Конструирование как одно из средств развития дошкольника
консультация (старшая группа)
Конструирование как одно из средств развития дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование как одно из средств развития дошкольника
Древняя пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму». Так и ребёнок усваивает всё прочно и
надолго, когда слышит, видит, действует.
Конструирование – это универсальная деятельность людей, продукты которой
легко обнаружить в любой сфере человеческого бытия.
Детское конструирование – это особый вид художественно-продуктивной
деятельности, содержание которой составляет соединение исходных элементов
универсальными способами в осмысленное целое (игрушку, изделие, постройку) для
обустройства реального пространства – игрового, бытового, образовательного,
праздничного.
Культурные практики – это обычные для ребёнка способы самоопределения и
самореализации, тесно связанные с содержанием его повседневной жизни и общения
с другими людьми. Культурные практики связаны с активной, самостоятельной,
разноаспектной апробацией каждым ребёнком нового вида деятельности, способов
её осуществления и форм организации, основанных на индивидуальных интересах,
потребностях, способностях.
В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе
своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений
осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Дети действуют
свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать
своё мнение, оценить ситуацию, поступок. В культурных практиках разные виды
деятельности быстро сменяют друг друга и свободно интегрируются в разных
вариантах их сочетаний.
В культурных практиках содержание действий, их цель, способы реализации
замысла определяются каждым ребёнком самостоятельно и зависят от его
активности, умения гибко использовать приобретённый опыт:
- познавательный,
- коммуникативный,
- игровой,
-художественно-эстетический.
В игровой деятельности обеспечивается свободный перенос детьми освоенных
способов в новые ситуации и всамостоятельно создаваемые постройки. Если дети
научились конструировать транспорт из строительного материала, они могут
соорудить из крупногабаритных модулей, поролоновых губок, брусков пластилина,
предметов мебели и других элементов.Тем самым обеспечивается поддержка
культурных практик каждого ребёнка с учётом его индивидуальности.
Перед нами стоят задачи:
- Содействовать формированию целостной картины мира с учётом
индивидуальных особенностей детей.
- Развить предпосылки ценностно-смыслового восприятия произведений
искусства и предметной культуры.
- Расширять опыт творческого конструирования в индивидуальной и
коллективной деятельности.
- Поддерживать креативность, активность, самостоятельность с учётом
гендерных, индивидуальных особенностей каждого ребёнка как творческой
личности.
Педагог учитывает индивидуальные интересы, желания, потребности и
способности детей, но при этом не забывает о такте и чувстве меры.
Детям с ярко выраженными способностями ставит задачи повышенной
сложности, или предоставляет свободу выбора и требовательно относится к качеству
исполнения, оригинальности замысла, мотивом деятельности.
Л. Толстой говорил, что «никакая деятельность не может быть прочна, если не
имеет основы в личном интересе».
Идеальной для использования в воспитании детей является деятельность, в ко-
торой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образователь-
ных областей достигается легко. Одним из увлекательных и любимых видов работы
является конструирование. Занятия конструированием оставляют яркий эмоцио-
нальный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на всю жизнь.
Наиболее перспективный и востребованный вид конструирования на сегодняш-
ний день – робототехника. Конструирование само по себе может стать одним из вос-
требованных обществом элементов дошкольной подготовки, а взрослые, способные
мыслить творчески, без труда найдут применение не только в рамках детского сада,
но и в других организациях.
Используя проектную деятельность, необходимо помнить, что проект – продукт
сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего пер-
сонала детского сада. В нашем ДОО реализуется комплексно-тематическое плани-
рование образовательного процесса. Тема проекта, его форма и подробный план дей-
ствий разрабатываются коллективно. Важно, чтобы у детей создавались интерес и
увлечение. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на
полку и восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы иг-
рать. Этой игрой следует управлять грамотно, задавать свой сценарий развития ро-
левых моментов, подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.
Работая, над проектом «Транспорт», мы создали образовательную среду в соот-
ветствии с возрастными особенностями детей. Без помощи взрослого детям трудно
выделить в окружающем значимое и характерное, необходимо направить их воспри-
ятие на окружающий вид транспорта, в зависимости от назначения, в каком про-
странстве перемещается.
Дети совместно с родителями изготовляли макеты разных видов транспорта, со-
ставили карту маршрута от дома до детского сада, отметили продолжительность дви-
жения. На основе карт-маршрутов был создан макет мини-дороги. Этот макет ис-
пользовали во время НОД, игр с правилами, пересказа, составления рассказа ребён-
ком и т.д.
Для пополнения предметно-пространственной среды по данному проекту были
привлечены родители, они помогли создать мини-музей «Транспорт прошлого», аль-
бомы «Гужевой транспорт», «Сказочный транспорт», «Городской транспорт», «Кос-
мический транспорт», «Военный транспорт». Пополнили группу энциклопедиями,
книгами о транспорте. Совместно с детьми оформили выставки «Транспорт г. Кун-
гура», «Машина будущего».
Конструктивная деятельность – это мощное средство умственного развития ре-
бёнка, помимо этого у ребёнка осуществляется развитие художественных способно-
стей.
При правильно организованной проектной деятельности дети приобретают:
1. Конструктивно-технические умения.
2. Познавательно-творческие способности
3. Развитие мелкой моторики руки.
4. Развитие поисковой деятельности.
5. Формирование положительного отношения к труду.
Список литературы:
1. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – «ТЦ
«Сфера», 2005.
2. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. – М.: ИД «Цветной мир», 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Всё о здоровье" метод проектов как одно из средств развития дошкольников
Представлена новая актуальная технология проетов. Проект "Всё о здоровье" показывает максимально созданные благоприятные условия для формирования здоровья и гармоничного физического развития ребе...
Консультация для воспитателей на тему: "Театральная деятельность - как одно из средств развития художественно-творческой деятельности дошкольников".
Реализация разнообразных форм театрализованной деятельности в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников....
Статья:"Метод сюжетного конструирования как одно из средств развития творческого мышления и воображения у детей 2-3 лет"
В статье рассказывается о роли сюжетного конструирования в развитии мышления и вооображения детей второй группы раннего возраста. Описываются типы и виды конструирования, работа в группе по этому напр...
Имитационные игры как одно из средств развития дошкольников.
Восприятие детьми художественных произведений очень сложный процесс, этому нужно учить ребенка, используя различные средства: чтение книг, рассматривание книжных иллюстраций, творческое рассказывание,...
Методическая разработка по теме: «Лэпбук как одно из средств развития дошкольников»
Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей во всех видах деятельности. И наш задача как воспитателей – найти новые нестандартные формы взаимодействия...
"Конструирование из бумаги, как одно из средств развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе"
Из опыта работы...
Сообщение для воспитателей «Лего-конструирование — одно из средств развития детей с ОВЗ»
В последнее время помимо традиционных методик обучения в психолого-педагогическом процессе все шире используются лего-технологии. Использование в работе с детьми наборов лего позволяет за более коротк...