Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей
консультация
Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в настоящее время является достаточно актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Специалисты в области раннего развития детей рекомендуют уделять большое внимание развитию моторики рук ребенка. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. От степени сформированности мелкой моторики пальцев рук будет зависеть успешность интеллектуального и речевого развития ребенка.
Моторика - это сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Развивать мелкую моторику рук у детей необходимо начинать как можно раньше.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развитияинтеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Ученными было установлено, что если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Это связано с тем, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Напротив, если у детей наблюдается слабое развитие мелкой моторики рук, то в данном случае присутствует большая вероятность проблемы с развитием речи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики мелкой моторики рук будет способствовать не только своевременному речевому развитию ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
Основные приемы работы с детьми, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук:
1) Пальчиковая гимнастика
2) Пальчиковые игры с речевым сопровождением
3) Пальчиковые игры без речевого сопровождения
4) Массаж пальчиков
5) Игры с предметами
6) Игры с крупой и песком
7) Лепка, аппликация
8) Шнуровка
9) Мозаика
10) Пальчиковый театр, теневой театр
11) Рисование по клеткам
12) Раскраски
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается дополнительной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого с раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Ранний возраст малыша – период с года до трех лет. Это самое отличное время чтобы начать развитие моторики и речи малыша. Этот отрезок времени имеет особенность в том, что ручки малыша являются главным инструментом изучения окружающего пространства. Малышу крайне важно потрогать предмет, начать с ним взаимодействовать прикосновениями. Взрослый должен назвать предмет, подробно рассказать о его форме, цвете.
Если малыш развивается правильно, он должен совершать очень много движений руками. Постепенно эти «нащупывания» становятся более точными и скоординированными. Чтобы начать развивать своего малыша, родители должны делать простейшие упражнения на развитие мелкой моторики:
-учить детей играть с небольшими игрушками;
- манипулировать предметами: кидать, ставить друг на друга,
заворачивать, переворачивать, сминать, расправлять;
-совершать попытки застегнуть пуговицы;
- завязать шнурки;
- переливать воду из одной бутылочки в другую;
- самостоятельно есть ложкой;
- самостоятельно мыть руки;
- чистить зубы.
Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в настоящее время является достаточно актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Специалисты в области раннего развития детей рекомендуют уделять большое внимание развитию моторики рук ребенка. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. От степени сформированности мелкой моторики пальцев рук будет зависеть успешность интеллектуального и речевого развития ребенка.
Моторика - это сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Развивать мелкую моторику рук у детей необходимо начинать как можно раньше.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развитияинтеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Ученными было установлено, что если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Это связано с тем, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Напротив, если у детей наблюдается слабое развитие мелкой моторики рук, то в данном случае присутствует большая вероятность проблемы с развитием речи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики мелкой моторики рук будет способствовать не только своевременному речевому развитию ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
Основные приемы работы с детьми, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук:
1) Пальчиковая гимнастика
2) Пальчиковые игры с речевым сопровождением
3) Пальчиковые игры без речевого сопровождения
4) Массаж пальчиков
5) Игры с предметами
6) Игры с крупой и песком
7) Лепка, аппликация
8) Шнуровка
9) Мозаика
10) Пальчиковый театр, теневой театр
11) Рисование по клеткам
12) Раскраски
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается дополнительной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого с раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Ранний возраст малыша – период с года до трех лет. Это самое отличное время чтобы начать развитие моторики и речи малыша. Этот отрезок времени имеет особенность в том, что ручки малыша являются главным инструментом изучения окружающего пространства. Малышу крайне важно потрогать предмет, начать с ним взаимодействовать прикосновениями. Взрослый должен назвать предмет, подробно рассказать о его форме, цвете.
Если малыш развивается правильно, он должен совершать очень много движений руками. Постепенно эти «нащупывания» становятся более точными и скоординированными. Чтобы начать развивать своего малыша, родители должны делать простейшие упражнения на развитие мелкой моторики:
-учить детей играть с небольшими игрушками;
- манипулировать предметами: кидать, ставить друг на друга,
заворачивать, переворачивать, сминать, расправлять;
-совершать попытки застегнуть пуговицы;
- завязать шнурки;
- переливать воду из одной бутылочки в другую;
- самостоятельно есть ложкой;
- самостоятельно мыть руки;
- чистить зубы.
В 3-4 года задействуем все пальцы. После 4 лет вводим в игру симметричные и несимметричные движения рук. К 5 годам усложняем движения – правая и левая руки одновременно производят разные действия. Отводите на пальчиковые игры время ежедневно, понемногу: 5 – 10 минут в день вполне достаточно.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Все это будет ему хорошим помощником в школе. Как в домашних условиях развивать мелкую моторику рук детей?
В настоящее время в магазине можно купить различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребенка: пирамидки, мозаику, вкладыши, кубики, развивающий коврик и т. д.
Необязательно покупать дорогие игры – достаточно воспользоваться остатками тканей, и получатся оригинальные развивающие игрушки: просто подобрать насколько лоскутков различной ткани, чтобы ребенок поглаживал их, или сшить лоскутные мячики и набить их шерстью, ватой, камушками, различными крупами.
Можно самостоятельно из самых простых предметов сделать многочисленные пособия для игр. Например, из различных круп, макаронных изделий, ваты делают сенсорные подушечки. Хорошо на развитие мелкой моторики руки ребенка влияют игры с различными небольшими предметами. Для этого можно воспользоваться обыкновенными макаронами различной формы, пуговицами, прищепками, орехами и другими мелкими предметами, которые так любят перебирать пальчиками маленькие дети. Конечно, такая забава должна происходить только под присмотром взрослых.
Выбрав пуговицы разного размера и цвета, вместе с ребенком выложите солнышко, котика или домик. Или, например, попросить его найти одинаковые пуговицы. Конечно, необходимо следить за тем, чтобы малыш не взял в рот мелкую деталь. Можно поставитьперед ребенком несколько мисок или стаканов, в которые насыпаны фасоль и горох. Надо показать ребенку, как можно перекладывать их ложкой или горстями из одной емкости в другую, или двумя пальчиками.
Лепка из любого пластичного материала успешно развивает мелкую моторику. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, легко изменяет по своему желанию. Основным инструментом в лепке являются руки Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов
"Пальцы здороваются"
-Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
"Оса"
-выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
-то же левой рукой;•
то же двумя руками;
"Человечек"
-указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
-те же движения производить пальцами левой руки;
-те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");
"Коза"
-вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
-то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
-то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
"Бочонок с водой"
-согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;
"Миска"
-пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;
"Крыша"
-соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;
"Магазин"
-руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;
"Цветок"
-руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;
Развитию ручной моторики в домашних условиях также способствуют следующие виды деятельности:
-Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
-Нанизывание бус, бисероплетение;
-Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
-Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
-Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
-Рисование по точкам, пунктирным линиям.
Спасибо за внимание.
В 3-4 года задействуем все пальцы. После 4 лет вводим в игру симметричные и несимметричные движения рук. К 5 годам усложняем движения – правая и левая руки одновременно производят разные действия. Отводите на пальчиковые игры время ежедневно, понемногу: 5 – 10 минут в день вполне достаточно.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Все это будет ему хорошим помощником в школе. Как в домашних условиях развивать мелкую моторику рук детей?
В настоящее время в магазине можно купить различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребенка: пирамидки, мозаику, вкладыши, кубики, развивающий коврик и т. д.
Необязательно покупать дорогие игры – достаточно воспользоваться остатками тканей, и получатся оригинальные развивающие игрушки: просто подобрать насколько лоскутков различной ткани, чтобы ребенок поглаживал их, или сшить лоскутные мячики и набить их шерстью, ватой, камушками, различными крупами.
Можно самостоятельно из самых простых предметов сделать многочисленные пособия для игр. Например, из различных круп, макаронных изделий, ваты делают сенсорные подушечки. Хорошо на развитие мелкой моторики руки ребенка влияют игры с различными небольшими предметами. Для этого можно воспользоваться обыкновенными макаронами различной формы, пуговицами, прищепками, орехами и другими мелкими предметами, которые так любят перебирать пальчиками маленькие дети. Конечно, такая забава должна происходить только под присмотром взрослых.
Выбрав пуговицы разного размера и цвета, вместе с ребенком выложите солнышко, котика или домик. Или, например, попросить его найти одинаковые пуговицы. Конечно, необходимо следить за тем, чтобы малыш не взял в рот мелкую деталь. Можно поставитьперед ребенком несколько мисок или стаканов, в которые насыпаны фасоль и горох. Надо показать ребенку, как можно перекладывать их ложкой или горстями из одной емкости в другую, или двумя пальчиками.
Лепка из любого пластичного материала успешно развивает мелкую моторику. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, легко изменяет по своему желанию. Основным инструментом в лепке являются руки Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов
"Пальцы здороваются"
-Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
"Оса"
-выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
-то же левой рукой;•
то же двумя руками;
"Человечек"
-указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
-те же движения производить пальцами левой руки;
-те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");
"Коза"
-вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
-то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
-то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
"Бочонок с водой"
-согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;
"Миска"
-пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;
"Крыша"
-соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;
"Магазин"
-руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;
"Цветок"
-руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;
Развитию ручной моторики в домашних условиях также способствуют следующие виды деятельности:
-Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
-Нанизывание бус, бисероплетение;
-Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
-Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
-Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
-Рисование по точкам, пунктирным линиям.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"
Консультация необходима родителям и воспитателям средней группы....
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
«Развитие мелкой моторики рук, как средстворазвития речи у детей с речевыми нарушениями»...
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями
консультация для родителей...
Консультация для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».
Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики рук в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР...