Леворукий ребёнок, какой он? Как выявить леворукость?
статья
Предварительный просмотр:
Леворукий ребёнок, какой он?
Как выявить леворукость?
Некоторые признаки этого явления у ребенка можно уловить в самом раннем возрасте. Однако, по мнению большинства исследователей, до 4-5 лет делать какие-либо прогнозы малоэффективно. Начиная с 4-5 месяцев и до 2 лет у ребенка, происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4 лет руки малыша практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками, и только после этого возраста, то есть с 4-4,5 лет, формируется стойкое предпочтение одной из них.
Тут самое время понаблюдать за двигательной активностью своего ребенка. Например, присмотреться, как он развязывает узелок, складывает кубики, или собирает конструктор. Наблюдение покажет, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.
Можно использовать специальные игровые задания. Часть из них — бытовые, часто используемые — дети выполняют обеими руками, поэтому некоторые задания даются в двух вариантах. Это позволяет более точно выделить ведущую руку.
Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Здесь важно все: где сидит взрослый, что он делает, что говорит.
- Не следует фиксировать внимание ребенка на том, что у него пытаются что-то определить. Лучше сказать: "Сейчас мы с тобой поиграем", или, "Давай-ка мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить".
- Взрослый обязательно должен сидеть за столом напротив ребенка.
- Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед малышом строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Хорошо, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и прочий материал для тестирования будет разложен рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел и не отвлекался.
Первое задание — рисование. Перед малышом кладут лист бумаги и карандаш (фломастер) и предлагают ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не нужно торопить его. После того как ребенок закончит рисунок, его просят нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: "Я не умею", "У меня не получится". Можно успокоить малыша: "Я знаю, что это трудно, но ты постарайся", подбодрить, сказать, что он делает все правильно. В этом задании учитывается не только то, какой рукой ребенок работает, но и то, в каком случае качество выполнения рисунка лучше — более ровные и четкие штрихи, ровные углы, правильное соотношение элементов.
Пока ребенок рисует, взрослый обращает внимание на то, как кроха держит ручку или карандаш (правильно, удобно или нет), сильно ли напряжен, правильно ли сидит.
Второе задание — открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: "Найди спичку в одной из коробок". Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).
Третье задание — построение домика из спичек (палочек). Ведущая рука та, которая используется более активно.
Четвертое задание — игра в мяч. Нужен небольшой мяч (например, теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на ^стол прямо перед ребенком. Задание: взять мяч, бросить взрослому, затем подкинуть и поймать его несколько раз.
Пятое задание — вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (цветка, зайчика, узора). Ведущей считается более активная рука, причем не обязательно та, в которой малыш держит ножницы, так как ножницы могут быть неподвижны, а открытку он будет поворачивать, облегчая себе задачу. Вырезание может быть очень трудным и неинформативным в тех случаях, когда размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото. Все карточки (10-15 штук) малыш должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать их по одной.
Шестое задание — нанизывание бисера (или пуговиц) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.
Седьмое задание — выполнение вращательных движений (открывание и закрывание крышек). Малышу предлагают открыть 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Внимание! Ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.
Восьмое задание — развязывание узелков. Заранее нужно неплотно завязать несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которой ребенок развязывает узел (другая держит узел).
В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков — процесс довольно сложный, и ребенок использует обе руки. Можно использовать иной вариант — составление цепочки из скрепок. Как правило, малыш в одной руке держит скрепку, а ведущей пытается присоединить вторую.
Девятое задание — построение домика из кубиков. Ведущей рукой ребенок чаще берет, укладывает и поправляет кубики, детали. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно предложить конструктор, мозаику.
И последнее, что необходимо будет учитывать при выявлении ведущей руки, — данные о семейном левшестве.
Порой перечисленные задания не позволяют определить ведущую руку, тогда можно использовать дополнительные задания:
- Сложить фигуры из спичек.
- Наколоть, нанизать (на стержень, иголку, шнурок) пуговицы, бусины.
- Почистить обувь щеткой.
- Намотать нитку на катушку.
- Перелить воду из одного сосуда в другой.
- Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
- Отвинтить гайку (рукой, ключом).
- Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.
- Разложить (раздать) карточки.
- Проколоть дырочки (5-6 ударов).
- Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
- Продеть нитку в иголку.
- Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
- Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
- Достать бусинку ложкой из стакана.
- Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
- Закрыть, открыть молнию на сумке.
- Взять стакан и сделать несколько глотков воды.
Особенности леворуких детей.
- Взрослые, не должны ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативного отношения к леворукости.
- Старайтесь придерживаться единой тактики отношения с ребенком, раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.
- Необходимо внимательно наблюдать за своим ребенком, различать его состояния. Знать причины его огорчений, радости. Понимать его проблемы, помогать их преодолевать.
- Помнить, что (левшество) леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши совсем необязательно, связаны с его особенностью, такие же проблемы могут быть и у правшей.
- Не рекомендуется пробовать научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья!
- Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, если даже качество письма и рисования будут не очень вас удовлетворять.
- Научите левшу сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните: свет при работе должен падать справа; методика безотрывного письма не приемлема при обучении леворукого ребенка.
- Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами - эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтения.
Как нужно вести себя с ребенком-левшой.
- Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в "правшу". Объяснять ему, что "леворуких" людей очень много и это тоже норма.
- Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его творческие способности, но не стремиться вырастить вундеркинда.
- Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим детям.
- Необходимо создать ребенку определенные условия не только дома, но и в школе: выделить ему место за партой или столом с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа; сделать так, чтобы свет из окна или настольной лампы падал на его рабочее место с правой стороны. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.
- Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность такого ребенка, взрослым нужно быть очень чуткими и доброжелательными с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Леворукость, как уникальность. Диагностическая и коррекционно - развивающая работа с леворуким ребёнком дошкольного возраста и его адаптация к школе»
Эта презентация была использована мною на аттестации на 1 квалификационную категорию. Надеюсь, что Вам она тоже понравится...
Консультации для родителей:"Леворукий ребёнок"
Проблема адаптации ребёнка в жизни всегда волнует родителей. И любое отклонение от общепринятых норм вызывает у них опасения. Взрослые стремятся во что бы то ни стало подстраивать малыша под общ...
Консультация для родителей"Леворукий ребёнок".
Как узнать, ребенок правша? или левша?...
Как подготовить леворукого ребёнка к школе
На вопрос о том, когда начинать обучение ребёнка, единственно верный ответ - «с момента рождения». Возникают и другие вопросы: чему и как учить ребёнка?Напомнить тезис известного русского психолога ...
Кто он, леворукий ребёнок?
Уверенно взяв карандаш, Руслан начал рисовать человечка… левой рукой. Этой рукой Руслан не только рисует, но и пишет, а также чистит по утрам зубы, держит за обедом ложку, перелисты...
Леворукие дети: какие они?
Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, н...
Консультация для родителей на тему: « Психолого-педагогическая характеристика леворукого ребёнка. Подготовка леворукого ребенка к овладению графическим навыком».
Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: -зрительно - моторной координации; -точности пространственного восприятия; -зрительной памяти; -наглядно - образного мышлен...