«Значение фольклора в воспитательном и образовательном процессе развития ребенка»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
«Значение фольклора в воспитательном и образовательном процессе развития ребенка»
Наблюдая за работой коллег, можно сделать вывод, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у дошкольника остается совсем мало времени, а ребенок должен играть и все новое должно постигаться только через игру.
Работая с дошкольниками не первый год, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности.
И лично для себя использую правило: «Речь воспитателя должна быть красочной, образной, насыщенной, чистой и понятной», а красочность, образность, насыщенность, мы черпаем из истоков устного народного творчества. Используя это правило можно решить сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту, так как детский фольклор имеет очень большое значение в развитии ребенка, как в воспитательном процессе, так и в образовательном.
Проведя анализ работы, по использованию детского фольклора - сделала вывод, что именно детский фольклор необходим в работе педагога, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений.
В работе с детьми дошкольного возраста использую следующие виды фольклора:
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его ручками).
Считалки – коротенькие стишки, которые служат для справедливого распределения ролей в играх.
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей чистой и правильной речи.
Прибаутки, перевертыши – забавные песенки и шутки, которые своей необычностью веселят детей.
Заклички – обращение к явлениям природы (к ветру, дождю, снегу).
И они у меня красной нитью проходят во всех режимных моментах и во всех видах деятельности, а именно:
В обучении правильному произношению;
В инсценировках;
В приобщении детей к русской национальной культуре;
В театрализованной деятельности;
В беседах, наблюдениях, в подвижных играх;
В играх на развитии мелкой моторики.
Я бы хотела остановиться на использовании фольклора в играх с детьми. В игре дошкольники приобретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Самые любимые игры для детей – подвижные. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры.
Дети в таких играх показывают ловкость, сообразительность, быстроту движений. Например, в игре «Стадо» мы используем закличку:
Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса гладкая,
Гони стадо в поле, погулять на воле!
Очень любят дети игры, которые требуют фантазии, творчества, выдержки.
В игре «Молчанка» мы используем попевочку:
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики по свежей росе, по чужой полосе.
Там чашки, орешки, медок, сахарок –
Молчок!
Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализуются, то есть показывают себя. А для меня такие игры ценные еще и тем, что позволяют развивать речь детей.
Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:
Самомассаж.
Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Шевеленье пальчиков.
Разведение пальцев и их сведение.
Вращение кистей - «фонарики».
Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
Хлопки.
Помахивание кистями - сверху вниз и к себе и от себя.
Вместе с движениями произносим слова:
У бабы Фроси пяток внучат,
У бабы Фроси пяток внучат,
(показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).
Все каши просят,
Все криком кричат:
(всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).
Акулька - в люльке,
Аленка - в пеленке,
Аринка - на перинке,
Степан - на печке,
Иван - на крылечке.
(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).
Помимо прибауток и потешек учу детей разнообразным выразительным движениям, на материале фольклора с помощью игры.
Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах.
Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки о лисе, дети бегут как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
я по лесу бежала,
я зайку догоняла.
И в ямку - бух!
Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).
Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут в помощь приходят скороговорки:
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов.
Например, в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.
Хочется обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям.
Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.
А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для родителей и для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Зубковская Елена Павловна, воспитатель I КК,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
– детский сад №27«Сказка» муниципального образования г.Саяногорск
«Значение фольклора в воспитательном и образовательном процессе развития ребенка»
Наблюдая за работой коллег, можно сделать вывод, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у дошкольника остается совсем мало времени, а ребенок должен играть и все новое должно постигаться только через игру.
Работая с дошкольниками не первый год, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности.
И лично для себя использую правило: «Речь воспитателя должна быть красочной, образной, насыщенной, чистой и понятной», а красочность, образность, насыщенность, мы черпаем из истоков устного народного творчества. Используя это правило можно решить сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту, так как детский фольклор имеет очень большое значение в развитии ребенка, как в воспитательном процессе, так и в образовательном.
Проведя анализ работы, по использованию детского фольклора - сделала вывод, что именно детский фольклор необходим в работе педагога, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений.
В работе с детьми дошкольного возраста использую следующие виды фольклора:
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его ручками).
Считалки – коротенькие стишки, которые служат для справедливого распределения ролей в играх.
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей чистой и правильной речи.
Прибаутки, перевертыши – забавные песенки и шутки, которые своей необычностью веселят детей.
Заклички – обращение к явлениям природы (к ветру, дождю, снегу).
И они у меня красной нитью проходят во всех режимных моментах и во всех видах деятельности, а именно:
В обучении правильному произношению;
В инсценировках;
В приобщении детей к русской национальной культуре;
В театрализованной деятельности;
В беседах, наблюдениях, в подвижных играх;
В играх на развитии мелкой моторики.
Я бы хотела остановиться на использовании фольклора в играх с детьми. В игре дошкольники приобретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Самые любимые игры для детей – подвижные. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры.
Дети в таких играх показывают ловкость, сообразительность, быстроту движений. Например, в игре «Стадо» мы используем закличку:
Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса гладкая,
Гони стадо в поле, погулять на воле!
Очень любят дети игры, которые требуют фантазии, творчества, выдержки.
В игре «Молчанка» мы используем попевочку:
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики по свежей росе, по чужой полосе.
Там чашки, орешки, медок, сахарок –
Молчок!
Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализуются, то есть показывают себя. А для меня такие игры ценные еще и тем, что позволяют развивать речь детей.
Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:
Самомассаж.
Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Шевеленье пальчиков.
Разведение пальцев и их сведение.
Вращение кистей - «фонарики».
Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
Хлопки.
Помахивание кистями - сверху вниз и к себе и от себя.
Вместе с движениями произносим слова:
У бабы Фроси пяток внучат,
У бабы Фроси пяток внучат,
(показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).
Все каши просят,
Все криком кричат:
(всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).
Акулька - в люльке,
Аленка - в пеленке,
Аринка - на перинке,
Степан - на печке,
Иван - на крылечке.
(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).
Помимо прибауток и потешек учу детей разнообразным выразительным движениям, на материале фольклора с помощью игры.
Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах.
Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки о лисе, дети бегут как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
я по лесу бежала,
я зайку догоняла.
И в ямку - бух!
Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).
Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут в помощь приходят скороговорки:
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов.
Например, в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.
Хочется обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям.
Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.
А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для родителей и для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение народных подвижных игр в процессе развития ребенка
Глава1. Народные подвижные игры1.1 Оценка народных подвижных игр педагогической наукой1.2 Сюжетные народные подвижные игры1.3 Бессюжетные народные подвижные игрыГлава 2. Методика проведения народных п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/03/picture-181460-1391416380.jpg)
Консультация для педагогов "Фольклор как воспитательное средство социализации и развития личности ребенка"
Устное народное творчество, иначе называемое фольклором, - это та почва, на которой возникло профессиональное искусство всех народов мира. Фольклор, сопровождая жизнь ребенка, способствует...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/08/picture-599164-1425839877.jpg)
"Значение народных подвижных игр в процессе развития ребенка" (из опыта работы)
Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Народные подв...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/16/picture-1068917-1705410334.jpg)
Консультация для воспитателей "Фольклор как воспитательное средство социализации и развития личности ребенка"
Что такое воспитание? По сути это "питание" души и сердца ребенка всем самым благородным и прекрасным. Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образова...
Отчет об использование современных образовательных технологий в воспитательном и образовательном процессе воспитателя МБДОУ «Детский сад № 91» Дадашевой Р. Т.
Отчетоб использование современных образовательных технологий в воспитательном и образовательном процессевоспитателя МБДОУ «Детский сад № 91»Дадашевой Р. Т....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/07/picture-1425901-1665126145.png)
"Фольклор как воспитательное средство социализации и развития личности ребенка"
В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.Дошкольный возра...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/17/picture-1481342-1692255618.jpg)
Доклад на тему «Готовность воспитателя реализовывать воспитательный и образовательный процессы в рамках новой Федеральной Образовательной Программы дошкольного образования»
Я представляю вашему вниманию очень важный и актуальный вопрос «Готовность воспитателя реализовывать воспитательный и образовательный процессы в р...