«Значение фольклора в воспитательном и образовательном процессе развития ребенка»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зубковская Елена Павловна

«Значение фольклора в воспитательном и образовательном процессе развития ребенка»

           Наблюдая за работой  коллег, можно сделать вывод, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у дошкольника остается совсем мало времени, а ребенок должен играть и все новое должно постигаться только через игру.

Работая с дошкольниками не первый год, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности.

И лично для себя  использую правило: «Речь воспитателя  должна быть красочной, образной, насыщенной, чистой и  понятной», а красочность, образность, насыщенность, мы черпаем из истоков устного народного творчества. Используя  это правило можно  решить сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту, так как детский фольклор имеет очень большое значение в развитии ребенка, как в воспитательном процессе, так и в образовательном.

Проведя анализ работы, по использованию детского фольклора - сделала вывод, что именно детский фольклор необходим в работе педагога, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений.

В работе с детьми дошкольного возраста  использую следующие виды фольклора:

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его ручками).

Считалки – коротенькие стишки, которые служат для справедливого распределения ролей в играх.

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей чистой и правильной речи.

Прибаутки, перевертыши – забавные песенки и шутки, которые своей необычностью веселят детей.

Заклички – обращение к явлениям природы (к ветру, дождю, снегу).

И они у меня красной нитью проходят во всех режимных моментах и во всех видах деятельности, а именно:

В обучении правильному произношению;

В инсценировках;

В приобщении детей к русской национальной культуре;

В театрализованной деятельности;

В беседах, наблюдениях, в подвижных играх;

В играх на развитии мелкой моторики.

Я бы хотела остановиться на использовании фольклора в играх с детьми. В игре дошкольники приобретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей – подвижные. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры.

 Дети в таких играх показывают ловкость, сообразительность, быстроту движений. Например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле, погулять на воле!

Очень любят дети игры, которые требуют фантазии, творчества, выдержки.

В игре «Молчанка» мы используем попевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели  голубенчики по свежей росе, по чужой полосе.

Там чашки, орешки, медок, сахарок –

Молчок!

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализуются, то есть показывают себя. А для меня такие игры ценные еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

Самомассаж.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Шевеленье пальчиков.

Разведение пальцев и их сведение.

Вращение кистей - «фонарики».

Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.

Хлопки.

Помахивание кистями - сверху вниз и  к себе и от себя.

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).

Все каши просят,

Все криком кричат:

(всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Помимо прибауток и потешек  учу  детей разнообразным выразительным движениям, на материале фольклора с помощью игры.

Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах.

Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки о лисе, дети бегут как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

 

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух!

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут в помощь приходят скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов.

Например, в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Хочется обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для родителей и для детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Зубковская Елена Павловна, воспитатель I КК,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

– детский сад №27«Сказка» муниципального образования  г.Саяногорск

«Значение фольклора в воспитательном и образовательном процессе развития ребенка»

           Наблюдая за работой  коллег, можно сделать вывод, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у дошкольника остается совсем мало времени, а ребенок должен играть и все новое должно постигаться только через игру.

Работая с дошкольниками не первый год, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности.

И лично для себя  использую правило: «Речь воспитателя  должна быть красочной, образной, насыщенной, чистой и  понятной», а красочность, образность, насыщенность, мы черпаем из истоков устного народного творчества. Используя  это правило можно  решить сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту, так как детский фольклор имеет очень большое значение в развитии ребенка, как в воспитательном процессе, так и в образовательном.

Проведя анализ работы, по использованию детского фольклора - сделала вывод, что именно детский фольклор необходим в работе педагога, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений.

В работе с детьми дошкольного возраста  использую следующие виды фольклора:

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его ручками).

Считалки – коротенькие стишки, которые служат для справедливого распределения ролей в играх.

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей чистой и правильной речи.

Прибаутки, перевертыши – забавные песенки и шутки, которые своей необычностью веселят детей.

Заклички – обращение к явлениям природы (к ветру, дождю, снегу).

И они у меня красной нитью проходят во всех режимных моментах и во всех видах деятельности, а именно:

В обучении правильному произношению;

В инсценировках;

В приобщении детей к русской национальной культуре;

В театрализованной деятельности;

В беседах, наблюдениях, в подвижных играх;

В играх на развитии мелкой моторики.

Я бы хотела остановиться на использовании фольклора в играх с детьми. В игре дошкольники приобретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей – подвижные. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры.

 Дети в таких играх показывают ловкость, сообразительность, быстроту движений. Например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле, погулять на воле!

Очень любят дети игры, которые требуют фантазии, творчества, выдержки.

В игре «Молчанка» мы используем попевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели  голубенчики по свежей росе, по чужой полосе.

Там чашки, орешки, медок, сахарок –

Молчок!

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализуются, то есть показывают себя. А для меня такие игры ценные еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

Самомассаж.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Шевеленье пальчиков.

Разведение пальцев и их сведение.

Вращение кистей - «фонарики».

Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.

Хлопки.

Помахивание кистями - сверху вниз и  к себе и от себя.

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).

Все каши просят,

Все криком кричат:

(всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Помимо прибауток и потешек  учу  детей разнообразным выразительным движениям, на материале фольклора с помощью игры.

Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах.

Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки о лисе, дети бегут как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух!

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут в помощь приходят скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов.

Например, в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Хочется обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для родителей и для детей.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение народных подвижных игр в процессе развития ребенка

Глава1. Народные подвижные игры1.1 Оценка народных подвижных игр педагогической наукой1.2 Сюжетные народные подвижные игры1.3 Бессюжетные народные подвижные игрыГлава 2. Методика проведения народных п...

Консультация для педагогов "Фольклор как воспитательное средство социализации и развития личности ребенка"

Устное народное творчество, иначе называемое фольклором, - это та почва, на которой возникло профессиональное искусство всех народов мира.  Фольклор, сопровождая жизнь ребенка, способствует...

"Значение народных подвижных игр в процессе развития ребенка" (из опыта работы)

Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Народные подв...

Консультация для воспитателей "Фольклор как воспитательное средство социализации и развития личности ребенка"

Что такое воспитание? По сути это "питание" души и сердца ребенка всем самым благородным и прекрасным. Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образова...

Отчет об использование современных образовательных технологий в воспитательном и образовательном процессе воспитателя МБДОУ «Детский сад № 91» Дадашевой Р. Т.

Отчетоб использование современных образовательных технологий в воспитательном и образовательном процессевоспитателя  МБДОУ «Детский сад № 91»Дадашевой Р. Т....

"Фольклор как воспитательное средство социализации и развития личности ребенка"

В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.Дошкольный возра...

Доклад на тему «Готовность воспитателя реализовывать воспитательный и образовательный процессы в рамках новой Федеральной Образовательной Программы дошкольного образования»

Я представляю  вашему  вниманию  очень важный и актуальный  вопрос  «Готовность воспитателя реализовывать  воспитательный  и образовательный  процессы в р...