диагностика готовности ребенка к школе
статья
Диагностика готовности ребёнка к школе
«Интеллектуальная, мотивационная готовность ребенка к школе и сформированности его языковых средств общения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sbornika_ppodiagnostika_gotovnosti_detey_k_shkole.docx | 42.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Белоусова Лилия Алексеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 «Колобок» города Новоалтайска
Диагностика готовности ребёнка к школе
«Интеллектуальная, мотивационная готовность ребенка к школе и сформированности его языковых средств общения»
Готовность ребенка к школе включает интеллектуальную, мотивационную готовность и сформированность его языковых средств общения, проявляющихся в следующих умениях: воспринимать, правильно определять звуковой состав слова, использовать грамматические конструкции в соответствии с правилами, ручную умелость.
С учетом данного толкования разработана диагностическая система по выявлению критериев, показателей уровня готовности ребёнка к школе, включающая компоненты: интеллектуально-регулятивный, мотивационный, речевой, моторный, что отражено в Таблице 1
Таблица 1 - Критерии, показатели уровня сформированности готовности ребёнка к школе
№п/п | Критерии | Показатели | Методы измерения |
1 | Интеллектуально-регулятивный | Умение выявлять закономерности, понимание скрытого смысла текста, способность к обобщению Регуляция поведения, способность выполнять инструкцию | Методика исследования обучаемости (А. Ивановой), Методика «Да и Нет» |
2 | Мотивацион-ный | Положительное отношение к учению, к школе (учителю, сверстникам), стремление к познанию нового | Методика по определению доминирующего мотива учения; Беседа «Что ты знаешь о школе» |
3 | Речевой, моторный | Фонематическое восприятие, зрительно-двигательные координации, ручная умелось | Методика «Звуковые прятки» Методика «Составь рассказ» Методика «Езда по дорожкам»
|
Таблица 2 - Уровни готовности ребёнка к школе
Уровни | Проявления уровней |
Высокий | Умеет выявлять закономерности, понимает скрытый смысл текста, способен к обобщению. Регулирует поведение, способен выполнять инструкцию и действовать согласно правилам. Положительно относится к учению, к школе (учителю, сверстникам), стремится к познанию нового. Правильно воспринимает, определять звуковой состав слова, использует грамматические конструкции в соответствии с правилами (составляет рассказ по картинке и серии сюжетных картин), достаточная зрительно-двигательная координация, способен воспроизвести рисунок. |
Средний | Не всегда выявляет закономерности, понимает скрытый смысл текста, отвечает на вопросы по содержанию, чаще самостоятельно способен к обобщению. Регулирует поведение, но иногда нуждается в организующей помощи, чаще способен выполнять инструкцию и действовать согласно правилам. Положительно относится к учению, к школе (учителю, сверстникам), проявляет познавательный интерес, но иногда нуждается в стимуляции. Правильно воспринимает, различает звуковой состав слова, умеет использовать грамматические конструкции в соответствии с правилами, однако иногда составляет рассказ по картинке и серии сюжетных картин с помощью наводящих вопросов. Чаще проявляет уверенные зрительно-двигательные координации (сила нажима, ровные линии, точность рисунка) |
Низкий | С трудом выявляет закономерности, понимает скрытый смысл текста, с помощью наводящих вопросов, не способен самостоятельно к обобщению. Проявляет трудности сосредоточения, проявления волевых усилий, способен выполнять инструкцию и действовать согласно правилам с помощью взрослого. Чаще отказывается от трудоемких учебных заданий, негативное к школе (учителю, сверстникам), отсутствует познавательный интерес. Не способен воспринимать, определять звуковой состав слова, не умеет использовать грамматические конструкции в соответствии с правилами (не может составить рассказ по картинке и серии сюжетных картин), слабые зрительно-двигательные координации (сила нажима, ровные линии, точность рисунка) |
Изучив средства диагностики, проводился первый констатирующий эксперимент, целью которого было выявить исходный уровень готовности детей к обучению в школе.Эксперимент проводился в подготовительной группе дошкольного учреждения. Для эксперимента были взяты дети в количестве 25 человек. Констатирующий эксперимент проводился с использованием диагностических методик, Методика исследования обучаемости (А. Ивановой), Методика «Да и Нет» Методика «Звуковые прятки»,Методика «Составь рассказ» Методика «Езда по дорожкам» Методика по определению доминирующего мотива учения;
Беседа «Что ты знаешь о школе»
Таблица 3 - Уровни готовности ребёнка к школе (исходный констатирующий эксперимент)
ЭГ-1 (n=25 чел.) | ||
Уровни | кол-во уч-ся | % |
Высокий | 2 | 8 |
Средний | 10 | 40 |
Низкий | 13 | 52 |
Выявив средние показатели готовности дошкольников к обучению в школе, мы получили следующие данные. В группе высокий уровень готовности к школе - у 8% детей; средний уровень - 40 %; низкий уровень - 52% Полученные данные представлены на Диаграмме (рис. 1).
Рис 1. Диаграмма уровней готовности ребёнка к школе
Анализ Диаграммы (рис. 1) позволяет утверждать, что результаты проведенного исходного констатирующего эксперимента выявили низкий уровень готовности детей 6-7 лет к школе по трем выделенным критериям. Результаты первого констатирующего эксперимента подтверждают необходимость проведения формирующей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика готовности ребенка к обучению в школе
В данной статье говорится о том, что готовность к обучению в школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установ...
Методические рекомендации. Организация диагностики готовности ребенка к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации.
При составлении программы и организации исследования немаловажную роль играет учет условий проведения. Мы более подробно остановимся на особенностях организации диагностического исследования в у...
Диагностика готовности ребенка к школе.
Вот и пришло время отдавать вашего ребёнка в школу. Но готов ли малыш к новому периоду своей жизни? Это можно легко проверить, ведь существуют критерии психологической готовности ребёнка к школе....
Диагностика готовности ребенка к школе (27 мая 2019)
Диагностика готовности ребенка к школе...
экспресс- диагностика готовности ребенка к школе
экспресс диагностика...
Диагностика готовности ребенка к школе.
Определение школьной зрелости по тесту Керна-Йирасека...
Программа диагностики готовности ребенка к школе
Программа диагностики готовности ребенка к школе...