Многофункциональные компоненты по развитию речи
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей: «Многофункциональные компоненты по развитию речи».
1 часть «Организация работы воспитателя по речевому развитию дошкольников».
Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время.
Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.
Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырёх компонентов:
1. Центральное место занимает речь воспитателя.
Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т. д) .
2. Систематические занятия по развитию речи. Включение задач развития речи во все остальные занятия.
3. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут) ; могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на “момент”.
4. Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи – речевой уголок.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ – правильная организация предметно-пространственной среды. Предметно пространственная среда - есть комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Критерии оснащения при подборе дидактического материала:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка). Она является «другом», «партнером» детей. Ее способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы, загадывать загадки, изображать правильное и неправильное произношение звуков вызывает живой интерес, побуждает к речевой активности. Например, героем речевого уголка может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, попугай Гоша, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.
Содержание должно определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи
Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке производится в соответствии с темами занятий по развитию речи. Оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
Содержание речевого уголка:
1. Картотека артикуляционных упражнений.
2. Комплект зеркал (с ручкой) .
3. Картотека дыхательных упражнений.
4. Картотека пальчиковых игр.
5.Картотека динамических пауз со стихотворным текстом (физкультминутки)
6. Дидактические пособия на развитие речевого дыхания
7. Дидактические игры на обогащение словаря.
8. Дидактические игры на развитие грамматического стоя речи
9. Дидактические игры на развитие связанной речи
10. Дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи
11. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам.
12. Предметы на развитие мелкой моторики (сухой бассейн; прищепки, трафареты; пальчиковые игры , игры на штриховку , мозаики; игры-шнуровки и др.
13. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.
В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений. Если захочет взрослый, то захочет и ребенок.
2 часть.
1. Многофункциональное дидактическое пособие для развития речи «ВРЕМЕНА ГОДА»
2. Цель многофункционального дидактического пособия: всестороннее развитие речи детей
3. Задачи: Многофункциональное дидактическое пособие направлено на решение конкретных образовательных задач: развитие мелкой моторики; развитие связной речи и обогащение словаря; автоматизация звуков; совершенствование тактильного восприятия; развитие навыков классификации и обобщения; развитие навыка звукового анализа слова; развитие навыка деления слова на слоги; совершенствование знаний о названиях детенышей животных и употреблении их во множественном числе Также решаются косвенные задачи: развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, воображение); улучшение координации движений.
4. Методические рекомендации к многофункциональному дидактическому пособию «Времена года» Пособие состоит из четырех страниц. Каждая страница соответствует определенному времени года. Присутствует основная тема смены времен года. Всѐ просыпается, оживает, затем появляются плоды, потом листочки дерева желтеют, опадают, приходит зима. Так же к пособию прилагаются четыре мнемотаблицы на каждый временной сезон и набор конвертов для мелких деталей.
5. Блок развития мелкой моторики Все элементы на игровых страницах закреплены на липучках, кнопках, крючках. Цель упражнений (игр): развитие мелкой моторики; тактильных ощущений.
А.Упражнение «Прикрепи цветы(яблоки, листочки, снежинки)» Играет как 1 человек, так и двое. Можно в форме соревнования на время.
Б. Упражнение «Сделай дождь». Задача: одеть капельки дождя на шнурки, которые прикреплены к облаку.
В. Упражнение «Собери солнышко». Задача: прикрепить лучи к солнышку.
Г. Упражнение «Распредели животных по местам» Задача: прикрепить картинки с животными на свои места. Ежа и медведя в берлогу, уток на речку, зайцев на полянку.
Д. Упражнение «Просунь шнурок». Задача: присоединить все страницы между собой с помощью шнуровки.
6. Блок развития связной речи и обогащения словаря Развитие связной речи по данному пособию происходит в неразрывной связи слова и действия, так как во время своего рассказа ребенок прикрепляет недостающие детали к рабочему листу. Дети учатся грамматически правильно оформлять свое высказывание, понимать и использовать предлоги.
А. Упражнение «Разложи по порядку» Задача: разложить рабочие листы в правильной последовательности друг за другом и рассказать какие изменения происходят при смене времен года.
Б. Упражнение «Расскажи о времени года». Задача: рассказать о признаках выбранного сезона, используя соответствующую мнемотаблицу.
В. Упражнение «Ответь на вопрос» Вопросы «Где находятся медведи?», «На чем растут яблоки?», «Где растут цветы» и т. д. Задача: Ответить на вопрос, правильно используя предлоги.
Г. Упражнение «Разложи по корзинам». Задача: классифицировать овощи и фрукты
Д. Упражнение «Назови детенышей животных» Задача: правильно назвать детенышей медведя, зайца, ежа, белки, утки.
Е. Упражнение «Один много». Задача: образовать множественное число существительного (медвежонок-медвежата, зайченок-зайчата и т. д.)
7. Блок автоматизации звуков Цель данных упражнений: автоматизация звуков, чѐткость произнесения, развитие координации речи с движением. А.Упражнение "Кто лучше?" Задача: При пристегивании каждой кнопки/липучки ребѐнок произносит предложенный педагогом звук, слог, слово, фразу, предложение с автоматизируемым звуком.
Б. Упражнение «Собери солнышко» Задача: отобрать из предложенных лучиков с картинками только те, в названии которых есть заданный автоматизированный звук.
В. Упражнение «Дождик». Задача: надеть на шнурки, привязанные к облаку, капельки с картинками, отобрав из предложенных только те, в названии которых есть заданный автоматизированный звук.
Г. Блок развития навыка звукового анализа слова и навыка деления слова на слоги; На летней полянке растут «звуковые цветочки»: синие, зеленые и красные. Эти разноцветные цветы соответствуют звуковым символам: синие-твердые согласные, зеленые-мягкие согласные, красныегласные. Упражнение "Составь схему слова" Задача: прикрепить цветы на кнопках в соответствии со звуковым составом заданного слова. На рабочем листе «Весна» находиться «слоговой домик» с тремя этажами-кармашками. На каждом этаже показано, сколько должно быть слогов в слове. В комплекте имеются картинки на все проблемные звуки, поэтому «слоговой домик» используется и при автоматизации звуков. Упражнение «Определи этаж» Задача: разместить предложенные картинки по этажам «слогового домика» в соответствии со слоговым составом слова.
Консультация для воспитателей:
«Многофункциональные компоненты по развитию речи».
.
Ступино 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс: многофункциональная игра по развитию речи "Волшебные картинки"
Дидактическая игра даёт больше возможностей для развития речи дошкольников, а также коммуникативных навыков.Многофункциональная игра расчитана на возраст от 4 до 7 лет....
Многофункциональное пособие по развитию речи «Звуковые часы»
Описание: Дидактическое пособие по воспитанию звуковой культуры речи «Звуковые часы» предназначено для детей 5-7 лет. Используя пособие можно решать ряд задач: закреплять правильное з...
Авторское многофункциональное пособие для развития речи "Четыре времени года"
Многофункциональное авторское учебно-дидактическое пособие «Четыре времени года» представляет собой небольшое по объему оборудование, которое можно п...
Многофункциональные компоненты по развитию речи
Консультация для воспитателей...
Многофункциональное пособие по развитию речи детей 2-3 лет Столик-ширма: «ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ»
Пояснительная запискаРечь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками они активно пользуются речью. С малышами нужно говорить обо всем, что попало в поле их...
Паспорт многофункционального пособия по развитию речи 2 мл гр
Паспорт многофункционального пособия по развитию речи 2 мл. группа "В саду и в огороде"...
Многофункциональное пособие по развитию речи: «Едет, едет паровоз»
Многофункциональное пособие «Едет, едет паровоз»В него входит игры и упражнения на развитие речи у детей младшего возраста В каждом вагончике паровозика спрятана игра, малыш мож...