«Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников».
материал (младшая группа)

Кабанова Людмила Ивановна

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                                      В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников».

Как говорил Василий Александрович Сухомлинский

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

     Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитии моторной сферы.

     Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия и ощущения предметов и явлений окружающего мира, начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, внимание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

     Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

     Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец; А.П. Усова; Е.И. Тихеева; и др.) справедливо считали, что сенсорное восприятие, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития,  является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

     Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это позволит легче учиться. Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, его объем и размер у ребенка должны быть хорошо развиты не только окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, а также мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, также должны быть скоординированы движения мышц обеих рук. Чтобы познакомиться с каким – либо предметом его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие – либо действия, которые называются моторными.

     Чтобы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то и  не сможет ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сам сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новые, неизученные предметы, тем быстрее они станут умелыми. Все это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей.

     Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего мира.

     Важно, чтобы окружающий мир был обогащен  предметно - развивающей средой, подобраны игрушки, игровые пособия - стимулирующие зрительные, тактильные и обонятельные ощущения.

    Вашему вниманию представлены дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию дошкольников. Хочется рассказать о наиболее популярных и интересных пособиях.

  1. Дидактическая игра «волшебный мешочек» - развивает воображение, учит детей узнавать предметы по характерным признакам на ощупь, стимулирует тактильные ощущения.
  2. Дидактическая игра «геометрические пазлы» - учит различать цвета, определять форму и величину, формирует зрительно – двигательную координацию. Развивает мелкую моторику рук.
  3. Развивающая игра «веселая пирамидка» - отличное пособие по изучению цвета и счета, развивает мелкую моторику, развивает речь, логические и мыслительные процессы.
  4. Дидактическая игра «удивительный шнурок» - предназначена для развития соотносящих действий координации обеих рук, мелких движений рук, зрительного восприятия, внимания, мышления, закрепления цвета.
  5. Дидактическая игра «собери гусеничку в лабиринте» - развивает зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, закрепление цвета, координацию обеих рук.
  6. Игровой комплекс  «бизидомик» - развивает мелкую моторику, застёгивая и расстёгивая молнии, открывая и закрывая замочки, нажимая на кнопочки, ребёнок устанавливает причинно – следственные связи, а значит, развивается его логическое мышление. Активизируется словарный запас. Развиваются зрительные и тактильные анализаторы. Играя с бизидомиком, ребенок развивает свою усидчивость и внимательность.

 Итак, сенсорное воспитание служит основой познания мира. Особая роль дидактической игры в сенсорном развитии определяется тем, что игра делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получать собственный опыт.

     Можно привлечь родителей и сделать в домашних условиях данные игры и пособия, которые помогут решить разнообразные задачи по сенсомоторному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

     К созданию этих игр также можно привлечь и детей. Предложить ребенку раскрасить геометрические фигуры в разные цвета и полюбоваться ими. Рассказать, из какого материала они сделаны, пусть ребенок возьмет в руки каждую фигуру. Можно придумать сказки, в которых живут геометрические фигуры. Для этого предложите ребенку их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с удовольствием это сделает. В сказке расскажите об особенностях каждой геометрической фигуры, предложите ребенку их сравнить, подержать в руках. Так мы развиваем у детей интерес к дидактическим играм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей.«Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»

Работая с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов....

Консультация «Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»

Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников...

Консультация для родителей "Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников"

" Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников"...

Консультация-практикум для родителей. Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников

Консультация-практикум для родителей.   Игры с использованием нестандартного оборудования  для сенсомоторного развития дошкольников...

Консультация для родителей. «Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»

Работая с детьми дошкольного возраста, из своего опыта могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов. А ведь сенсорное развитие ребенка это развитие его восприят...