Проект "Волшебница вода" для детей первой младшей группы
проект (младшая группа)
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка – дошкольника. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержания наблюдения что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема стала перед нами. Игры с водой благодатно действуют на детей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Проблема проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с помощью игр с водой у детей младшего дошкольного возраста. Предполагается, что влияние этих игр с водой можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Все это делает игру особенно интересной и волнующей для детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnitsa_voda_proekt_1-ya_mladshaya_gruppa_20g.docx | 174.82 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Новосибирской области Краснозерского района Краснозерский
детский сад№6.
Утверждаю: ________ Заведующий МКДОУ Краснозерским детским садом №6 Клочкова С.В. Приказ № от сентября 2020 г. |
Принят Педагогическим советом
.
МКДОУ Краснозерского детского сада №6
Протокол №1 от августа 2020 г.
Проект: «Волшебница - вода»
для детей первой младшей группы
на 2020-2021 уч.год.
Автор: воспитатель высшей
квалификационной категории
Лузан Наталья Ивановна
р.п.Краснозерское 2020г.
Пояснительная записка: В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка – дошкольника. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержания наблюдения что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема стала перед нами. Игры с водой благодатно действуют на детей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Проблема проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с помощью игр с водой у детей младшего дошкольного возраста. Предполагается, что влияние этих игр с водой можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Все это делает игру особенно интересной и волнующей для детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта. Я считаю, что этот проект актуален , Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Ребенок получает от них массу полезных впечатлений. Вода для детей – это полезное лекарство.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА. По характеру контактов : в рамках ДОУ групповой.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Срок реализации проекта: 2019-2020 уч. год.
Участники проекта: Дети 1-й младшей группы, родители, музыкальный руководитель , социум МКУК Краснозерского района «Межпоселенческая библиотека».
ЦЕЛЬ: Развивать у детей представление о природном объекте-воде, формировать наблюдательность через игры с водой. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.
Для решения поставленной цели мною были определены следующие задачи.
Задачи:
1. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
2.Поддерживать поисково-исследовательскую деятельность, свободное эксперементирование. Содействовать переносу полученной информации и освоенных способов в новые ситуации.
3.Воспитывать бережное отношение к воде как к источнику жизни на земле.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование представлений о природном объекте воде, еѐ свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.
2. Формирование познавательного интереса, обогащение словарного запаса .
3. Воспитание бережного , осознано правильного отношения к воде, как источнику жизни на земле.
методы | приёмы |
Наглядный метод: | Рассматривание альбомов для рассматривания , картины , иллюстрации, панно книжных иллюстраций -Проведение дидактических игр. |
Словесный метод: | Заучивание пальчиковых гимнастик, потешек, детских песен, считалок, закличек о воде. -рассказывание сказок и потешек детьми по иллюстрациям., -проведение развлечений. |
Игровой метод: | Разучивание песенок, потешек, закличек, о воде чтение и восприятие художественной литературы. сказок, физминуток, пальчиковых игр, подвижных игр, хороводов; Инсценировка сказок. |
Практический метод: | Наблюдение, игры-эксперементы с водой, творческая деятельность детей: лепка, рисование. |
Этапы проекта | Мероприятия | Сроки | Ответственные | |
Подготовительный этап | Изучение литературы для постановки проблемы и актуальности | Сентябрь | воспитатель | |
Диагностика по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста. - Проанализировать и оценить результаты работы по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста. (см.прилож№6) | октябрь | воспитатель | ||
Опрос-анкета родителей познавательно – исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста.(см.прил№2) | октябрь | воспитатель | ||
Подобрать дидактический материал , наглядные пособия (альбомы для рассматривания , картины , иллюстрации, панно (вода в природных явлениях, где в природе есть вода, как человек использует воду, кто живет в море, на болоте) , | ноябрь | воспитатель | ||
Создание центра воды в группе. | ноябрь | воспитатель | ||
ОСНОВНОЙ ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | Сотрудничество с МКУК Краснозерского района «Межпоселенческая библиотека Краснозерская детская библиотека в подборке книг по устному народному творчеству о воде. | ноябрь | воспитатель библиотекарь | |
Родительское собрание по теме: «Организация экспериментальной деятельности с водой с детьми раннего возраста». Семинар– практикум» «(см. приложение№2) | декабрь | воспитатель | ||
Опыты и эксперементы с водой (см. приложение №1) | В течении года | воспитатель | ||
Итоговое мероприятие. Досуг «Праздник мыльных пузырей»(см. прилож№3) | декабрь | Воспитатель Муз .руководитель | ||
воспитатель | ||||
Обобщение опыта проекта и представление их коллегам. Презентация проекта на педсовете. | май | |||
Итоговое мероприятие. Занятие «Экологическая сказка «Про маленькую капельку»(см.прилож.№4) | май | воспитатель |
План реализации
Мероприятия | Сроки |
Изучение литературы | Сентябрь 2-3 неделя |
Диагностика | Октябрь 1-я неделя |
Беседа «Для чего нужна вода?» Беседы о том, что вода ,необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей,без нее нельзя выжить. Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома как пьют домашние животные. Цель: Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду. | Октябрь 1-я неделя |
Чтение и восприятие художественной литературы.Потешки: «Дождик, дождик, пуще», «Водичка – водичка», «Ай лады, лады, лады!», «Буль, буль, буль, журчит водица..», «Кран, откройся, нос, умойся..» Заучивание потешки «Водичка…водичка» | Октябрь 2-я неделя |
«Наблюдение рыбка живая она сама плавает» Цель: Дать детям представление о том, что живая рыбка передвигается, плавает без чьей-либо помощи.(с.10 С.Н.Николаева.Экологическое воспитание детей третий год жизни. программа теремок) | Октябрь 3-я неделя |
Опыты с водой Тема: «Почему вода прозрачная?» Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к новому игровому персонажу.(см.приложение№1) | Октябрь 3-я неделя |
Опрос-анкета родителей познавательно – исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста.(см.прил№2) | Октябрь 4-я неделя |
Рассматривание картин и иллюстраций на тему «Вода в природе». | Ноябрь 1-я неделя |
Чтение литературы: А.Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», | Ноябрь 2-я неделя |
Продуктивная деятельность. Рисование «Дождик» Цель: развитие умения рисовать дождик . | Ноябрь 3-я неделя |
Целевая прогулка: Наблюдение за свежевыпавшим снегом. Познавательно - исследовательская деятельность: Цель: вынести ведерко с теплой водой – наблюдение за воздействием воды на снег и лед—формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки. | Ноябрь 4-я неделя |
.Опыты с водой. Тема: «Как вода меняет цвет?» Цель: Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ. Активизировать словарь детей; развивать умение делать простейшие выводы. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности.(см.приложение№1) | Ноябрь 4-я неделя |
Родительское собрание по теме: «Организация экспериментальной деятельности с водой с детьми раннего возраста». Семинар– практикум» «(см. приложение№2) | декабрь 1-я неделя |
Наблюдение «Вода льётся из крана» Цель: уточнить представление детей о том, что вода появляется когда открывают водопроводный кран, вода прозрачная. (с43 С.Н.Николаева.Экологическое воспитание детей третий год жизни. программа теремок) | декабрь 2-я неделя |
Итоговое мероприятие. Досуг «Праздник мыльных пузырей»(см. прилож№3) | декабрь3-я неделя |
целевая прогулка по территории детского сада. «Наблюдение за снегом».Цель: продолжать знакомство с природным явлением — снегом, отметить, что снег состоит из воды. | декабрь4 -я неделя |
Игра–инсценировка «Два часа мочалкой мыли», Продолжать обогащать знания детей о свойствах воды опыт детей. Развивать умение учавствовать в играх инсценировках. | январь1-я неделя |
Опыты с водой№3 Тема: «Во что превращаются снег и лёд?» Цель: Показать детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в талой воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать связи между температурой воздуха и состоянием воды. Воспитывать интерес к неживой природе.(см придожение№1) | январь 2-я неделя |
Сюжетные игры: «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы». | январь 3-я неделя |
Наблюдение «Вода холодная горячая» Цель: развивать тактильные ощущения детей (кожей)учить различать холодную и горячую воду.(с.46 С.Н.Николаева.Экологическое воспитание детей третий год жизни. программа теремок) | Февраль 1-я неделя |
Игра –забава с водой «Рыбалка»- Стимулировать интерес к играм с водой, развивать двигательную активность. Пальчиковая игра: Цель: «Рыбки» -развивать мелкую моторику пальцев рук,речи памяти. | Февраль 3-я неделя |
Опыты с водой Тема: «Как вода отражает предметы?» Цель: Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Активизировать словарь детей, развивать умение устанавливать логическую связь. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к игровому персонажу.(см. приложение№1) | Февраль 4-я неделя |
Наблюдение «Вода помощник и друг человека» Цель: показать что в тёплой воде можно мыть посуду игрушки –они станут чистыми, вода нужна всем. (с.50 С.Н.Николаева.Экологическое воспитание детей третий год жизни. программа теремок) | Март 1-я неделя |
Рисование «Путешествие капельки» Цель: учить детей наносить кисточкой ритмичные мазки под словесное сопровождение; пр. учить правильно держать кисточку, пользоваться краской, продолжать знакомить с синим цветом. . | Март 2-я неделя |
Опыты с водой. Тема: «Чем собрать воду?» Цель: Способствовать формированию представлений детей о разных способах собирания воды. Развивать мелкую моторику, координацию движений, внимание. Воспитывать желание оказывать помощь игровому персонажу. .(см. приложение№1) | Март 4-я неделя |
Целевая прогулка «На проталинку». Цель: Учить детей отвечать на вопросы простыми предложениями, развивать разговорную речь. Закреплять знания детей о свойствах снега: снег тает, превращается в воду, появляются лужи, ручейки. | Апрель 1-я неделя |
Наблюдение «Разноцветная вода» Цель: напомнить детям, что вода прозрачная(сквозь неё всё видно но ёё можно сделать цветной. Из такой воды можно сделать цветные льдинки, разлив ёё по формочкам. (с.51 С.Н.Николаева. Экологическое воспитание детей третий год жизни. программа теремок) | Апрель 2-я неделя |
Опыты с водой. Тема: «Что растворяется в воде?» Цель: Дать представление о том, что в воде растворяются некоторые вещества. Развивать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать положительное отношение к опытнической деятельности. | Апрель 3,-я неделя |
Итоговое мероприятие. Занятие «Экологическая сказка «Про маленькую капельку»(см.прилож.№4) | Апрель 4-я неделя |
Диагностика формирование познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста.(см.прилож№6) | Май 2-я неделя |
Планируемые результаты по проекту «Волшебница вода».
1.Имеет представления о природном объекте воде,еѐ свойствах, видах существования в окружающей среде,агрегатных состояниях.
2.Исследует свойства и функции объектов, апробирует способы действий, эксперементирует проявляет настойчивость в результате своих действий.
3. выполняет простейшие опыты с водой
,последовательно выполняя указания воспитателя. (см. приложение 5)
В ходе реализации проекта:
1.Формирование представлений о природном объекте воде,
еѐ свойствах, видах существования в окружающей среде,
агрегатных состояниях.
2. Формирование познавательного интереса, обогащение
словарного запаса .
3. Воспитание бережного , осознано правильного
отношения к воде, как источнику жизни на земле.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. С.Н.Николаева «Экологическое воспитание детей программа теремок».Цветной мир-2019г.
2.В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова «В стране здоровья» М., Мозаика- Синтез. 2011г. – 75с.
3. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.
4. О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
Опыты с водой см. приложение№1
Опыт №1
Тема: «Почему вода прозрачная?»
Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к новому игровому персонажу.
Оборудование: Игрушка домовёнок Кузя, тазики с водой, 2 стаканчика с молоком , камешки, пуговицы, ракушки, клеёнка, баночки.
Ход: Воспитатель предлагает детям познакомиться с новым игровым персонажем. «Ребятки, сегодня к нам в гости пришёл домовёнок Кузя. Он очень весёлый, добрый и любит играть, только не с игрушками, а с разнообразными предметами Сегодня Кузя приготовил для нас новую игру. Хотите с ним поиграть?» (Да)
Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках (вода).
Игра №1 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в тазик с водой. Затем дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (ракушки ). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода прозрачная».
Игра №2 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы « Где камушки? Почему их не видно?» ( Потому что молоко белым цветом).
Игра №3 «Отгадай, что в стакане»- дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде видны предметы?»( Она прозрачная).
Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.
Опыт №2
Тема: «Как вода меняет цвет?»
Цель: Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ. Активизировать словарь детей; развивать умение делать простейшие выводы. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности.
Оборудование: Разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки.
Ход: Домовёнок Кузя приносит детям баночки с краской. «Ребята, для чего нам
нужны краски? ( чтобы рисовать ). А хотите поиграть с красками ?»
Вопросы: « Что налито в стаканчиках? (вода).Какой цвет имеет вода? (вода прозрачная). Как можно окрасить воду? (добавить воду).»
При помощи пипетки дети поочерёдно капают в баночки разведенную гуашь и наблюдают, как вода меняет окраску.
Взрослый предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой немного молока. «Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой станет вода?» ( вода примет цвет молока и станет белой).
Игра «Спрячем камушки»- дети бросают камушки в стаканчики с окрашенной водой. Вопросы: «Где камушки? Почему их не видно?( камушек не видно, потому что вода окрашена).
Вывод: Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно.
Опыт №3
Тема: «Во что превращаются снег и лёд?»
Цель: Показать детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в талой воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать связи между температурой воздуха и состоянием воды. Воспитывать интерес к неживой природе.
Оборудование: два блюдечка, снег, лёд, белая бумага.
1 часть, утром. Ход: Домовёнок Кузя делится с детьми своими впечатлениями: «Ребята! Что я сейчас видел на улице! Белое одеяло покрыло деревья, дома, землю. Идёшь по нему и оставляешь следы. Что это за чудо? Как оно называется? (снег)
Воспитатель с детьми рассматривают приготовленный заранее снег на блюдечке, обследуют его и рассказывают о нём Кузе.
Вопросы: «Каким цветом снег? (белый) Какой он на ощупь?(холодный) .Откуда на блюдечке появилась вода?(снег стал таять). Почему стал таять снег?( от теплого воздуха, его принесли в помещение).Из чего состоит снег?(из воды)
Кузя просит детей помочь отгадать загадку:
Он прозрачный, твёрдый, гладкий,
На морозе проживёт.
Но как только потеплеет,
Он растает, поплывёт (лёд).
Дети рассматривают лёд на блюдечке, обследуют его руками. Вопросы: «Каким цветом лёд?( прозрачный). На что он похож?( на воду). Какой лёд на ощупь? (холодный). Он твёрдый или мягкий? Почему? ( твёрдый, не сжимается в кулачке). Почему наши ладошки становятся сырыми? (лёд тает). Почему лёд тает? (от тепла)
Вывод: Снег и лёд в тепле тают и становятся водой.
2 часть, вечером. Ход: Воспитатель с детьми рассматривают талую воду. Вопросы: «Какая вода в блюдечке? (грязная, с мусором). Почему вода грязная? Откуда появился этот мусор?( снег был грязный).
Вывод: Снег нельзя есть, он содержит в себе частички грязи.
Опыт №4
Тема: «Как вода отражает предметы?»
Цель: Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Активизировать словарь детей, развивать умение устанавливать логическую связь. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к игровому персонажу.
Оборудование: зеркало, тазик с водой, кукла в платье.
Ход: Кузя приходит в гости к ребятам с испачканным лицом. Взрослый предлагает детям найти у домовёнка изменения во внешнем виде: «Ребята, какой предмет помогает нам следить за своим внешним видом? (зеркало)
Кузя: «А у меня нет зеркала и как же быть теперь опрятным?»
Взрослый предлагает рассмотреть тазик с водой. « Что мы налили в тазик? (воду).
Какая вода? (прозрачная, чистая). Пусть Ваня наклонится немного над тазиком и посмотрит на воду. Что можно увидеть в тазике с водой?( своё отражение)»
Воспитатель берёт куклу и наклоняет её над тазиком. «Посмотрите, кто сейчас отражается в воде? (кукла). Почему мы видим в воде отражения предметов? (потому что вода прозрачная)».
Игра «Покажи своё настроение»- дети показывают разнообразные эмоциональные состояния и находят их через отражение в воде.
Вывод: Вода как зеркало отражает в себе предметы.
Опыт №5
Тема: «Чем собрать воду?»
Цель: Способствовать формированию представлений детей о разных способах собирания воды. Развивать мелкую моторику, координацию движений, внимание. Воспитывать желание оказывать помощь игровому персонажу.
Оборудование: Губки, ложки, резиновая груша, пипетки, формочки, ванночка, тазик с водой.
Ход: Домовёнок Кузя обращается к детям с просьбой: «Ребята, у меня дома закончилась вода. А без воды очень плохо жить. Как вы думаете, почему? Зачем нам нужна вода( чтобы её пить, стирать вещи, мыться и т.п.) Помогите мне налить воды в мою ванночку.
Воспитатель: «Мы тебе обязательно поможем, только наливать воду мы будем не из крана. Мы с ребятами будем собирать её тебе в ванночку с помощью различных предметов».
Дети рассматривают предметы, лежащие на столе: «Какие предметы вам знакомы? Для чего они нужны?» Воспитатель показывает как собрать воду и перелить её из тазика в ванночку с помощью губки, ложки, резиновой груши,пипетки, формочки.
Дети выполняют действия. Вопросы: «Почему губка впитывает воду?
Почему вода не вытекает из ложки? Чем быстрее собрать воду?»
Вывод: Вода собирается разными предметами.
Опыт №6
Тема: «Что растворяется в воде?»
Цель: Дать представление о том, что в воде растворяются некоторые вещества. Развивать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать положительное отношение к опытнической деятельности. Оборудование: Ёмкости с кипяченой водой, соль, сахар, песок, палочки для размешивания, стаканчики, иллюстрация воды, смайлики-капельки.
Ход: Домовёнок Кузя предлагает детям вспомнить, что интересного они узнали о воде ( прозрачная- в ней видны предметы, отражает предметы, может менять цвет, не имеет формы, льётся и переливается, безвкусная и может принимать вкус растворённых в ней предметов, может превращаться в лёд ). За каждое названное свойство к картинке с водой прикрепляется смайлик- капелька. «Вот какая волшебная вода! Сколько всего она может делать! И ещё у воды есть один секрет. Хотите его узнать?»
Дети с воспитателем рассматривают ёмкости с сахаром, солью и песком. Вопросы: «Что лежит в баночке? Для чего нужен сахар? Соль? Каким цветом сахар, соль, песок? Что произойдёт, если добавить сахар (соль, песок) в воду?»
Воспитатель добавляет в воду сахар, размешивает палочкой. Предлагает найти сахар в воде: «Где сахар? Почему его не видно?» (сахар растворился в воде). Какая стала на вкус вода? (сладкая). Почему? (в ней растворился сахар).
Аналогично проводятся действия с солью.
Воспитатель: «А теперь давайте узнаем, что произойдёт с песком, если мы его опустим в воду? (ответы детей). Пропал ли песок? Почему? Каким он стал? ( песок не растворяется в воде, в ней он становится влажным).
Вывод: Соль и сахар растворяются в воде, а песок не растворяется.
приложение№2
Анкетирование познавательно – исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста.
- «С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?»
- «Как вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность?»
- «Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?»
- «Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?»
5.«Насколько эмоционально ребёнок относится к интересному для него занятию, связанную с экспериментированием?»
6.«Создаёте ли вы условия для проведения опытов ребёнком у себя дома?»
7. «Знакомите ли Вы своего ребёнка с правилами поведения с водой?
Анкетирование познавательно – исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста.
- «С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?»
- «Как вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность?»
- «Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?»
- «Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?»
- «Насколько эмоционально ребёнок относится к интересному для него занятию, связанную с экспериментированием?»
- «Создаёте ли вы условия для проведения опытов ребёнком у себя дома?»
7. «Знакомите ли Вы своего ребёнка с правилами поведения с водой?
приложение№3
Конспект родительского собрания-практикума во второй группе раннего возраста.
Форма: собрание-практикум.
Тема: «Организация экспериментальной деятельности с водой с детьми раннего возраста».
Цель:
Педагогическое просвещение по вопросу экспериментальной деятельности детей раннего возраста,
Задачи:Познакомить с практическими способами организации экспериментальной деятельности с детьми в домашних условиях.
Участники:Воспитатель, родители
Оборудование :полотенца или салфетки, мыльные пузыри,мыльный раствор,
стаканчик соломинка мыльный раствор,бутылка с узким горло+воронка+сито+стаканчик,
аквагрунт замоченый+цветные тарелки,таз с водой, бумага газетная, офисная+ножницы.
Ход собрания.Уважаемые родители, предлагаю вам поговорить на тему экспериментальной деятельности детей раннего возраста.
Любая игра по инициативе ребёнка-это, по сути, экспериментальная деятельность. Игры-экспериментирования являются наиболее древним среди других видов игр. Развивающийся жизненный опыт подталкивает к экспериментированию: это наблюдение, манипулирование с вызыванием эффекта как результата действия, повтор, усугубление эффекта.
Начало экспериментальной деятельности - в младенчестве, когда предмет появляется в поле зрения младенца и возникает первая ориентировка на новое. Если игрушка звучащая, то ребёнок будет не только следить глазами за её перемещением, но и будет искать её, переводя взгляд, если игрушку отвести от него. Как только игрушка в 2-3 месяца попадает в руки ребёнка, он тянет её в рот, обсасывает, подносит к глазам. В 4-5 месяцев игрушкой ребёнок свободно манипулирует. Его внимание привлекают особенности игрушки. К 8-10 месяцам ребёнок становится настоящим экспериментатором. Он испытывает всё, что попадает ему в руки: сжимает, бросает, оттягивает подвижные части, колотит предметом. Ребёнок наслаждается полученным эффектом: грохотом, звоном, упругостью и т.д. Особенно ярко игровое экспериментирование проявляется в 9-12 месяцев. Ребёнок осваивает прямохождение, расширяется поле его деятельности и ребёнок замечает, что одним предметом можно воздействовать на другие и при этом возникает эффект: перемещение, звучание, изменение внешнего вида. В этот период начинается освоение предметов-орудий, в качестве которых могут быть использованы любые предметы: ребёнок с удовольствием подметает шарфиком, копает песок палочкой…
Дети любят экспериментировать не только с предметами, но и с природными веществами: песком и водой, глиной, снегом и льдом.
Экспериментально-исследовательская деятельность развивает у детей познавательную инициативу, обогащает их представления об окружающем мире, учит устанавливать причинно-следственные, родо-видовые, пространственные и временные отношения, формирует устойчивый интерес к приобретению знаний, что является одним из основных критериев готовности детей к обучению в школе.
Эти игры, будучи самостоятельными, никогда не должны проходить вне контроля со стороны взрослых. Вместе с тем, нужно иметь в виду, что лучшая форма контроля – участие в игре, наблюдение за игрой, предложение новых экспериментальных идей и своевременные и точные ответы на детские вопросы по ходу игры.
Игры с водой – любимое занятие детей, и эту забаву можно превратить в увлекательное и полезное занятие. В ДОУ независимо от сезона дети играют с водой, вместе или под наблюдением педагога проводят простейшие эксперименты, на первый взгляд похожие на шалости, но это полезные шалости.
1. Как вы думаете, какое развлечение находят дети, когда выполняют обязательную процедуру ежедневно?(мытьё рук с мылом)
-показ алгоритма мытья рук с мылом
В чём польза такой забавы?
Развлекаясь с растиранием мыльной пены дети, дети развивают мелкую моторику, сознательно выполнять определённую последовательность действий.
С мыло можно ещё поиграть, а как?
Мыльные пузыри можно не только растирать, но и выдувать.
- мыльные пузыри (показ 3 вариантов игры с мыльными пузырями):
мыльные пузыри магазинные,
выдувание мыльных пузырей из кулачка,
выдувание пузырей через соломинку в стакане,
выдувание пузырей через бумажную трубочку (родители скручивают трубочку из офисной бумаги)
В чём польза такой забавы?
Упражнение артикуляционной моторики (губы),
Развитие длительного выдоха,
Развитие мелкой моторики через работу с бумагой(скручивание),
Развитие познавательного интереса.Играя с водой ребёнок может постигать азы математики, наливая, переливая, выливая воду из ёмкостей, и открывая для себя такие понятия как много-мало, полный-пустой, лёгкий-тяжёлый. Можно использовать разные ёмкости для воды(с широким и узким горлом) и попробовать набрать в них воду с помощью воронки; или удержать (перенести воду) в воронке или в сите.
- демонстрация экспериментов с бутылкой, воронкой, ситом(наполнение ёмкостей)
Для весёлых уроков математики можно использовать продукты современных технологий, например «Аквагрунт».
В группе с детьми мы сначала посмотрели как «растут »горошинки, а потом вырастили в аквагрунте лук. Перебирая цветные горошинки можно их посчитать и разложить по цвету.
- упражнение в счёте и дифференциации по цвету(1-много; по 1; 2-3; раскладывание горошин на цветные блюдца).
В чём польза такой забавы?
Развитие тактильных ущущений,
Развитие мелкой моторики,
Закрепление математических представлений,
Расслабление, успокаивающий эффект.
Какая же ещё самая популярная забава с водой для всех? (бумажные кораблики)
Бумажные кораблики родители делают вместе с детьми, демонстрируя свойства бумаги и способ создания игрушки, дети могут выполнять некоторые действия. Кораблик можно выполнить из других плавучих материалов.
- конструирование бумажных корабликов родителями, пускание корабликов по воде в тазу.
В чём польза такой забавы?
Развитие длительного выдоха,
Развитие познавательного интереса,
Развитие мелкой моторики. Играя с бумагой и водой можно показывать фокусы (бумажные цветы раскрываются в воде).
- родители конструируют цветок из различных видов бумаги, скручивают лепестки, дети опускают цветы в воду, намокшие лепестки раскручиваются.
В чём польза такой забавы?
Развитие познавательного интереса,
Развитие мелкой моторики.
Дети очень любят играть с водой, а детское экспериментирование единственный способ познакомиться с окружающим миром и научиться его понимать. Задача взрослого превратить забаву и бесцельное манипулирование в полезное занятие.
Закончить нашу увлекательную беседу и практикум хочется строками любимой нашей сказки:
«Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде – вечная слава воде!» (К.Чуковский «Мойдодыр»)
Приложение№4
Сценарий развлечения в младшей группе «Праздник мыльных пузырей»
Цель: Создать праздничную атмосферу, доставить детям удовольствие в играх с шарами и мыльными пузырями, развивать двигательную активность детей.
Ход мероприятия: Звучит веселая детская песенка. Дети выходят на площадку, где их встречают клоуны.
Клепа: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки.
Ириска: Как мы рады встрече с вами!
Клепа: Я клоун Клепа.
Ириска: А я – Ириска. Мы хотим вас пригласить в Страну пузырей.
Клепа: Хотите? Тогда все садитесь в вагончики, и на поезде мы отправляемся в наше путешествие.
Звучит детская песенка «Паровозик чух-чух-чух» (муз. и сл. Е. Железновой.)
Клепа: Ту-ту-ту гудит паровоз
В страну пузырей всех ребят он привез!
Ириска: Приехали! В этой сказочной стране все всегда играют и веселятся. А вы хотите с нами поиграть?
Клепа: Смотрите, сколько здесь шариков-пузыриков. Я предлагаю с ними поиграть.
Игра «Наполни бассейн» (дети переносят шарики для сухого бассейна)
Ириска: Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Пузырь»
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
(на последней фразе воспитатель хлопает, и дети садятся на корточки)
Игра «Ай, да щечки – шарики»
Клепа: (Рассказывает стихотворение, а дети выполняют все движения)
Щечки, словно шар надули, а потом тихонько сдули.
И надули посильней, чтобы было веселей!
Укололи шар иголкой. Бах!
И шарик лопнул громко!
Игра «Батут для шариков»
Расстилается легкая ткань, на ней шары. Клоуны с детьми берутся за края ткани со всех сторон и подбрасывают шарики вверх.
Ириска: А теперь наша любимая забава – ловля мыльных пузырей! Мы с Клепой будем надувать пузырьки, а вы их ловить. Посмотрим, кто больше поймает.
Клепа: Наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. Все садитесь в вагончики, и мы отправляемся.
Ириска: Ту-ту-ту гудит паровоз,Он ребят из страны пузырей в детский сад привез!
Приложение№5
Конспект НОД образовательной области «Познание. Формирование элементарных экологических представлений» в 1младшей группе.
Экологическая сказка «Про маленькую капельку».
Задачи: подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери, человек; доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.
Материалы:
- аквариум с рыбками
- лейка с водой, комнатные растения
- фонтанчик с водой, чашки с водой
- банка с грязной водой
- игрушки для купания и игр
- маска Солнышко
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, сейчас я вам расскажу сказку про маленькую капельку. Хотите? Слушайте.
- Жила-была маленькая водяная капелька. А где была капелька, там была и вода. А где была вода, всем было хорошо. Рыбки радостно плавали в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами умываться и пить воду. Но однажды случилась беда. Налетел сильный и холодный ветер и унес капельку. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое и нам поможет.
Дети с воспитателем зовут солнышко.
Солнышко, отзовись, красное появись!
Появляется Солнышко – маска (или нарисованное солнышко).
Солнышко. Здравствуйте, дети!
Зачем вы меня звали?
Какая случилась беда?
Воспитатель. Солнышко! Злой холодный ветер унес капельку. Помоги нам вернуть ее, пожалуйста. Рыбы, птицы, цветы, люди не могут жить без воды.
Солнышко. Я вам помогу, ветер разгоню и вашу капельку верну.
Звучит музыка «Веселый дождик».
Воспитатель. Ребята (дети), что это за веселая музыка звучит? Кто так звонко стучит в окно.
Дети. Это дождик! Если дети затрудняются ответить, то воспитатель помогает.
Я веселый дождик,
Я очень нужен вам.
Покапаю, покапаю –
Получится вода.
Воспитатель. А вы знаете, как капает дождик?
Дети. Кап, кап…
Воспитатель. Правильно! Кап, кап, потому что дождик состоит из маленьких капелек.
Игра «Солнышко и дождик».
Воспитатель. Дети, а теперь пойдем и послушаем, как журчит водичка.
Дети наблюдают, как журчит вода в фонтанчике.
Воспитатель. А сейчас поспешим к рыбкам. Посмотрим, есть у них вода?
Дети подходят к аквариуму.
Воспитатель. Что делают рыбки? Дети вместе с воспитателем наблюдают, как рыбки плавают в аквариуме.
Дети. Плавают.
Воспитатель. Правильно. Плавают в воде. Какая вода?
Дети. Чистая, прозрачная.
Воспитатель. А можно у рыбок водичку забрать?
Дети. Нет, они погибнут.
Если дети затрудняются с ответами, то воспитатель помогает.
Воспитатель. А теперь поспешим к нашим цветам.
Подходят к растениям.
Воспитатель. Земля в горшках сухая. Цветы пить хотят что нам нужно сделать?
Дети. Полить.
Воспитатель. А где у нас вода?
Дети. В лейке.
Дети вместе с воспитателем поливают цветы.
Все подходят к столу, где стоят чашки с водой.
Воспитатель. А кто пьет из чашечки кипяченую воду?
Дети. Мы.
Воспитатель показывает банку с грязной водой.
Воспитатель. Какая вода в банке?
Дети. Грязная.
Воспитатель. Можно ли пить грязную воду?
Дети. Нет, нельзя.
Воспитатель. Давайте расскажем, что мы еще делаем с помощью воды?
Выполняют упражнение пальчиковой гимнастики «Водичка, водичка…»
Воспитатель. Молодцы, ребята!
И за то, что вы много знаете про воду, она дарим вам эти игрушки (плавающие).
Приложение 6
Диагностика формирование познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста. на 2020-2021 учебный год.
№ | П показатели Ф. Ф.И. ребёнка | сентябрь | май | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Имеет представления о природном объекте воде,еѐ свойствах, видах существования в окружающей среде,агрегатных состояниях. | 2.Исследует свойства и функции объектов, апробирует способы действий,эксперементирует проявляет настойчивость в результате своих действий. | 3.Выполняет простейшие опыты с водой последовательно выполняя указания воспитателя. | показатель не сформирован (н) | Показатель ь в стадии формирования (в) | показатель сформирован (с) | показатель не сформирован (н) | Показатель ь в стадии формирования (в) | показатель не сформирован (н) | Показатель ь в стадии форми рования (в) | показатель сформирован (с) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
о | м | о | м | о | м | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Р 1.Рита Б |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | А 2.Андрей Б | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | В 3.Влад В | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | В 4.Валера Д | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Т 5.Тимофей Д | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | В 6.Василина З | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | В 7.Вика К | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | А 8.Алёша К | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Л 9.Лиза Л | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | А 10.Арина О | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Л 11.Лера П | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Н 12.Настя П | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Д 13.ДанилП | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.Артём М | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15.Ксюша Т | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | М 16.Марсель Р | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | И 17.Илья Р | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | О 18.Оксана Р | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | А 19.Алиса С | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.Миша У | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | А 21. Макар Ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
М 22. Ваня Ч | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 23. Костя Ч | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 24.Арина | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.Аня С | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
показатель (с) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | П показатель в Стадии форм о мир(в)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 21 22 23 | Показател Не сф сформирован (н( (н) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание сентябрь -------------------------------------------------------------------------------------------------- Примечание май--------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего детей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект для первой младшей группы Проект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино".
Экологический проект для первой младшей группыПроект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино"....
Рабочая программа (учебный план) для детей первой младшей группы, в том числе для детей инвалидов и детей с ОВЗ.
Рабочая программа составлена с учетом 5 образовательных областей, содержание детской дятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Рабочая прог...
Проект для детей первой младшей группы "Первые шаги в математику"
Математическое развитие имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Поэтому работа по математическому развитию начинается еще в ран...
Сценарий праздника 8 Марта для детей первой младшей группы «В гостях у малышей кукла Катя» (первая группа раннего возраста)
Сценарий праздника 8 Марта для детей первой младшей группы «В гостях у малышей кукла Катя»(первая группа раннего возраста)...
Проект для детей первой младшей группы "Мои первые стихи. Творчество А.Л.Барто"
Краткосрочный проект для детей 2-3 лет..Цель проекта: Помочь детям запомнить стихотворения из цикла « Игрушки». Агнии Львовны Барто., Описывает различные виды деятельно...
Проект по адаптации детей первой младшей группы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25». Автор: Воспитатель : Леженникова Антонина Михайловна Проект по адаптации детей первой младшей группы «Давайте познакомимся»
Вид проекта: краткосрочный 2 недели.Участники проекта: дети 1 младшей группы; родители детей, воспитатель.АктуальностьАдаптация ребенка – процесс вхождения малыша в новую для него сред...