Проект: «Батюшка Покров, укрой донскую землю добром»
проект (подготовительная группа)
Среднесрочный, познавательно-творческий проект: «Батюшка Покров, укрой донскую землю добром» с участниками: дошкольниками 6 лет, педагогами, музыкальным руководителем.
Цель: приобщить детей к культуре и традициям донских казаков;
Здачи:
-формирование знаний по истории и культуре казачества;
-формирование чувства сопричастности к своему родному дому, поселку, семье, природе родного края;
-развитие интереса к истории и культуре своего народа;
-способствовать развитию речи, логического мышления;
-воспитывать интерес и уважение к культуре казачества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект: «Батюшка Покров, укрой донскую землю добром» | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта:
«Батюшка Покров, укрой донскую землю добром»
Разработала: музыкальный руководитель Самсонова Елена Ивановна
Срок реализации:1 октября 2020 года- 25 октября 2020года
База реализации: МБДОУ д/с «Золотой ключик» р.п. Усть-Донецкий
Участники: дошкольники 6 лет, педагоги, музыкальный руководитель
Тип проекта: среднесрочный
Вид: познавательно-творческий
Актуальность проекта:
В настоящее время государство ставит в числе самых важных задачи формирования базовой культуры личности: любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию, уважения к старшим, культуре и наследию других народов. На донской земле актуально знакомство детей с культурой донских казаков, их укладом жизни, обычаями, культурными традициями. Важно пробудить интерес к истории своей семьи, своего края, своего поселка.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и к Краснодарскому краю, её истории, и гордость за казаков, и ощущение неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.
Цель: приобщить детей к культуре и традициям донских казаков.
Задачи:
-формирование знаний по истории и культуре казачества;
-формирование чувства сопричастности к своему родному дому, поселку, семье, природе родного края;
-развитие интереса к истории и культуре своего народа;
-способствовать развитию речи, логического мышления;
-воспитывать интерес и уважение к культуре казачества.
Проблема: История казачества, с одной стороны, достаточно широко освещена в литературе, но с другой стороны, нет целенаправленной, системной работы по изучению казачества в дошкольных учреждениях. Беседы с детьми показали недостаточный уровень знаний по истории и настоящему казачества, но при этом отмечался интерес к проблеме и желание узнать новое.
На современном этапе развития общества вопросы духовно- нравственного, патриотического воспитания выступают на первый план, что отражено в основополагающих нормативно – правовых документах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений.
Приобщение ребенка к культуре своего народа, к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за нашу землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знании истории донских казаков, его культуры поможет с уважением и интересом относится к культурным традициям, чтить их. Эти противоречия и привели к выбору проекта.
Ожидаемый результат:
-расширение и систематизация знания об истории и культуре донского казачества;
-создание условий, способствующих духовно-нравственному и патриотическому развитию детей, воспитание творческой личности.
-пополнение активного и пассивного словаря детей, будет способствовать формированию наглядно-образного мышления детей.
Возможные риски при реализации проекта и мероприятия по их минимизации:
Недостаточная информационная компетентность педагогов. Создание условий для педагогов в сфере самообразования, участие в обучающих семинарах и вебинарах.
Консультирование по теме проекта.
Этапы проекта:
1 этап. Организационный. «Погружение в проблему».
На 1 этапе определена тема и название проекта: «Батюшка Покров, укрой донскую землю добром». Тема имеет значимость, так как ее исследование является 1 ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста Усть-Донецкого района. Был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами. Составление перспективного плана: внесение идей и предложений.
2 этап. Основной. «Организация и осуществление деятельности».
Практический.
Это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагога с детьми, работа детей и родителей, работа педагога и родителей. Осуществляется подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме. Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности, музыкальных произведений по теме проекта, создается наглядный материал с использованием ИКТ – технологий. Сбор необходимого материала, инвентаря, фотоматериалов.
Разработка авторских казачьих игр, песен, танцевальных композиций. 3. Заключительный. Результативный.
Проведение итогового открытого мероприятия с детьми: казачий праздник «Батюшка Покров, укрой донскую землю добром» в подготовительных группах. Активное участие родителей, составление отзывов и пожеланий.
Фотоотчет на сайте ДОО: http://kluchiksad.ru
Новости на сайте: http://kluchiksad.ru/news.
Презентация проекта «Батюшка Покров, укрой донскую землю добром».
Перспективный план
Деятельность педагогов | Деятельность воспитанников | Деятельность родителей |
Оформление мини-музея «Казачья горница». | Посещение мини-музея. Просмотр презентации «Быт казаков». | Помощь в создании и наполнении мини-музея. Изготовление самодельных музыкальных инструментов: досточек, шуршалок. |
Подбор литературы, стихов, пословиц, поговорок по теме. Подбор казачьих заповедей. | Речевое развитие: знакомство с донским народным фольклором: стихов о родном крае, примет на Покров, обсуждение пословиц, поговорок о труде, казачьих заповедей. Знакомство с диалектными словами. | Помощь в разучивании стихов о родном крае, примет о празднике Покров, пословиц, поговорок о труде. |
Подготовка методических разработок авторских казачьих танцев | Разучивание движений танца, координация движений с партнером | Помощь в разучивании текста казачьих игр. |
Разработка презентации: «Жилище казаков», «Национальный костюм казака» | Речевое развитие: знакомство с диалектными словами: курень, папаха | Помощь в изготовлении атрибутов костюма казаков: пошив папахи, шали. |
Разработка методических разработок авторских казачьих подвижных игр с музыкальным сопровождением. | Речевое развитие: разучивание текстов игр: «Чебак и ерши», «Наталья». Знакомство с диалектными словами: чебак, ерш. Физическое развитие: обучение движениям по тексту игр: «Чебак и ерши», «Наталья». | Консультация: «Казачьи игры. Играем с детьми». Помощь в изготовлении атрибутов к играм: ободки на голову с изображением чебака и ерша. |
Подбор казачьих песен для дошкольников. Разработка авторской казачьей песни «Моя неделя». | Музыкальное развитие: разучивание текстов песен «Осень», «Моя неделя»; хоровода в сопровождении курагода: «Ой, на горку калина». Речевое развитие: знакомство с диалектными словами. | Помощь в разучивании текстов песен. |
Знакомство со знаменательными местами п. Усть-Донецкого, географией Усть-Донецкого района | Беседа о станицах Усть-Донецкого района. Экскурсии по поселку. Просмотр презентации «Достопримечательности поселка Усть-Донецкий» | Рекомендация: сделать фотографии совместных посещений достопримечательных мест поселка, станиц Усть-Донецкого района |
Разработка, обсуждение и утверждение членами творческой группы сценария казачьего праздника: «Батюшка Покров, укрой донскую землю добром» в подготовительных группах. Разработка презентации к празднику «Батюшка Покров, укрой донскую землю добром». | Участие в празднике | Обсуждение и отзывы на сайте ДОО: http://kluchiksad.ru |
Описание актуальных мероприятий проекта:
Мини-музей - это уникальная возможность организации воспитательной работы с детьми, формирования способности понять язык вещей, постичь их назначение и рукотворность, музей - это незаменимый помощник в изучении истории и культуры своего народа. В музее проходили не только занятия с детьми, развлечения, праздники, ярмарки, театрализованные представления, посиделки, он стал центральным местом нашего детского сада, где проходят знаковые мероприятия.
Необходимо заинтересовать родителей, привлечь их к совместной работе. И в результате каждая семья создаст «Семейный фотоальбом». Его наполнение это кропотливая работа всех членов семьи: фотографии совместных посещений достопримечательных мест родного поселка, красивых мест Усть-Донецкого района. В течение всего периода дети могут приносить в детский сад семейные фотоальбомы, рассказывать интересные истории из жизни семьи.
Для реализации творческого потенциала дошкольников и развития у них художественной инициативы через систему индивидуальных заданий и разработку творческих проектов педагоги могут использовать материал, собранный в данных рекомендациях, прилагаемых к проекту:
««Батюшка Покров, укрой донскую землю добром».
С целью создания у детей представления о фольклоре и традиционной культуре казачества, как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа в данных рекомендациях собран дидактический материал:
-сборника авторских казачьих подвижных игр с музыкальным сопровождением;
-сборника казачьих песен для дошкольников;
-каталога авторских казачьих танцевальных композиций;
-сборника сценариев казачьих праздников.
Также собраны картины «Казаки в картинах русских художников».
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и могут использоваться педагогами дошкольных учреждений.
Данные методические рекомендации направлены на знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
2. Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Б.А.Алмазов, 1993.
3. Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
4. Земцов В.Н., Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в. Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.
5.Хрестоматия для дошкольников Н.П.Ильчук
6. Т.С. Есаян, Н.В. Корчаловская «Реализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении - перспективное направление модернизации образования» 2010 год
7. Н.М. Сертакова «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности» 2015 год
8.Г.П. Новикова «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста» Москва, АРКГИ, 2002.
9.«Музыкальное развитие детей на основе народной культуры старшая группа» О.В. Шубина, И.Г. Чайка Издательство «Учитель» Волгоград, 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"230 лет на Донской земле"
Конспект тематического занятия«230 лет на Донской земле» Ведущий:«Века назад пришли мы в Приазовье. Скитальцев гор, нас принял край степной». Более двух столетий назад наши...
Презентация проекта "Батюшка Покров"
Народные праздники в детском саду...
«Краски Донской земли»
Занятие по ознакомлению детей с природой....
Проект Край донской - земли огромной долька.
В этом проекте внимание уделено аспекту знакомства детей с историей возникновения и развития донского казачества; развитию творческого потенциала детей средствами фольклора и словотворчества, связанны...
"Казачество на Донской земле"
Дети в краткой форме узнают как жили казаки на Дону...
"Покров-Батюшка на земле Донской"
Сценарий празднования Покрова на Дону для старшего возраста...
Краткосрочный познавательно творческий проект."Покров батюшка на земле донской"
В рамках проекта мы с детьи посетили мини-музей "Казачий курень",где рассказали им о празднике Покрова Пресвятой Богородицы"...