Конструирование как одно из средств развития дошкольника
консультация (старшая группа)

Конструирование как одно из средств развития дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование как одно из средств развития дошкольника

Древняя пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму». Так и ребёнок усваивает всё прочно и

надолго, когда слышит, видит, действует.

Конструирование – это универсальная деятельность людей, продукты которой

легко обнаружить в любой сфере человеческого бытия.

Детское конструирование – это особый вид художественно-продуктивной

деятельности, содержание которой составляет соединение исходных элементов

универсальными способами в осмысленное целое (игрушку, изделие, постройку) для

обустройства реального пространства – игрового, бытового, образовательного,

праздничного.

Культурные практики – это обычные для ребёнка способы самоопределения и

самореализации, тесно связанные с содержанием его повседневной жизни и общения

с другими людьми. Культурные практики связаны с активной, самостоятельной,

разноаспектной апробацией каждым ребёнком нового вида деятельности, способов

её осуществления и форм организации, основанных на индивидуальных интересах,

потребностях, способностях.

В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе

своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений

осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Дети действуют

свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать

своё мнение, оценить ситуацию, поступок. В культурных практиках разные виды

деятельности быстро сменяют друг друга и свободно интегрируются в разных

вариантах их сочетаний.

В культурных практиках содержание действий, их цель, способы реализации

замысла определяются каждым ребёнком самостоятельно и зависят от его

активности, умения гибко использовать приобретённый опыт:

- познавательный,

- коммуникативный,

- игровой,

-художественно-эстетический.

В игровой деятельности обеспечивается свободный перенос детьми освоенных

способов в новые ситуации и всамостоятельно создаваемые постройки. Если дети

научились конструировать транспорт из строительного материала, они могут

соорудить из крупногабаритных модулей, поролоновых губок, брусков пластилина,

предметов мебели и других элементов.Тем самым обеспечивается поддержка

культурных практик каждого ребёнка с учётом его индивидуальности.

Перед нами стоят задачи:

- Содействовать формированию целостной картины мира с учётом

индивидуальных особенностей детей.

- Развить предпосылки ценностно-смыслового восприятия произведений

искусства и предметной культуры.

- Расширять опыт творческого конструирования в индивидуальной и

коллективной деятельности.

- Поддерживать креативность, активность, самостоятельность с учётом

гендерных, индивидуальных особенностей каждого ребёнка как творческой

личности.

Педагог учитывает индивидуальные интересы, желания, потребности и

способности детей, но при этом не забывает о такте и чувстве меры.

Детям с ярко выраженными способностями ставит задачи повышенной

сложности, или предоставляет свободу выбора и требовательно относится к качеству

исполнения, оригинальности замысла, мотивом деятельности.

Л. Толстой говорил, что «никакая деятельность не может быть прочна, если не

имеет основы в личном интересе».

Идеальной для использования в воспитании детей является деятельность, в ко-

торой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образователь-

ных областей достигается легко. Одним из увлекательных и любимых видов работы

является конструирование. Занятия конструированием оставляют яркий эмоцио-

нальный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на всю жизнь.

Наиболее перспективный и востребованный вид конструирования на сегодняш-

ний день – робототехника. Конструирование само по себе может стать одним из вос-

требованных обществом элементов дошкольной подготовки, а взрослые, способные

мыслить творчески, без труда найдут применение не только в рамках детского сада,

но и в других организациях.

Используя проектную деятельность, необходимо помнить, что проект – продукт

сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего пер-

сонала детского сада. В нашем ДОО реализуется комплексно-тематическое плани-

рование образовательного процесса. Тема проекта, его форма и подробный план дей-

ствий разрабатываются коллективно. Важно, чтобы у детей создавались интерес и

увлечение. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на

полку и восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы иг-

рать. Этой игрой следует управлять грамотно, задавать свой сценарий развития ро-

левых моментов, подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.

Работая, над проектом «Транспорт», мы создали образовательную среду в соот-

ветствии с возрастными особенностями детей. Без помощи взрослого детям трудно

выделить в окружающем значимое и характерное, необходимо направить их воспри-

ятие на окружающий вид транспорта, в зависимости от назначения, в каком про-

странстве перемещается.

Дети совместно с родителями изготовляли макеты разных видов транспорта, со-

ставили карту маршрута от дома до детского сада, отметили продолжительность дви-

жения. На основе карт-маршрутов был создан макет мини-дороги. Этот макет ис-

пользовали во время НОД, игр с правилами, пересказа, составления рассказа ребён-

ком и т.д.

Для пополнения предметно-пространственной среды по данному проекту были

привлечены родители, они помогли создать мини-музей «Транспорт прошлого», аль-

бомы «Гужевой транспорт», «Сказочный транспорт», «Городской транспорт», «Кос-

мический транспорт», «Военный транспорт». Пополнили группу энциклопедиями,

книгами о транспорте. Совместно с детьми оформили выставки «Транспорт г. Кун-

гура», «Машина будущего».

Конструктивная деятельность – это мощное средство умственного развития ре-

бёнка, помимо этого у ребёнка осуществляется развитие художественных способно-

стей.

При правильно организованной проектной деятельности дети приобретают:

1. Конструктивно-технические умения.

2. Познавательно-творческие способности

3. Развитие мелкой моторики руки.

4. Развитие поисковой деятельности.

5. Формирование положительного отношения к труду.

Список литературы:

1. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – «ТЦ

«Сфера», 2005.

2. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. – М.: ИД «Цветной мир», 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Всё о здоровье" метод проектов как одно из средств развития дошкольников

Представлена новая актуальная технология проетов. Проект "Всё о здоровье" показывает максимально созданные благоприятные условия для формирования здоровья и гармоничного физического развития ребе...

Консультация для воспитателей на тему: "Театральная деятельность - как одно из средств развития художественно-творческой деятельности дошкольников".

Реализация разнообразных форм театрализованной деятельности в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников....

Статья:"Метод сюжетного конструирования как одно из средств развития творческого мышления и воображения у детей 2-3 лет"

В статье рассказывается о роли сюжетного конструирования в развитии мышления и вооображения детей второй группы раннего возраста. Описываются типы и виды конструирования, работа в группе по этому напр...

Имитационные игры как одно из средств развития дошкольников.

Восприятие детьми художественных произведений очень сложный процесс, этому нужно учить ребенка, используя различные средства: чтение книг, рассматривание книжных иллюстраций, творческое рассказывание,...

Методическая разработка по теме: «Лэпбук как одно из средств развития дошкольников»

Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей во всех видах деятельности. И наш задача как воспитателей – найти новые нестандартные формы взаимодействия...

Сообщение для воспитателей «Лего-конструирование — одно из средств развития детей с ОВЗ»

В последнее время помимо традиционных методик обучения в психолого-педагогическом процессе все шире используются лего-технологии. Использование в работе с детьми наборов лего позволяет за более коротк...