Консультация для воспитателей на тему «формирование экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Трачук Елена Михайловна

В формировании экологической культуры ребёнка-дошкольника важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри её, а также между природой и обществом.

   Комплексное изучение природы родного края складывается из проведения экскурсий, целевых прогулок и маршрутов в природу, посещения краеведческого музея, а также работы в краеведческом уголке, который расположен в игровой комнате.

   Во время экскурсий и прогулок дошкольники собирают определённый материал, позволяющий лучше изучить свою местность, свой край, область. Этот материал, а также сведения об истории, природе родного края, полезных ископаемых, водных ресурсах, растительном и природном мире содержаться в краеведческом уголке. Практическая деятельность детей, как одно из условий формирования экологической культуры успешно осуществляется в природоохранительной работе, а также на огороде и в цветниках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_ek.v.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему   «формирование экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»

В формировании экологической культуры ребёнка-дошкольника важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри её, а также между природой и обществом.

   Комплексное изучение природы родного края складывается из проведения экскурсий, целевых прогулок и маршрутов в природу, посещения краеведческого музея, а также работы в краеведческом уголке, который расположен в игровой комнате.

   Во время экскурсий и прогулок дошкольники собирают определённый материал, позволяющий лучше изучить свою местность, свой край, область. Этот материал, а также сведения об истории, природе родного края, полезных ископаемых, водных ресурсах, растительном и природном мире содержаться в краеведческом уголке. Практическая деятельность детей, как одно из условий формирования экологической культуры успешно осуществляется в природоохранительной работе, а также на огороде и в цветниках.

   Следующим условием формирования экологической культуры дошкольников выступает личность педагога, характеристика которой складывается из обобщённых требований, предъявляемых современным уровнем образовательной системы. Выделение в профессиональной деятельности творческой доминанты, как указывают исследования А.С. Самборенко, Ш.А.Амонашвили, Б.Т. Лихачёва и других, является одним из актуальнейших вопросов современной педагогики.

   Творческое начало в педагогической деятельности воспитателя ДОУ определяется самой спецификой учебно-воспитательного процесса, условиями его протекания, возникновением множества незапланированных ситуаций, требующих немедленного разрешения. Педагог должен творчески освоить и осуществить образовательную систему, основанную на гуманно-личностной педагогике. Он должен искренне любить и быть преданным каждому ребёнку, чувствовать ответственность перед его судьбой, стремиться к пониманию каждого ребёнка.

   Главная функция педагога – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания, призван педагог.

 

   Профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в её совершенствовании.

   При формировании экологической культуры необходим комплекс таких методических средств и приёмов, которые при изучении природы и любом общении с ней оставили бы в памяти ребёнка глубокий след, непременно воздействовало на чувства и сознание.

 

   Наблюдения – особая форма познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. В период дошкольного детства ребёнок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведёт детей от знакомства с природой к её пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.  И ведущее значение этого метода связано с тем, что в процессе наблюдения:

 . Формируется основное содержание дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира;

 .Метод отвечает познавательным возможностям детей дошкольного возраста;

. Выступает как самостоятельный метод. Он часто сочетается с другими методами или включается в их состав в качестве приёма, предваряет многие продуктивные виды деятельности и т.д. в зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида;

. Распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (величина, структура, форма, цвет и т.д.), а также о связях наблюдаемого объекта с другими

   Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде.

   Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.

   В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребёнок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника.

   Опыты.

   Работа с природоведческой литературой, художественное слово и научно-популярная литература помогает дошкольникам уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.

   Работа со схематическими (знаковыми) источниками знаний (таблицы, схемы, моделирование). Общим для всех этих методов является высокий уровень абстракции, что учитывая психологические особенности мышления дошкольников, существенно ограничивает возможности их использования в ДОУ, но вместе с тем формирование зачатков логического мышления входит в число актуальнейших задач воспитателя.

   В познавательную деятельность детей целесообразно включать работу с предметно-схематическими и графическими моделями. Моделирование позволяет раскрыть важные стороны и особенности объектов природы и демонстрировать существенные экологические связи в ней. На этой основе у детей формируются обобщённые представления и элементарные понятия о природе.

   Работа с наглядно-образными средствами. Формирование разнообразных реалистических представлений о природе будет происходить успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Наглядно-образные средства подразделяются на статические (картина) и динамические (кинофильмы, диафильмы, диапозитивы). Следует отметить воспитательное значение картин. Рассматривая хорошо написанную картину, дети  испытывают эстетическое наслаждение, появляется положительный эмоциональный настой. Динамические средства позволяют расширить объем научных знаний о природе, сформировать сложные, многоаспектные естественнонаучные понятия.

   Словесные методы (рассказ, беседа).  Устное слово и словесные методы неизменно используются при работе с дошкольниками. Применяя их  в сочетании с прочими методами обучения можно научить ребёнка переводить конкретные образы в вербальное знание, а затем и в другие специфические знаковые системы отражения природоведческих знаний. Словесные методы имеют и самостоятельную роль. Большое образовательное и воспитательное значение беседы определяется тем, что при этом развивается мышление дошкольников. Беседа открывает большие возможности для реализации индивидуального подхода к ребёнку, это позволяет педагогу привлекать к активному участию в работе слабых и пассивных детей.

   Игра. Игровая деятельность – естественная потребность ребёнка дошкольного возраста. Игра – это эмоциональная деятельность. Эффективность формирования экологической культуры в большой степени зависит от эмоционального отношения ребёнка к природе. Задача педагога – «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия природного содержания. Для формирования экологической культуры наиболее часто используются имитационно-ролевые игры, моделирующие возможную реальную ситуацию, а также игровые обучающие ситуации с литературными персонажами и дидактические игры.

Таким  образом, работа педагога будет эффективной, если он в комплексе использует эти методы, как на занятиях, так и в нерегламентированной деятельности экологической направленности. Это сочетание является ещё одним условием формирования экологической культуры дошкольников. Работа в этом направлении должна быть построена так, чтобы экологическое содержание занятий имело продолжение в нерегламентированной деятельности, дополняло и обогащало её. Чётко организованная, целенаправленная нерегламентированная деятельность позволяет использовать дополнительный информационный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания.

   Обращая внимание на методические разработки по экологическому воспитанию дошкольников можно отметить, что дошкольное образовательное учреждение обладает гораздо более широкими возможностями в создании экологической развивающей среды.

   Экологическая развивающая среда включает в себя правильную, с экологической точки зрения, организацию зоны природы в помещении и на участке и предметную среду с экологической направленностью.

   В ДОУ можно создать экологическую развивающую среду, как совокупность средств экологического воспитания и обучения, что и будет выступать одним из главных условий формирования экологической культуры дошкольников. Средства можно определить,  как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс.

   Уголок природы. Главная его особенность и преимущество – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет педагогу на протяжении всего учебного года использовать уголок природы для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности дошкольников. Уголок природы позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок живой природы прививает эстетический вкус. Его компоненты: животные и растения.

   Участок ДОУ. Территория, на которой организуются наблюдения за растениями и животными в естественных условиях, выясняется значение агротехнических мероприятий и деятельности взрослых для улучшения условий жизни растений и животных, вырабатываются навыки ухода за ними. Всё это способствует расширению и углублению знаний дошкольников о природе, позволяет переносить теоретические знания на практику. Составные части: цветник, огород, теплица, мини-ферма.

   Экологическая тропа. Это специально оборудованный маршрут в природу, решающий многие педагогические и психологические задачи. К объектам экологической тропы относятся типичные и экзотичные древесные растения, фитоогород (огородные лекарственные травы), уголок нетронутой природы, птичий столб. Помимо этих объектов на тропе находятся места, предназначенные для деятельности детей и взрослых (избушка Айболита, беседка для труда, музей природы). Экологическая тропа оформляется информационными щитами, стендами, указателями. Она удобна для проведения различных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры дошкольник

   Библиотека юного натуралиста. В неё входит подборка книг и журналов, природоведческого характера. В эту подборку включены книги, помогающие расширить экологические знания и кругозор дошкольника. Время от времени организуются выставки книг, созданных руками детей.

   Совокупность этих средств в экологической развивающей среде обеспечивает успешное формирование экологической культуры дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:"Характеристика основных методов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему:"Характеристика основных методов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей по теме: «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей по теме:«Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста».Говорить умеют все, но говорить правильно – единицы. Люди пользуются речью...

Консультация для воспитателей на тему: «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»...

ВВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОСТ» Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, то логично повышать экологическую культуру детей через игровую деятельность. Она является э...

Проект по формированию экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, посвященного году экологии в России «Экологическое ассорти».

Проект по формированию экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, посвященного году экологии в России«Экологическое ассорти»....

Консультация для воспитателей «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»

Характеристика основных методов,приемов и средств по формированию экологической воспитанности у старших дошкольников, которая будет полезна воспитателям ДОО....