Поддержание нормальной температуры воздуха в помещении (младшая группа+19 +20градусов) 3. Мытье рук, умывание, мытье ног в летний период 4. Воздушные ванны после дневного сна, хождение босиком 4.Питание детей Согласно составленному меню, дети получают полноценное витаминизированное питание, что является для них источником энергии и роста. В меню включены соки, фрукты Мы вводим в рацион питания детей лук. чеснок, лимон. 5.Лечебно-оздоровительная работа Под наблюдением медицинских работников дети принимают кислородные коктейли, обогащающие организм кислородом и положительно влияющие на работу всех органов В раннем возрасте решающее значение для правильного, всестороннего развития ребенка имеет состояние его здоровья. Здоровый малыш, если его правильно воспитывать эмоционален, ест с аппетитом, деятелен. Вырастить здорового и развитого ребенка можно только тогда, когда есть возможность действовать с любовью, вниманием и терпением, действовать чутко и творчески. Справиться с этой нелегкой задачей мне помогает любовь к детям и знание их возрастных особенностей. Литература: 1. О.И Давыдова, А.А Майер «Адаптационные группы в ДОУ» Методическое пособие Творческий центр «Сфера» г.Москва 2009 г. 2. А.В Козлова, Р.П Демеулина «Работа ДОУ с семьей» Творческий центр «Сфера» г.Москва 2011 г. 3. И.С Погудкина «Что делать и чем заниматься от 1 года до 3 лет» издательство «Книголюб» г.Москва 2012 г. 4. Н.М Метенова «Взрослым о детях» Издательско – полиграфический комплекс «Индиго» г.Ярославль 2011 г. Поделиться…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения режимных моментов в младшей группе "Надо,надо умываться"
Формироватьу детей простейшие навыки умывания...
Конспект проведения режимных моментов в младшей группе
Конспект проведения режимных моментов в младшей группе...
Конспект проведения режимного момента умывание в группе раннего возраста
В конспекте содержится художественное слово, пальчиковая гимнастика, игра на развитие звукопроизношения из опыта работы...
Конспект проведения режимного момента- умывания в группе раннего возраста
Программное содержание: продолжать учить детей под контролем взрослого мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать их салфеткой; способствовать возникновению у детей положительных эмоц...
Методическая разработка для воспитателей ДОУ: Конспект проведения режимного момента во 2-ой младшей группе: «Я умею одеваться»
В соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной и самостоятельной деятельности, но и в режимных моментах.Режимны...
Методическая разработка: Конспект проведения режимного момента в младшей группе: «Я умею одеваться»
Организация образовательной деятельности в режимных моментах в младшей группе, знакомство с предметами одежды, закрепление алгоритма одевания на прогулку....
Методическая разработка для воспитателей ДОУ: Конспект проведения режимного момента в ясельной группе: «Я умею одеваться»
Цель: организация образовательной деятельности в режимных моментах во второй младшей группе, знакомство с предметами одежды, закрепление алгоритма одевания на прогулку....