Защита прав ребенка.
материал
Предварительный просмотр:
Социально-педагогическая защита прав ребёнка
Выделяют три группы прав детей.
Первая группа прав: на охрану здоровья, отдых, досуг, участие в культурной жизни, которая связана с организацией системы образования и организацией деятельности школы.
Вторая группа личных прав: на свободу выражения своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, на личную жизнь.
Третья группа: права на защиту и помощь: на защиту от насилия, на консультативную помощь, на социально-педагогическую и психолого-педагогическую поддержку, на помощь в выборе путей профессионального образования.
Право на образование:
Право на образование закреплено в Федеральных законах Российской Федерации «Об образовании» (1996 г), «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (1998г), подзаконных актах и включает:
- возможность посещать школу;
- условия образовательной деятельности;
- содержание образования, его соответствие потребностям подготовки ребёнка к самостоятельной жизни в обществе;
- влияние образования на познавательное, эмоциональное, этическое и духовное развитие детей;
- отношения между участниками образовательного процесса, основанные на взаимном уважении.
Результат образования ребёнка зависит от взаимоотношений между основными участниками образовательного процесса, взаимоотношений между ребёнком и учителем. Проблема взаимоотношений учителей и учеников имеет два аспекта:
- справедливость, объективность учителя при оценивании детей;
- уважение учителями прав детей, их человеческого достоинства.
Кроме того, школа должна быть обеспечена необходимыми материально-техническими ресурсами для нормальной организации учебно-воспитательного процесса, в ней должны быть созданы безопасные условия для пребывания детей.
Все дети должны иметь равные возможности при осуществлении права на образование. Для этого необходимы следующие условия:
- организация персонального учёта школьников, нуждающихся в различных видах педагогической поддержки;
- организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;
- обеспечение безопасности детей;
- дифференциация образовательных программ.
В полной мере осуществить принцип равных возможностей в образовании можно лишь при повышении качества образования и увеличении финансирования.
В соответствии с Конвенцией по правам ребёнка «ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение». 56,8% опрошенных учителей и 65,4% опрошенных школьных администраторов считают, что право детей свободно выражать своё мнение соблюдается в школах в полной мере.
Права ребёнка на защиту и помощь включают права на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного или грубого обращения. К этим правам относится и право на психологическую, социальную и юридическую помощь, а также право на социальное страхование. К формам психического насилия отнесены: угрозы, преднамеренную изоляцию, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту, оскорбление и унижение достоинства, систематическую необоснованную критику ребёнка, выводящую его из душевного равновесия, постоянную негативную характеристику ученика, демонстративно негативное отношение к нему.
В образовательном учреждении у школьников есть право пользоваться различными видами помощи. Для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены дополнительные гарантии по социальной защите.
Особый вид психолого-педагогической помощи – профессиональная ориентация учащихся, способствующая осознанному профессиональному выбору. Подготовка к профессиональному выбору включает ориентацию школьника в его профессиональных возможностях (профессиональное информирование, консультирование, диагностика), ориентацию в системе профессионального образования и в ситуации на рынке труда.
Подростки, сочетающие учёбу и работу, могут рассчитывать на помощь и защиту их трудовых прав. Необходимое условие соблюдения трудовых прав работника – его информированность о своих правах. Бывают случаи, когда школе приходится защищать законные интересы и права детей, ущемлённые во время их работы.
Приоритетными задачами в области обеспечения личных прав детей в системе образования можно считать их защиту от всех форм насилия, оскорблений, небрежного обращения, создание условий, гарантирующих уважение к личной жизни ребёнка и его мнению, а также гарантирование выполнения всех других личных прав.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита прав ребенка в ДОУ
В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях...
Конспект занятия в средней группе «Как мамонтенок маму искал» Тема: защита прав ребенка
Конспект занятия в средней группе «Как мамонтенок маму искал»Тема: защита прав ребенкаРазработала: воспитатель 2 кв. категории Склярова М. Г.г. Таганрог, МБДОУ д/с № 100 «Рябинушка» Ц...
Презентация "Защита прав ребенка"
В презентации представлены дидиактические игры на тему "Защита прав ребенка"...
родительское собрание "Защита прав ребенка"
Предлагаю презентацию к родительскому собрани по такой проблеме, как "Защита прав ребенка. Профилактика семейного неблагополучия"...
Защита прав ребенка в Российской Федерации
Защита прав ребенка в Российской Федерации...
Как защитить права ребенка
Как защитить права ребенка...
Защита прав ребенка
Защита прав ребенка...