Программа по взаимодействию с родителями "Наша дружная семья"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа по взаимодействию с родителями "Наша дружная семья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по взаимодействию с родителями "Наша дружная семья" | 606.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормативно – правовые основы разработки программы:
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Закон РФ «Об образовании»
- Национальная доктрина образования Российской Федерации;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Устав МБДОУ детского сада «Светлячок»
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОУ, приведенная в соответствии с ФГОС ДО.
Цель:
Повышение уровня педагогической культуры родителей. Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества.
Задачи:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи.
- Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с МБДОУ.
- Практическая работа по использованию традиционных и новых форм взаимодействия с семьей с целью вовлечения родителей в педагогический процесс, обучение их методам и приемам взаимодействия с ребенком в домашних условиях.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Срок реализации программы: сентябрь 2016г. – май 2019г.
Этапы реализации: 1 этап – Организационный
2 этап – Основной
3 этап – Аналитический
Принципы программы:
- Принцип партнерской позиции воспитателей по отношению к семье и ее членам;
- Принцип установки на развитие позитивного воспитательного потенциала семьи, ее способности к самопомощи и самоорганизации;
- Принцип доброжелательного и без оценочного отношения к каждому члену семьи, создание спокойной и комфортной обстановки во время встреч;
- Принцип разграничения личных и профессиональных отношений;
- Принцип научности;
- Принцип конфиденциальности
Участники программы: воспитанники, педагоги, родители
Ожидаемые результаты:
- активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;
- повышение уровня родительской мотивации к участию в воспитательно-образовательном процессе;
- повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.
Пояснительная записка
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И воспитатели очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы – все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Программа «Связующая нить» направлена на активизацию родителей к совместной работе в группе, обогащение педагогического опыта по воспитанию детей.
Для успешной реализации программы «Вместе мы - одна семья» детский сад располагает необходимыми ресурсами, такими как:
- квалифицированные воспитатели и специалисты;
- оборудованная группа;
- музыкальный и спортивный залы;
-методические и дидактические материалы для организации совместной деятельности;
- современные технические средства (проектор, экран, компьютер, видеотека, DVD-плеер, телевизор).
Ценность программы состоит в наличии теоритического и практического материала направленного на повышение педагогической культуры родителей и установление доверительных контактов между семьей и детским садом через внедрение нетрадиционных форм организации общения, долгосрочность, преемственность этапов.
Актуальность
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).
Настоящая программа разработана для того, чтобы повысить педагогический статус семьи в воспитании ребенка. В процессе формирования у родителей активной позиции в воспитании ребенка, важное значение отводится обучению разнообразным формам взаимодействия с ним, наблюдению и оценки его реакции и поведения.
Взаимодействие с родителями строится на личностно-ориентированном подходе, т.е. с учетом их жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения). Чтобы позитивно влиять на желания той или иной семьи, участвовать в педагогическом процессе, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.
Отношения «воспитатель-родитель» основаны на принципах сотрудничества и свободы выбора. Сотрудничество с родителями не должно быть ограничено только педагогической пропагандой, при которой семья рассматривается лишь объектом воздействия, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере. Принципиально важными являются привлечение родителей к участию в деятельности образовательного учреждения, активизации их педагогического самообразования, консультативная поддержка семьи, содействие гармонизации детско-родительских отношений.
Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ требует иных линий отношений, направленных на признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общее «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, оценивать. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.
Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка.
Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными.
Становление родительства – кропотливый и нелегкий труд. Специалисты в области детско-родительских отношений (А.А.Бодалев, З.Матейчик) важнейшим показателем качества родительства признают компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адаптивности, изобретательности их позиции. Нарушение связей в семье непосредственно отражается на эмоциональном состоянии ребенка (А.И.Захаров).
По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей (Л.А. Абраманян, В.П.Дуброва).
Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.
При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются:
- неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;
- педагогическая и психологическая неграмотность;
- нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;
- нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.
Многолетняя практика убеждает, что “пассивные методы” весьма не эффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму работы, как “Родительский клуб”.
Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:
- основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;
- правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы;
- как поступать в критических ситуациях.
Так была создана программа «Связующая нить».
Цель программы
Установление сотруднических отношений с родителями. Совместный поиск положительных опор в качествах личности ребенка.
Задачи программы
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи.
- Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
- Практическая работа по использованию традиционных и новых форм взаимодействия с семьей с целью вовлечения родителей в педагогический процесс, обучение их методам и приемам взаимодействия с ребенком в домашних условиях.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Этапы реализации программы
Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:
Этап I «Организационный» (1 месяц)
Цель: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.
На данном этапе:
- подбор и изучение методической литературы по теме;
- планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;
- разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
- подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;
- определяются места проведения мероприятий;
- продумывается техническое оснащение мероприятий;
- изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).
Этап II «Основной» (33 месяца)
Цель: реализация программных мероприятий.
Этап III «Аналитический» (2 месяца)
Цель: анализ деятельности специалистов, осуществляющих реализацию программных мероприятий; определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.
Ожидаемые результаты
Для родителей:
- активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;
- повышение степени участия родителей в разработке и отборе;
- повышение уровня включения родителей в участии в различных мероприятиях группы и детского сада;
- повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.
Для педагогов:
- обобщение и распространение опыта работы с семьей;
- умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы
Механизмы реализации программы
- Формы общения педагогов с родителями воспитанников.
В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с
семьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогические знания.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например посещение семьи. Особенность беседы – активное участие и воспитателя и родителей.
Наглядно – информационные методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ и игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Можно выделить четыре направления по вовлечению родителей в совместную педагогическую деятельность по воспитанию детей.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Цель: изучение семьи ребенка, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами для согласования воспитательного воздействия на ребенка.
Формы работы:
- анкетирование, опрос
Цель: изучение статуса семьи, выяснение условий воспитания и воспитательно-педагогических потребностей родителей.
- Беседа
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам, создавать доверительные отношения с родителями.
Методы работы:
- обсуждение общего состояния развития ребенка;
- разъяснение конкретных мер оказания родителям помощи и объяснение необходимости участия их в общей системе педагогической работы;
- обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка.
В ходе беседы и опроса исключается прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности.
Содержание беседы должно быть лаконичное, значимое для родителей, преподноситься таким образом, чтобы побудить собеседников к высказываниям.
Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия, начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить к непосредственно главным темам.
- «Информационная корзина (тетрадь)»
Цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Тетрадь делится на четыре раздела по количеству служб:
-Административно-хозяйственная служба.
В этот раздел родителями заносятся пожелания относительно качества исполнения функциональных обязанностей специалистами, воспитателями и персоналом, находящимся в непосредственном контакте с детьми; пожелания относительно обеспечения образовательного процесса, пожелания о получении информации того, или иного содержания.
- Педагогическая служба.
Здесь родители могут сделать запись по оценке работы педагогов и внести соответствующие пожелания в работу этой службы;
- Служба специалистов.
В разделе записываются вопросы, касающиеся проблем воспитания, образования и развития ребенка.
- Медицинская служба.
Записываются вопросы и пожелания относительно медицинской работы.
Родитель может внести свои предложения по работе службы или дать оценку ее работе в удобное для себя время. На основании этих записей ответственные по направлению корректируют работу, а руководитель детского сада имеет возможность сделать выводы о вопросах, беспокоящих родителей и об эффективности работы руководителей направлений и служб.
- Родительские собрания.
Цель: информирование родителей о результатах работы с ребенком на занятиях, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях как в детском саду, так и дома. (видеосюжеты); организация взаимной поддержки родителей, наблюдение за динамикой развития не только своего ребенка, но и других детей.
На родительских собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами, методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. На обсуждение выносятся 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.
Собрания проводятся 1 раз в квартал. Тема определяется через анкетирование или опрос родителей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетенции.
Формы работы:
- Консультирование.
Цель: формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга педагогических представлений и знаний; привлечение родителей к конкретным мероприятиям с их ребенком в качестве активного участника воспитательно-образовательного процесса.
Формы проведения консультаций:
- квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;
- обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию;
- практическое консультирование по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящее воспитательно-обучающую направленность (пальчиковая гимнастика, игры с предметами и др).
- Семинары-практикумы . (имеет две части: теоритическую и практическую). Цель: повышение уровня родительской компетенции, обучение приемам воспитательно-педагогической работы с ребенком.
Методы работы:
- демонстрация фрагментов занятий, комментирование их содержания;
- совместная деятельность с детьми;
- игры-тренинги.
Темы семинара-практикума определяют сами родители.
- Конференции, круглые столы.
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На конференции, заседания «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
ДОСУГОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Цель: укрепление чувства взаимопомощи, уважения и поддержки друг друга, как между детьми, так между родителями и воспитателями.
Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Формы проведения мероприятий:
- праздники;
- спортивные досуги;
- совместные проекты;
- выставки;
НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Цель: информирование родителей о предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей.
Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Предлагаемая информация располагается в родительском уголке. Это могут быть:
- режим дня, меню, сведения об учреждении;
- папки-передвижки;
- копилка Добрых дел;
- познавательная рубрика (ответы на вопросы родителей);
- стенгазета (теоретическая информация и практические рекомендации по одной теме);
- уголок «Детское творчество» (рисование ,лепка)
- библиотека – передвижка (подбор педагогической литературы по запросу родителей);
Наряду с традиционными методами и нетрадиционными формами работы с родителями в программе используется кратковременный метод проекта.
В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит эмоциональный контакт, творческое взаимодействие. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.
Результативность
По результатам первого этапа выполнения программы «Наша дружная семья» по взаимодействию педагогов ДОУ с родителями воспитанников в 2015-2016 учебном году повысился уровень сотрудничества родителей с ДОУ в вопросах формирования здоровья детей, их эмоционального и социального развития.
В 16-17 учебном году возросла оценка родителей программных задач игровой и художественной деятельности.
В 17-18 учебном году повысился приоритет познавательно-речевого развития и заинтересованность родителей по этому разделу программы. Резко возросло сотрудничество родителей и педагогов по вопросам продуктивной деятельности.
Подводя итоги анкетирования второго этапа диагностики, можно сделать вывод о том, что возросло число родителей заинтересованных в рекомендациях педагогов ДОУ. Родители стремятся к поиску необходимой информации, а персонал ДОУ имеет авторитет среди них. Общей для ДОУ и родителей целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного ребенка, что невозможно без взаимодействия родителей и педагогов.
Обобщая результаты третьего этапа, можно видеть, что повысился уровень профессиональной компетентности педагогов: овладение различными программами, освоение новых педагогических технологий, расширение личного кругозора. Возросло участие педагогов в педагогическом просвещении родителей, в помощи семьям в вопросах воспитания. Увеличилось количество родителей, стремящихся поделиться с педагогами своими педагогическими знаниями, обменяться литературой по какому-либо вопросу, даже дать компетентную информацию или рекомендацию.
Выводы
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты: образовался особый тип совместной деятельности («Социальное партнерство») между родителями и педагогами, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Педагоги и родители разделили между собой ответственность за обучение и воспитание детей.
Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, повысилось положительное отношение к детскому саду у родителей через включение родителей в общественную жизнь группы (участие родителей в групповых мероприятиях, совместные походы, соревнования, экскурсии на места работы родителей). Реализация программы «Мы вместе» невозможна без активной помощи родителей.
Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Большое внимание в программе уделяется социальному партнерству с родителями, опоре воспитательного потенциала семьи
Список литературы
- Андриеш В. А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.//Управление дошкольным образованием № 4,2002.
- Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
- Доронова Т. Н. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. –М.: Просвещение, 2005.
- Дошкольное воспитание: журн.2011 - № 1, 3, 10.
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2003.
- История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Л.Н. Литвина. – М.: Просвещение, 1989.
- Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003.
- Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2., М.: УЦ Перспектива, 2008.
- Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод.пособие для воспитателей ДОУ – М.: Айрис-пресс, 2006.
- Мудрость воспитания: Книга для родителей/ Составители Б.М. Бим-Бад. Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – М.: Педагогика,1987.
- Никитина Л.А. Мама и детский сад.- М.: Просвещение, 1990.
- О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». – М.: Новая школа, 1995.
- Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
- Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия/Сост. и авт. предисл. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Ребенок в детском саду: журн. 2010 - № 1, 3, 6.
- Рубченко А.К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии// Вопросы психологии. – 2005. № 4.
- Свирская Л.Н. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
- Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1991.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.
- Шакурова М.В. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей. Целевая программа «Семья»//2006 № 1 Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – Синтез, 2007.
- Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. – М.: ВАКО, 2011.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перспективный план работы с родителями в средней группе на 2016-2017 г.г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2017-2018 г.г.
Название мероприятия | Цель проведения мероприятия |
Сентябрь | |
Организационное родительское собрание «Что должен знать ребёнок 5 – 6 лет». Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». Консультация «Всё о развитии детской речи». Папка-передвижка для родителей «Мы работаем по ФГОС». Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?». | Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 5 – 6 лет. Дать понятие о том, что кутать ребенка вредно Психолого– педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка. Познакомить с новым направлением В ДОУ Повышение педагогической культуры родителей |
Октябрь | |
Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников». Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке». Анкетирование родителей. Тема: «Знаете ли вы своего ребёнка?». Папка-передвижка «Здоровый ребенок» | Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. Анализ информации о воспитанниках и их семьях. Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. Активизация родителей в работу группы детского сада, развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей. Привлекать к совместной деятельности по ЗОЖ родителей и детей |
Ноябрь | |
Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?». Семинар на тему «Как проводить закаливание детей дома». Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». | Предложить разные варианты совместного отдыха Просмотр занятия по теме (Формирование привычки к ЗОЖ» Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности. Знакомство родителей с методикой ознакомления дошкольников с правилами пожарной безопасности. |
Декабрь | |
Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания». Родительское собрание. Тема: «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора». Тестирование родителей. Тема: «Состояние здоровья вашего ребёнка». Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?». Трудовой десант пошив костюмов для детей к Новому году | Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей. Повышение педагогической культуры родителей Создание условий для Осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи |
Январь | |
Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы». Памятка для родителей. Тема: «Приглашаем к сотрудничеству». Педагогический всеобуч «Что делать с гиперактивным ребенком». Памятка для родителей. Тема: «Чаще говорите детям». | Повышение педагогической культуры родителей. Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. |
Февраль | |
Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа». Консультация «Окружающая среда и здоровье ребенка». Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей». Выставка рисунков «Папа, мама, я – очень дружная семья». | Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимают папы и дедушки. Раскрыть факторы влияния окружающей среды на здоровье ребенка и возможности оздоровления ее Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в воспитании детей. Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «мама, папа, я – очень дружная семья». |
Март | |
Творческие работы детей к 8 марта «Мама, моё солнышко». Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!». Выставка детских работ «Мы едим, едим, едим». Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге». Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры. | Демонстрация творческих способностей детей, сформировавшихся умений и навыков. Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома. Повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду по правилам дорожного движения разработка методического обеспечения. |
Апрель | |
Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка». Памятка для родителей «Как измерить талант?». Педагогический всеобуч «Музыка и дети». Папка-передвижка «Период выздоровления» | Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «развитие творческих способностей у детей». Знакомство родителей с задачами программы воспитания и обучения в детском саду по теме «изобразительная деятельность ребенка в дошкольном учреждении». Активизация педагогических знаний родителей. Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, развитие взаимодействия детей, родителей и работников ДОУ. |
Май | |
Итоговое родительское собрание по теме: «Растём, играя» с просмотром открытого НОД по математики для родителей. Трудовой десант Участие родителей в благоустройстве участка группы. | Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Перспективный план работы с родителями подготовительной группы на 2018 – 2019 учебный год.
Сентябрь | ||
Форма работы | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия |
Наглядность | Оформление «Уголка для родителей» Добавление фотографий в альбом «Наша группа» | Активизировать внимание родителей к жизни детей в детском саду. Заинтересовать родителей интересами группы. |
Консультации | «Удивительное рядом» | Распространение педагогического опыта среди родителей. |
Индивидуальные беседы | Как помочь логопеду. | Важность занятий с ребенком по заданию логопеда. |
Практическая помощь | Помощь в оформлении группы. | Укрепление взаимоотношений родителей и сотрудников группы. Привлечь родителей к оказанию помощи группе. |
Анкетирование | «Удовлетворение потребностей родителей в развитии детей в МОУ» | Выяснить отношение родителей к воспитанию и обучению детей в МОУ. |
Родительское собрание | Начало учебного года. Задачи и цели. Встреча с учителем 1 класса. Тема «Познай себя как родителя». Рисунки детей. | Познакомить родителей с задачами обучения и воспитания детей в подготовительной группе. |
Октябрь | ||
Наглядность | Оформление папки- передвижки «Как научить детей чистить зубы» | Обратить внимание родителей на важность содержания полости рта в чистоте и необходимости привить детям привычку чистить зубы |
Консультации | Всегда ли правильно звучит ваша речь. Оформление стенда «Золотая осень» | Обратить внимание родителей на собственную речь и необходимость правильного общения с детьми. Обогащение знаний родителей и привлечение их к подбору материала. |
Индивидуальные беседы | Профилактика гриппа. Особенности общения с детьми с нарушением речи. Гиперактивный ребенок. Не переучивайте левшу. | Убедить родителей в необходимости профилактической прививки. Убедить в необходимости ежедневных занятий по заданию логопеда. Дать рекомендации по организации режима дня ребенка. Распространение педагогического опыта, обогащение знаний родителей по практическим вопросам. |
Практическая помощь | Подготовка к конкурсу «Золотая осень». Организация осеннего утренника. | Развитие творческого взаимодействия детей и родителей. Помощь родителей в подготовке костюмов. |
Ноябрь | ||
Наглядность | Оформление папки-передвижки «Учите вместе с нами» Добавление фотографий осеннего праздника в альбом. | Привлечь родителей к разучиванию песен и стихов с детьми. Познакомить родителей с эпизодами праздника. |
Консультации | Как воспитывать навыки самообслуживания у ребенка в семье. | Дать рекомендации родителям о необходимости привлечения детей к посильному труду дома. |
Индивидуальные беседы | Правила дорожного движения. Игры с детьми на свежем воздухе. Закаливание не только летом. | Необходимость продолжения работы по профилактике дорожных нарушений. Познакомить с разнообразием игр на воздухе. Дать понятие о необходимости закаливания детей круглый год. |
Практическая помощь | Вечер отдыха для родителей и детей. Тема «Путешествие в страну Спортландия» Изготовление наглядности по ПДД | Оптимизация взаимоотношений взрослых и детей Привлечь родителей к оказанию помощи по изготовлению наглядности. |
Декабрь | ||
Наглядность | Оформление стенда «Внимание – грипп! » Оформление папки-передвижки «Учите вместе с нами» Памятка «Точечный массаж » | Познакомить с необходимостью профилактики гриппа и его особенности. Привлечь родителей к разучиванию песен и стихов с детьми. Помощь в профилактике простудных заболеваний. |
Консуьтации | Игра – не забава. | Обратить внимание родителей на серьезное отношение к игре детей. |
Индивидуальные беседы | Внимание – зима! Как развивать моторику руки? Читаем вместе. Как воспитывать усидчивость. | Необходимость профилактики детского травматизма зимой. Дать консультацию по занятию лепкой дома. Особенности взаимоотношений родителей и детей при совместном досуге. Рекомендации по организации игр с подвижными детьми. |
Практическая помощь | Конкурс «Зимушка – зима!» Оформление группового помещения к Новому году. Организация и участие в новогоднем празднике. | Развитие совместного творчества родителей и детей. Участие родителей и детей в подготовке группы к Новому году. Привлечь родителей к активному участию в подготовке костюмов, атрибутов к утреннику. |
Анкетирование | Растем здоровыми. | Анализ условий ЗОЖ в семьях воспитанников |
Родительское собрание | Итоги первого полугодия. Результаты диагностики. Работа с детьми в зимний период. | Познакомить родителей с особенностями прогулок, игровой деятельности в зимний период. |
Январь | ||
Наглядность | Оформление стенда «Что мы узнали и чему научились». Оформление фотовыставки «Новогодние праздники». | Познакомить родителей с тематикой проводимых занятий за текущий месяц. Дать рекомендации по закреплению ЗУН. Активизировать участие родителей в жизни группы. |
Консультации | «Лечение чесноком» | Повышение воспитательной культуры родителей. |
Индивидуальные беседы | Безопасность детей – наше общее дело. Обучение запоминанию. Игры и упражнения на развитие логического мышления. | Продолжить совместную с родителями работу по обеспечению безопасного поведения детей в быту, на природе, на улице. Распространение педагогического опыта по обучению детей заучиванию стихов. Развитие воспитательного потенциала семьи. |
Практическая помощь | Помощь в очистке территории детского сада от снега. Помощь в изготовлении снежных построек на групповом участке. | Развитие позитивных взаимоотношений между родителями и сотрудниками детского сада. |
Февраль. | ||
Наглядность | Оформление папки-передвижки «Учите вместе с нами» Оформление стенда «Внимание – грипп! » Выставка детского рисунка «Мой папа лучше всех!» | Привлечь родителей к разучиванию песен и стихов с детьми. Познакомить с необходимостью профилактики гриппа и его особенности. Привлечь внимание родителей к творчеству детей. |
Консуьтации | «Секреты воспитания вежливого ребенка». | Распространение педагогического опыта среди родителей. |
Индивидуальные беседы | «Плохие слова. Как отучить ребенка ругаться». Общение со сверстниками. Правила поведения при пожаре. | Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Развитие воспитательного потенциала семьи. Закреплять знания детей о правилах поведения при пожаре. |
Практическая помощь | Помощь в очистке территории детского сада от снега. Помощь в изготовлении снежных построек на групповом участке. | Развитие позитивных взаимоотношений между родителями и сотрудниками детского сада. |
Вечер вопросов и ответов на тему «Психологическая готовность ребенка к школе» | Помощь родителям вв оценке готовности их детей к школе и возможности корректировки ее перед обучением | |
Март | ||
Практическая помощь | Изготовление атрибутов для уголка закаливания. Организация праздника, посвященного 8 Марта. | Воспитывать у родителей желание активно участвовать в жизни группы. Привлечь родителей к подготовке праздника. |
Наглядность | Оформление папки-передвижки «Учите вместе с нами» Оформление папки-передвижки «Здоровьесберегающие подходы в системе образовательной деятельности детского сада». Оформление выставки «Мамочка любимая…» | Привлечь родителей к разучиванию песен и стихов с детьми. Познакомить родителей с работой детского сада по здоровьесберегающим технологиям и охране здоровья и жизни детей. Привлечь внимание родителей к творчеству детей. |
Консуьтации | «О капризах и упрямстве» | Распространение педагогического опыта среди родителей. |
Индивидуальные беседы | Поздравляю с 8 марта! Учим ребенка делать подарки. Я и мои близкие. «Мы идем в театр» - совместное посещение театра родителей и детей. Права и обязанности родителей. | Активизировать взаимодействие родителей с ребенком по воспитанию любви и уважения к близким родственникам. Продолжать совместную работу по приобщению детей к прекрасному. Продолжить знакомить родителей с законодательством РФ. |
Родительское собрание | «Здоровьесберегающие подходы в системе образовательной деятельности детского сада». Охрана здоровья и жизни детей. | Познакомить родителей с работой детского сада по здоровьесберегающим технологиям и охране здоровья и жизни детей. |
Апрель | ||
Наглядность | Оформление папки-передвижки «Учите вместе с нами» Папка-передвижка «Наш родной город – Сафоново» | Привлечь родителей к разучиванию песен и стихов с детьми. Развитие педагогического потенциала семьи. |
Консуьтации | Права, обязанности и функции родителей. «10 заповедей родительства» | Продолжить знакомить родителей с законодательством РФ. |
Индивидуальные беседы | Ребенок и дорога. Сочиняем сказку. Уроки творчества. Какие нужны детям знания о Космосе. | Предупреждение детского травматизма. Практическая помощь родителям по развитию речи детей. Активизация включенности родителей в интересы детей. Совместное посещение мероприятий, посвященных Дню космонавтики. |
Практическая помощь | Изготовление рисунков и поделок к выставке «Освоение Космоса» Благоустройство группового участка. | Развитие позитивных взаимоотношений между родителями и сотрудниками детского сада. Активизация родителей в участии по благоустройству участка группы |
Май | ||
Наглядность | Оформление стенда «Что мы узнали и чему научились». Пополнение фотографий в групповой альбом. | Познакомить родителей с тематикой проводимых занятий за текущий месяц. Дать рекомендации по закреплению ЗУН. Продолжать создавать историю группы. |
Консуьтации | «Не переучивайте левшу» | Распространение педагогического опыта среди родителей. |
Идивидуальные беседы | Домашний игровой уголок. Наказывая, подумай – Зачем? Секреты воспитания вежливого ребенка. | Дать рекомендации по правильному оснащению игрового уголка дома. Решение проблем воспитания. Продолжить совместную работу по формированию культуры поведения детей. |
Практическая помощь | Подготовка к летнему оздоровительному периоду. Подготовка к ремонту группового помещения. | Развитие позитивных взаимоотношений между родителями и сотрудниками детского сада. |
Родительское собрание | Общее родительское собрание совместно с учителем о переходе детей в 1 класс. «Вот и лето…». Задачи воспитания и развития детей в летний оздоровительный период. | Познакомить родителей с условиями набора детей в 1 класс. Ознакомить родителей с итогами воспитательно-образовательной работы за учебный год. Познакомить с планом проведения оздоровительных мероприятий летом. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
АНКЕТЫ
- АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.
ФИО ребенка:___________________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________
Домашний адрес, телефон______________________________________
Мать:
Ф.И.О._______________________________________________________
Год рождения_________________________________________________
Образование, специальность, место работы_______________________
Отец:
Ф.И.О._______________________________________________________
Год рождения_______________________________________________
Образование, специальность, место работы_______________________
Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)_______________
__________________________________________________________
Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними__________________________________________________________
К кому из членов семьи ребенок больше привязан_________________
Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес_______________________________________________________
Основные виды игр и занятийдома____________________________
Какие игрушки любит, кто их убирает__________________________
Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):
- с детьми своего возраста да нет
- с детьми старшего возраста да нет
- с незнакомыми взрослыми да нет
- с родными да нет
Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):
- спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным
Что умеет делать ребенок самостоятельно_______________________
__________________________________________________________
Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)_______________________________
__________________________________________________________
- Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.
- Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
- Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.
Спасибо!
- Анкета для родителей, посвященная здоровому образу жизни
1. Что вы подразумеваете под "здоровым образом жизни"?________________________________________________________
2. Считаете ли вы свой образ жизни здоровым, почему?
- да_____________,
- нет____________.
- не знаю
3. Что мешает вам вести здоровый образ жизни?
- недостаток времени;
- низкая зарплата:
- недостаток знаний:
- другие причины (указать)_____________________.
4. Закаляетесь ли вы или ваши члены семьи?
- да
- нет
- иногда
5.Проводите ли вы совместный семейный активный досуг (турпоходы, прогулки и т.д.)
- да;
- нет;
- иногда.
6.Что, на ваш взгляд, является основной причиной заболеваний вашего ребенка?
- неудовлетворительное медицинское обслуживание;
- плохое материальное положение в семье;
- неблагоприятные экологические условия;
- недостаток знаний в вопросах сохранения здоровья;
- другие причины (указать)________________.
7. Ваши предложения для улучшения работы по формированию здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении_______________.
Спасибо!
- Анкета для родителей
Ваши взаимоотношения с детьми
Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. С помощью ваших ответов мы сможем выявить особенности общения между Вами и вашими детьми.
- Считаете ли Вы способность к общению необходимым качеством каждого человека?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Находите ли Вы время для общения со своими детьми?
- Да
- Стараюсь, но не всегда получается
- Нет, не хватает времени
- Каким тоном Вы общаетесь со своим ребенком?
- Спокойным доверительным тоном
- Стараюсь общаться спокойным тоном, но не всегда получается
- Ребенок воспринимает только общение на повышенных тонах
- Какой стиль общения у Вас и у вашего ребенка?
- Общаетесь ли Вы на равных?
- Считаете свое мнение выше, чем мнение ребенка?
- Считаю, что ребенку должна быть предоставлена полная свобода в общении
- Всегда ли Вы выслушиваете своих детей?
- Да
- По возможности стараюсь, но не хватает времени
- Не обращаю вниманиена детскую болтовню
- Назовите причины, мешающие Вам полноценно общаться с вашими детьми?
- Таких причин не существует
- Занятость на работе и бытовые проблемы
- Ваш вариант ответа__________________________________________________
- Имеете ли Вы единые требования к воспитанию детей в семье?
- Да
- Нет, у каждого члена семьи свои требования
- Не задумывались над этим вопросом
- Внимательно ли Вы выслушиваете своих детей?
- Да, всегда вникаю в детские проблемы
- Не всегда, много своих проблем
- Нет. Откуда у детей проблемы?
- Считаете ли Вы проблему общения с детьми достаточно важной?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
Большое спасибо за ваши откровенные ответы. Они помогут нам скорректировать работу по развитию у детей навыков общения.
Анкетирование "Каковы вы мужчины?"
Уважаемые папы!
В целях сотрудничества с дошкольным учреждением по воспитанию и развитию ваших детей ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Выберите, пожалуйста, те образы, которые близки Вам более других (подчеркните):
- мудрый отец;
- глава семьи;
- отец - кормилец;
- настоящий отец;
- занятый отец;
- успешный отец;
- лидер в семье;
- доступный ребенку отец;
- пока несостоявшийся отец;
- терпеливый;
- строгий;
- импульсивный и невыдержанный;
- чуткий и заботливый;
- суровый отец;
- всегда находящийся на работе;
- отдаленный отец;
дополните, если хотите___________________________________________________________
2. С кем чаще общается Ваш ребенок в семье: с Вами, мамой, бабушкой, дедушкой, сестрой (братом), телевизором, игрушками (подчеркните)?
3. В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье? __________________________________________________________________
4. Сформулируйте, пожалуйста, воспитательные функции в семье, с которыми Вы справляетесь наилучшим образом______________________________________________________
5. Сколько времени Вы проводите со своим ребенком?
6. Чем занимаетесь с ним в свободное время?
__________________________________________________________________
7. Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо?
8. Как часто Вы говорите своему ребенку:
«Сейчас я занят, потом...» - очень часто, иногда, редко, почти никогда (подчеркните).
9. Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?
__________________________________________________________________
10. На Ваш взгляд, получает ли в общении с отцом ребенок что-то такое, что не может быть восполнено общением с матерью?
Подчеркните выбранный ответ:
- да;
- нет;
- мать и отец во всем могут замещать и дублировать друг друга;
- не приходилось задумываться над этим вопросом;
- дайте свой ответ_______________________________________________
11. Как часто говорите своему ребенку: «Я тебя люблю», фразы, подчеркивающие ваше единство и общность (подчеркните)?
- часто;
- иногда;
- редко;
- почти никогда.
12. Как часто Вы говорите ребенку о том, что вам нравится в нем (подчеркните)?
- часто;
- иногда;
- редко;
- почти никогда.
13.Ругаете ли своего ребенка при посторонних, друзьях?
14.Какие трудности в общении с детьми?____________________________
15.Доброта или строгость являются Вашими помощниками в воспитании?
___________________________________________________________________
16.Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком? Какие?
____________________________________________________________________
17.Вы любите проводить отпуск с детьми или без них? ______________________________________________________________
- Анкета для родителей "Знаете ли вы своего ребенка?"
Уважаемые родители!
С целью организации эффективного взаимодействия с педагогами дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания и развития вашего ребенка предлагаем ответить на вопросы данной анкеты.
- Заполняет анкету:
- мама;
- папа;
- другой член семьи ____________________________________________
- Возраст ребенка (полный) _________________________________
- С кем живет ребенок? (состав семьи __________________________
- Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания? ______________________________________________________
- Кто в вашей семье занимается воспитанием ребенка? _______________
- Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе общения? ________________________________________________________
- Чем ребенок любит заниматься дома (играть, рисовать, ухаживать за домашними животными, др.)? __________________________________
- Нравится ли вашему ребенку:
- рисовать;
- заниматься физической культурой;
- петь, музицировать;
- играть в подвижные игры;
- слушать рассказы, сказки;
- выполнять различные задания самостоятельно и совместно с взрослыми;
- играть вместе с другими детьми;
- убирать игрушки;
- ходить на прогулку;
- наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
- ходить в магазин за продуктами;
- участвовать в драматизациях, публичных выступлениях.
- Есть ли у ребенка любимые игрушки? Какие? ____________________
______________________________________________________________
- Почему, на ваш взгляд, ребенок выделяет именно эти игрушки? _____________________________________________________________
- Вы играете вместе с ребенком? _____________________________
- В процессе игры вы принимаете правила, которые предлагает ребенок, или диктуете свои? ______________________________________________
- Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома? Какие? ____________________________________________________________
- Как вы называете своего ребенка в повседневной жизни? _____________________________________________________________
- Часто ли вы хвалите своего ребенка? За что?____________________
- Как часто вы наказываете ребенка? За что?______________________ _________________________________________________________
- Какие положительные качества вашего ребенка вы можете назвать?
_________________________________________________________________
- Какие черты характера вашего ребенка вас беспокоят ? _______________________________________________________________
- Есть ли у вашего ребенка страхи? Какие? ________________________________________________________________
- Вы считаете своего ребенка способным? _________________________________________________________________
- Какие именно способности он проявляет? _______________________________________________________________
- Как себя ведет ребенок в домашней обстановке и вне дома? _______________________________________________________________
- Интересуетесь ли вы, чем занимался ребенок в детском саду? __________________________________________________________________
- Испытываете ли вы трудности в процессе воспитания ребенка?
__________________________________________________________________
- Помощь каких специалистов дошкольной образовательной организации вы хотели бы получить:
- воспитателя;
- педагога-психолога;
- учителя-логопеда;
- музыкального руководителя;
- инструктора по физической культуре;
- другого специалиста (указать) ____________________________________________________.
Спасибо за сотрудничество!
- Анкета "Скоро в школу"
Скоро для вашего ребенка откроет двери школа, начнется новый, интересный, важный этап в жизни вашей семьи. Предлагаемая анкета поможет вам задуматься о готовности ребенка к школе.
1. Чего Вы ждете от обучения в школе?________________________
____________________________________________________________
2. Чего опасаетесь?
____________________________________________________________
3. Высказывает ли Ваш ребенок боязнь общения с новыми друзьями в школе? ________________________________________________________
4. Хорошо ли говорит Ваш ребенок?____________________________
5. Может ли Ваш ребенок долгое время (10-15 мин.) удерживать свое внимание на одном занятии?_________________________________________
6. Умеет ли Ваш ребенок считать, решать простые задачи, чертить простым карандашом горизонтальные и вертикальные линии.___________
7. Готовы ли Вы сами помочь своему ребенку подготовиться к школе или считаете, что это должны делать только специалисты?_______________
__________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы (4-5 лет) по программе «Социокультурные истоки» на тему «Дружная семья»».
СЕМЬЯ. Это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы и о заботливой строгости папы. В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и люби...
«Взаимодействие дошкольной организации и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья»
Актуальным становится поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия с родительской общественностью. Причём эти формы должны быть рациональны, действенны, современны, доступны...
Авторская программа дополнительного образования старших дошкольников «Вместе дружная семья» как форма обучения родителей бесконфликтному взаимодействию с детьми через совместную деятельность
laquo;Истоки творческих способностейи дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше ма...
Проект по взаимодействию с семьями воспитанников «Наша дружная семья»
Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка со...
Концертно –развлекательная программа для старших дошкольников «Праздник дружной семьи»
В статье описан ход мероприятия...
Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»
Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...