«Опыт работы успешной адаптация детей младшего дошкольного возраста средствами театральной деятельности»
методическая разработка (младшая группа)
В современной педагогике театрализованная деятельность все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникативных задач, а детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Театрализованная деятельность таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 84.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Опыт работы успешной адаптация детей младшего дошкольного возраста средствами театральной деятельности»
2019-2020учебный год
Первая младшая группа
Цель: Создать условия для благоприятной адаптации детей в ДОУ и реализации задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования через совместную театрализованную деятельность.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
- Разработать перспективный план работы с детьми на 2019-2020 уч.год;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
- Пополнить в группе уголок театрализованной деятельности.
- Подготовить выступление на педагогическом совете по теме «Роль театра в жизни малыша в период адаптации»
- Принять участие в семинаре пед.чтения по самообразованию 26.09.19г.
- Консультации для родителей.
Актуальность
Детский сад - особый период в жизни ребенка. Не все дети сразу принимают незнакомых взрослых и новую обстановку. В этот момент очень важен процесс адаптации. У ребенка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Именно в этот период ребенку необходим эмоциональный комфорт. Как его создать? Тут на помощь педагогу приходит театральная деятельность. Куклы помогают нам установить контакт с ребенком. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней малыш быстрее идет на контакт. Любимые сказочные герои помогают ребенку окунуться в эмоционально-комфортную для него среду, и адаптация проходит значительно легче.
Основополагающий вопрос
Как театрально-игровая деятельность влияет на социально-коммуникативное развитие и адаптацию детей раннего возраста?
Проблемные вопросы
Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, помогают снятию эмоционального напряжения?
Программа должна предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра (Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования)
Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.).
Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых (Л.В.Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л.Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр, как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление (Л.С.Выготский, Т.Рибо). Здесь ярко проявляется принцип обучения – учить играя.
Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия.
В современной педагогике театрализованная деятельность все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникативных задач, а детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Театрализованная деятельность таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.
Перспективный план работы с детьми на 2019-2020 уч.год.
Раздел | Содержание | Сроки |
Самореализация | 1.Изучение необходимой литературы по самообразованию | Август |
Пополнение предметно –развивающей среды в уголке театрализованной деятельности. | В течении года | |
Пополнение картотеки пальчиковых игр, бесед, игр, подборка стихов, потешек по театрализованной деятельности. | Сентябрь | |
Составление календарного плана на год | Сентябрь | |
Мониторинг | В начале года и в конце | |
С детьми | Разучивание с детьми пальчиковых игр «Доброе утро», «Ладушки хлопушки» «Игра с собачкой». | Октябрь |
Обыгрывание потешки «Петя, Петя, Петушок» | ||
Знакомство с пальчиковым театром. | ||
Театрализованный игры: «Курочка и цыплята» (муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой). «Мышка, мышка, что не спишь?», «Бабушка Ульяна» (р.н. потешки) | Ноябрь | |
Знакомство детей с приёмами кукловождения пальчикового театра:(Коза-хлопата», «Баю- баюшки-баю», «Пальчик-мальчик»-рус. народ. Потешки) | ||
Пальчиковый театр «Репка» | ||
Знакомство детей с приемами игры на фланелеграфе | Декабрь | |
Театр на фланелеграфе и магнитный театр «Репка, «Теремок». | ||
Знакомство детей с приемами кукловождения перчаточного театра | Январь | |
Перчаточный театр «Колобок» | ||
Индивидуальный подход к ребенку | ||
Обыгрывание потешки «Зайка серенький сидит» | Февраль | |
Театр –имитация по произведениям А.Барто «Зайку бросила хозяйка», «Наша Таня громко плачет». | ||
Театр игрушек по песенке «Жили у бабуси два веселых гуся». | ||
Индивидуальный подход к ребенку. | ||
Кукольный театр «Курочка Ряба» | Март | |
Кукольный театр «Теремок» | ||
Индивидуальный подход к ребенку | ||
Театрализованные игры : «Мишка с куклой пляшут полечку» (муз. и сл. М.Качурбиной). «Прокати лошадка нас» (М. Ф Агафоникова, сл. И. Михайдовой), Я-серый волк» (Г. Науменко) | Апрель - Май | |
Мини спектакли: «Колобок», «Репка», «Теремок» (р.н. сказки), «Кто в домике живёт?» - по замыслу педагога | ||
Мониторинг | ||
Отчет по самообразованию |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
1.Родительское собрание «Адаптация ребёнка к детскому саду»
2.Консультации: «Эмоциональное благополучие ребёнка», «Театрализованная деятельность в первой младшей группе».
3.Индивидуальные беседы: «Играйте с детьми», «Игрушки в жизни ребёнка»
4.Помощь родителей (изготовление атрибутов для театрализованных игр)
Работа с педагогами:
1.Выступление на педагогическом совете по теме «Роль театра в жизни малыша в период адаптации».
2.Принять участи в в семинаре педагогического чтения по теме самообразования. 26.09.2019г.
Заключение
Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы.
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на адаптационный период и различные виды деятельности (игровую, познавательную, музыкальную).
Обобщая результаты видно, что при поступлении детей в группу, то есть в начале адаптационного процесса эмоциональное благополучие детей было низким – 10человек (40%) показали именно такой уровень с средним уровнем 12 детей (48%), лишь у 3детей (12%) уровень эмоционального благополучия был высоким, то есть адаптация протекала легко. В конце адаптационного периода, изучая эмоциональное благополучие детей, наблюдаем совершенно иную картину. К концу адаптационного периода никто из детей не испытывал эмоционального дискомфорта от нахождения в группе, в ДОУ, в большинстве своем 17 детей (60%) ощущают себя комфортно в группе, в ДОУ. У 8 детей (40%) отмечен высокий уровень эмоционального благополучия, это значит, что они прошли адаптационный период к ДОУ, и посещение детского сада более для них не является стрессом. Полученные данные говорят о том, что дети отличаются друг от друга по своему эмоциональному состоянию, темпераменту, состоянию здоровья, физическому развитию – по ключевым характеристикам, которые влияют на процесс адаптации детей к ДОУ. И это нормально, так как все люди обладают индивидуальностью.
Созданный в ходе проекта театральный модуль «В мире сказок» имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. А самое главное – это пособие развивает инициативность, смекалку и самостоятельность ребенка, способствует снятию эмоционального напряжения, что и требует от нынешнего воспитателя ФГОС, а именно: «Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности».
В ходе реализации пособия «В мире сказок», малыши стали меньше плакать, с удовольствием приходят в группу, берут игрушки и самостоятельно играют в сказку, порой даже с помощью имеющихся кукол – героев одной сказки, придумывают «свою» сказку и с интересом играют в неё, пополняя свой словарный запас.
Проводя анализ результатов, можно заключить, что работа прошла успешно, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей, а именно эта цель была принята как характеризующая в течение адаптации.
Таким образом, следует считать, что выбранная методика адаптации детей к ДОУ является успешной, а условия создаваемые – благополучными. При выбранном подходе к детям в период адаптации я помогала им социализироваться, приобрести навыки и привычки необходимые для посещения детского сада.
Список литературы
-Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004
-Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008
-Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
- Доронова Н., Ерофеева Т. И. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т. М., 2010
-Кошманская И.П. «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
-Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2009
-Сорокина Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
-Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 г
-Улащенко Н.Б. «Организация театральной деятельности в младшей группе», изд-во «Корифей» г. Волгоград.
-Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009
-Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 2007
Приложение
Картотека игр первой младшей группы для успешной адаптации к условиям детского сада
“Доброе утро”
Задачи:
• создание положительного эмоционального климата в группе;
• снятие эмоционального напряжения
Ход игры:
Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:
– Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев). Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
– Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа). Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
– Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек). Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
– Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ). Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
– Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем “фонарики”). Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
– Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животу). Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
— Доброе утро, детки! Все проснулись? К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся).
«Хоровод»
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения.
— развитие чувства ритма, координации движений.
Ход игры:
Воспитатель держит ребенка (детей) за руки и ходит по кругу,приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
Бух!
При произнесении последней фразы все «падают» на землю.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
Гей!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
«Прыгай веселей»
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— развитие чувства ритма, координации движений.
Ход игры:
Педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Прыгай, прыгай веселей! Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай — побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! Руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись! Кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.
Игра повторяется несколько раз.
«Солнечные зайчики»
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— развитие чувства ритма, координации движений.
Материал: Маленькое зеркальце.
Ход игры:
Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.
«Осенние листочки»
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— развитие чувства ритма, координации движений;
— способствовать взаимодействию детей друг с другом.
Материал: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, магнитофон, аудиозапись медленной музыки.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.
— Давайте назовем, какого цвета листочки.
— Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.
Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.
— А хотите потанцевать с гномиком?
Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.
Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.
В заключение гномик благодарит малышей.
«Игра с собачкой»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— развитие чувства ритма, координации движений;
— способствовать взаимодействию детей друг с другом.
Материал: игрушечная собачка.
Ход игры:
Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам,
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
«Ладушки — хлопушки»
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— развитие чувства ритма, координации движений.
Ход игры: Взрослый декламирует стишок,
выполняя действия:
Ладушки-ладушки,
Звонкие хлопушки,
Хлопали в ладошки,
Хлопаем немножко. Да!
(громко хлопаем в ладоши).
— Кашу варили,
Ложечкой мешали.
(взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой).
— Куколку кормили. Да!
— Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперед).
— Кулачки сложили,
Кулачками били,
Тук, тук, тук, тук, тук,
Тук, тук, тук, тук, тук. Да!
(сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга).
— Ладошки плясали,
Деток забавляли,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики).
— Ладушки устали,
Ладушки поспали,
Баю-бай, баюшки,
Баю-бай, ладушки. Да!
(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку).
«Зайка»
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— способствовать взаимодействию детей друг с другом.
Ход игры:
Дети, взявшись за руки, вместе идут по кругу. Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка»встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.
«Пускание мыльных пузырей»
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения.
Материал: мыльные пузыри.
Ход игры:
Воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:
— Осторожно, пузыри!
— Ой, какие!
— Посмотри!
— Раздуваются!
— Блестят!
— Отрываются!
— Летят!
— Вот — со сливу!
— Вот — с орех!
— Вот не лопнул дольше всех!
Дети ловят мыльные пузыри.
«Поезд»
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— способствовать взаимодействию детей друг с другом.
— отработка основных движений – бег, ходьба.
Ход игры:
Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я — паровоз, а вы — вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», — говорит взрослый, и все начинают двигаться,приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход,останавливается и говорит: «Остановка».
Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
«Огуречик-огуречик»
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения.
Ход игры:
На одном конце площадки — воспитатель, на другом — дети. Они приближаются к ведущему прыжками на двух ногах.
Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет. Игра повторяется несколько раз.
«Карусели»
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— взаимодействие детей.
Ход игры:
Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу,говоря:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели
(карусель медленно движется в правую сторону).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
(темп речи и движений постепенно ускоряются!
Побежали, побежали,
Побежали, побежали
(все бегут!
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза,
Вот и кончилась игра
(темп движений постепенно замедляется, на слова раз-два, все останавливаются и кланяются друг другу).
Игру повторить 3—4 раза, каждый раз меняя направление движения.
«В нашей группе»
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— знакомство детей друг с другом.
Ход игры:
Педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши,приговаривая:
В нашей группе, в нашей группе,
Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят,
Вместе рядышком сидят.
Называем по очереди всех детей:
А у нас есть … Настя
А у нас есть … Петя и т. д.
Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят
Вместе рядышком сидят.
Игра повторяется несколько раз, чтобы дети запомнили друг друга.
«Заинька — паинька»
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения.
Ход игры:
Воспитатель встает напротив ребенка и просит его повторить движения зайки:
Будем заинькой?
Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.
Вот так, вот так, поклонись.
(кланяются в разные стороны)
Заинька, повернись, серенький повернись.
Вот так, вот так, повернись.
(поворачиваются, руки на поясе)
Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.
Вот так, вот так, топни ножкой, серенький топни и ножкой.
Вот так, вот так, топни ножкой.
(топают по очереди каждой ножкой)
В конце игры воспитатель хвалит «зайку»,поглаживает по головке:
«Молодцы!».
Поглаживает ручки и ножки. По желанию ребенка игра повторяется.
«Жил-был у бабушки козлик»
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения.
Ход игры:
Дети стоят возле воспитателя.Воспитатель рассказывает:
Жил-был у бабушки козлик. У него были ножки — вот такие (дети выставляют поочередно ноги, а копытца вот здесь (приседают и дотрагиваются до пяток, рожки вот здесь (прикладывают кисти рук к голове, хвостик за спиной вот такой (показывают рукой, оглядываясь назад).
Был козлик ма-а-а-ленький (дети приседают, потом он вырос и стал большим, вот таким (встают и поднимаются на носки). Рожки у козлика были маленькие, а потом выросли большие! Хвостик был маленький, а вырос большой, длинный (показывают руками).
Захотелось козлику погулять, пошел он по полям, по долам, по высоким горам (дети расходятся по всей площадке). Зовет бабушка козлика домой,а он говорит: не хочу! Иди, козлик, домой, а то волк съест! (Воспитатель изображает волка и предлагает детям убегать от него).
По желанию детей игра повторяется.
Конспекты театрализованных игр
и занятий
Этюд «коза-хлопота»
(пальчиковый театр)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 40)
Для проведения этой игры потребуется пальчиковая кукла – коза.
Её надевают на указательный палец руки и, медленно поворачивая из стороны в сторону и давая возможность малышам хорошо её рассмотреть, читают потешку:
Коза-хлопота
День-деньской занята.
Ей – травы нащипать,
Ей – на речку бежать,
Ей – козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
Игра повторяется несколько раз, но роль водящего выполняет кто-то из детей (по желанию).
При этом взрослый помогает малышам запомнить и понять содержание потешки, проговаривать её слова за воспитателем.
Кукольный спектакль «Волк и семеро козлят»
(для пальчикового театра)
(Н.Ф.Сорокина, Л.Г. Миланович, с.41-42)
Для кукольного спектакля нужно изготовить следующие предметы: домик из картона или фанеры с нарисованными брёвнышками, крышей и с вырезанными в нём окошком (таким, чтобы в него могла пролезть рука ведущего); пальчиковых кукол: козу, козляток, волка.
На столе устанавливается домик (ширма). Ведущий надевает на левую руку пальчиковые куклы козляток и вставляет руку в окошко домика. На указательный палец правой руки он надевает куклу - козу, на средний - волка. По ходу сказки поднимают тот палец, герой которого в данный момент участвует в действии. Не участвующих героев сказки прячут, зажимая их большим пальцем руки. Например, когда говорит коза, прячут за большим пальцем волка, когда говорит волк – прячут козу.
Волк и семеро козлят
(по русской народной сказке)
Действующие лица:
Ведущий – воспитатель.
Коза.
Волк.
Козлята.
Ведущий: Жила-была в лесной избушке коза – жёлтые глаза. И было у неё
семеро козлят. Рано утром уходила коза за кормом и говорила
козляткам.
Коза: Козлятушки-ребятушки, я далеко в лес пойду. А вы никому дверь
не открывайте! Приду, песенку спою.
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Козлята: Мы никому дверь открывать не будем.
Ведущий: Коза ушла. А в этом лесу жил злой серый волк. Увидел он
избушку, услышал, как поёт коза, подошёл к избушке и постучал.
Волк: Тук-тук!
Козлята: Кто там?
Ведущий: Запел волк грубым голосом.
Волк: Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Ведущий: А козлята ему в ответ.
Козлята: Слышим, слышим!
Не матушкин голосок!
Наша матушка поёт тоненьким голосом и не такую песенку.
Ведущий: Не отворили козлятки дверь волку, он и ушёл в лес!
Пришла Коза, похвалила деток, что её послушали.
Коза: Умницы вы, деточки, что не открыли волку дверь, а то бы он
вас съел.
В заключение воспитатель интересуется, хотят ли дети ещё
встретиться с героями этой сказки, и предлагает позвать её в гости
словами:
Сказка, сказка, приходи!
Будут рады малыши.
Этюд «Баю-баюшки-баю»
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, 40-41)
(для пальчикового театра)
Для проведения этой игры потребуется 2 пальчиковые куклы:
малыш (девочка) и волк. Их надевают на указательные пальцы обеих рук
так, чтобы лицо куклы было повёрнуто в сторону ребят.
Движение кукол совершают в ритме песенки. Последние строчки
колыбельной произносят строгим тоном, осуждая действия волка:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок.
И потащит во лесок
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Машу не буди.
Игра повторяется ещё раз.
Воспитатель читает ещё раз колыбельную, побуждая детей
проговаривать за ним её слова.
Перчаточный театр (куклы би-ба-бо)
Кроме готовых кукол тетра би-ба-бо, похожие перчаточные куклы изготавливали сами. Для верхней части использовали съёмные головки старых кукол или животных, а туловищем и основой куклы служила перчатка, её натягивали на руку, затем на указательный палец надевали головку куклы, и тогда большой и средний пальцы изображали руки персонажа.
Театр рукавичек
Кукол для театра рукавичек изготавливали из старых варежек, варежек-прихваток. В оформлении использовали аппликацию из кусочков плотной ткани ярких цветов (человечка, зверюшку, цветок…), старые мягкие игрушки. Их пришивали к внутренней части варежки и дополняли изображение, пришивая вырезанные из ткани недостающие детали (ушки, усики, бантики…). С такими куклами дети с удовольствием играют и в своей самостоятельной деятельности.
Театр резиновой игрушки (вид настольного театра)
Театр резиновой игрушки – наиболее простой и удобный в работе с детьми первых 3-х лет жизни. К тому же он очень доступен для детей в их самостоятельной деятельности. Подбирали резиновые игрушки приблизительно одинакового размера, т.е. так, чтобы мышка не была выше кошки. Затем придумывали или подбирали сказку, где бы участвовали эти персонажи по знакомым сказкам: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Красная шапочка».
Театр картинок (фланелеграф)
В театрализованном уголке имеется фланелеграф, на котором, рассказывая, показываем сказку с помощью картинок, вырезанных из старых книг, раскрасок. Вырезанные изображения героев сказки, животных, а также разные декорации (домик, ёлочки, деревья…) наклеивали на картон и с обратной стороны приклеивали липкую ленту. Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев. Рассказывая сказку, героев выкладываем на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются. Рассказываем сказку, не торопясь, чтобы дети поняли её содержание. Текст от лица героев стараемся произносить не спеша, выразительно, подражая характеру персонажа, соблюдая интонацию. В дальнейшем малыши запоминают содержание сказки, последовательность появления героев и стараются рассказывать сказку, выкладывая картинки уже самостоятельно.
Театр кружек (вид настольного театра)
Чтобы изготовить этот вид настольного театра, взяли пластмассовые кружки одинакового размера и цвета (по возможности); переворачивали их вверх донышком и сбоку от ручки приклеили картинку персонажа, вырезанную из старых детских книг. Таким образом, изготовили всех героев для сказок. Управлять таким театром несложно, а впоследствии дети с удовольствием используют этот вид театра в самостоятельной игре. Ведущий держит кружку за ручку и двигает по столу. Если по ходу сказки персонаж начинает говорить, то ведущий одновременно с текстом покачивает кружкой из стороны в сторону. Если начинает говорить второй персонаж, то первый «замирает» и внимательно «слушает». Это необходимо для того, чтобы ребёнок понял, к какому персонажу в данный момент относится текст. Со временем дети сами стали принимать непосредственное участие в спектакле. В конце концов, я брала на себя роль рассказчика, а детям передавала кружки. Малыши с удовольствием пытались произносить реплики героев сказки. А я обязательно помогала им в этом, поддерживала стремление и хвалила за их инициативу.
Театр народной игрушки
Это комплекты деревянных игрушек для сказок. Перед показом обязательно знакомили детей с каждой игрушкой, показывали её, называли, давали малышам подержать её в руках. После знакомства начинали показ всей сказки. Дети с удовольствием помогали и пытались участвовать в настольном театре. Наиболее активным отводилась какая-либо роль, если они с нею могли справиться.
Театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).
Занятия в основном строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Во время занятий внимательно выслушиваю ответы и предложения детей; если они не отвечают, не требую объяснений, а перехожу к действиям с персонажем. При знакомстве детей с героями произведений выделяю время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; в заключении разными способами стараюсь вызвать у них радость.
Этюд «Курочка-тараторочка»
(для перчаточного театра)
(Н.Ф, Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 43)
Для проведения этой игры потребуется 2 перчатки и 3 съёмные головки: курочка и два цыплёнка. Ведущий надевает на указательный палец правой руки головку курочки, а на указательный палец и на мизинец левой руки – головки цыплят. Все движения кукол должны соответствовать тексту потешки:
Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Цыпляток водит,
Хохолок раздувает,
Деток потешает.
Этюд «Мышка, мышка, что не спишь»
(для перчаточного театра)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 43-44)
Для проведения этой игры потребуется 2 перчатки и съёмные головки мышат, желательно разных цветов. Головки мышат надевают на указательные пальцы обеих рук. Ведущий покачивает куклой в ритм потешке, вначале одной, затем второй.
1-я мышка
Мышка, мышка, что не спишь,
Что соломою шуршишь?
2-я мышка
Я боюсь уснуть, сестрица,
Кот усатый мне приснится!
По желанию детей игра проводится 2-3 раза.
Впоследствии можно предложить роль мышат детям, которые смогут проговаривать их слова.
Этюд «Бабушка Ульяна»
(для перчаточного театра)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 44)
Для этого этюда потребуется 2 перчатки разных цветов и две съёмные головки деда и бабы. Ведущий выразительно читает потешку, подражая голосу деда (более низко) и голосу бабы (более высоко), покачивая той куклой, которая в этот момент говорит.
Дед: Бабушка Ульяна,
Где была?
Баба: Гуляла.
Дед: Како чудо видала?
Баба: Курочку-рябушку
С петушком на дрожках.
Занятие. «Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла золотое.»
(М.Д. Маханева, с. 18-19)
1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» или её прослушивание в аудиозаписи.
2. Беседа по содержанию сказки.
3. Весёлый танец с детьми по теме сказки.
Воспитатель выразительно рассказывает детям сказку «Курочка Ряба».
Вопросы к детям:
- Почему плакали дед и баба?
- Как курочка успокаивала дедушку и бабушку? (дети вместе с воспитателем выразительно проговаривают слова: «не плачь, дед, не плачь, баба…»)
- Какое настроение стало у дедушки и бабушки? (Воспитатель просит детей показать весёлых деда и бабу.)
Затем включается русская народная музыка, и дети вместе с воспитателем весело танцуют.
Занятие «Мы не просто ребятки, а ребятки-цыплятки».
(М.Д. Маханева, с. 19)
(перчаточный театр)
1. Пересказ сказки с использованием перчаточного театра.
2. Подвижная игра «Курочка и цыплята» (по песне «Цыплята», муз. А. Филиппенко).
Воспитатель вносит на занятие кукол (перчаточный театр): деда, бабу, курочку и мышку. Просит детей догадаться, герои какой сказки пришли к ним в гости. Затем, с помощью воспитателя, дети рассказывают сказку «Курочка Ряба» (от имени персонажей-кукол). Для того чтобы были охвачены все дети, сказку пересказывают 2-3 раза, причём последний раз роль курочки исполняет сам воспитатель. По окончании он говорит, что его курочка загрустила потому, что потеряла цыпляток. Он спрашивает детей, хотят ли они стать её цыплятками. Проводится подвижная игра-имитация:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите!
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Целое корытце.
Игра повторяется, по желанию детей, несколько раз.
По окончании воспитатель поощряет детей за более точные
имитационные движения.
Занятие «Курочка и цыплята»
(М.Д. Маханева, с. 20)
1. Подвижная игра «Курочка и цыплята».
2. Разыгрывание сказки «Курочка Ряба».
Воспитатель вносит Курочку или шапочку, изображающую курочку (из картона, ткани, поролона, папье-маше). Предлагает поиграть в игру «Курочка и цыплята». Причём роль курицы выполняет первый раз воспитатель, а потом какой-либо ребёнок (по желанию). Затем воспитатель просит детей вспомнить, из какой сказки пришла в гости курочка. После этого предлагает выбрать себе, по желанию, роли героев сказки помогает надеть элементы костюмов (дедушке – шляпу, бабушке – платок, мышке – шапочку с ушами). Проводится игра-драматизация (2-3 раза). Воспитатель поощряет детей за более точное использование выразительных средств (голоса, движения и мимики).
Занятие «Тянут-потянут – вытянуть не могут».
(М.Д. Маханева, с.30)
(перчаточный театр)
- Пересказ сказки «Репки» с использованием перчаточных кукол.
- Имитационные упражнения.
Воспитатель вносит на занятие кукол (перчаточный театр): деда, бабу, внучку, кошку, собаку, мышку. Просит детей догадаться, герои какой сказки пришли к ним в гости. Затем, с помощью воспитателя, дети рассказывают сказку «Репка» (от имени персонажей-кукол). Для того чтобы были охвачены все дети, пересказ даётся 2-3 раза. По окончании воспитатель предлагает детям изобразить героев сказки. Дети (по желанию) имитируют движения персонажей в соответствии со словами взрослого (воспитатель описывает характерные особенности каждого героя, побуждая детей к передаче образа). После этого воспитатель хвалит детей за исполнительские умения и предлагает им пригласить сказку в гости ещё раз:
Сказка, сказка, приходи!
Будут рады малыши.
Спектакль «Курочка Ряба»
(для перчаточного театра)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 44-46)
Для спектакля потребуются 2 перчатки, 4 съёмные головки: деда, бабы, курочки и мышки; 2 яичка – простое и золотое (можно использовать деревянные или обычные, сваренные вкрутую).
Ширма устанавливается на столе. Ведущий садится за стол, надевает на руки перчатки, кладёт рядом головки кукол и два яичка.
Курочка Ряба
(по русской народной сказке)
Действующие лица:
Баба.
Дед.
Курочка Ряба.
Мышка.
Наденьте на пальцы одной руки головки деда и бабы.
Ведущий: Жили-были дед и баба.
Выведите из-за ширмы руку с головками деда и бабы. Наклоните их головки – дед и баба приветствуют малышей поклоном.
Уведите их. Замените одну из голов на голову курочки.
И была у них курочка Ряба.
Выведите курочку и «посадите» её на скамейку.
Снесла курочка яичко: да не простое – золотое.
Свободной рукой незаметно положите золотое яичко рядом с курочкой,
уведите курочку, выведите деда.
Дед бил-бил.
Кукла-дед первым и средним пальцами обхватывает яйцо и ударяет им об лавку.
Дед: Не разбил.
Положите яйцо на лавку и разведите пальцы в стороны.
Уведите деда и выведите бабу.
Ведущий: Баба била-била.
Баба: Не разбила.
Те же движения исполняет баба.
Уведите бабу, оденьте на одну руку головку мышки, «посадите» её на скамейку.
Ведущий: Мышка бежала, хвостиком махнула.
Покажите, будто мышка бежит по скамейке, и смахните яичко к себе на колени.
Мышка: Яичко упало и разбилось.
Уберите мышку, выведите деда.
Ведущий: Плачет дед!
Первым и средним пальцами прикоснитесь к глазам куклы.
Дед: А-а-а!
Выведите бабу, убрав деда.
Ведущий: Плачет баба.
Баба: А-а-а!
Те же движения, как у деда. Уберите бабу и выведите курочку.
Ведущий: А курочка кудахчет.
Курочка Ряба:
Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое!
Незаметно положите на лавочку простое яичко,
уведите курочку, выведите деда и бабу. Те весело пляшут под русскую плясовую
мелодию.
Дети прощаются со сказочными персонажами, а воспитатель
обещает детям, что они ещё придут к ним в гости.
Занятие “Выросла репка большая-пребольшая»
(М.Д. Маханева, с. 29-30)
1. Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Репка».
2. Слушание сказки «Репка» в аудиозаписи.
3. Имитационные упражнения.
Воспитатель показывает детям иллюстрации к русской народной
сказке «Репка» и просит догадаться, из какой сказки эти картинки. Затем
спрашивает, как ребята догадались об этом.
Предлагает послушать сказку «Репка» (сказка звучит в аудиозаписи).
После этого воспитатель предлагает показать, как тянули репку герои
сказки, сопровождая словами: «Тянут - потянут, тянут - потянут, -
вытянуть не могут» (2-3 раза). Далее просит показать, какая была репка,
также сопровождая словами: «Репка была большая-пребольшая». После
этого воспитатель просит детей рассказать о том, кто тянул репку.
Причём начинает сам, намеренно делая паузу для того, чтобы дети
продолжили: « Мышка за…» и т.д.
Затем воспитатель и дети ещё раз рассматривают иллюстрации и
под музыку танцуют друг с другом.
Занятие «Дружно, весело, с охотой быстро справимся с работой»
(М.Д. Маханева, с. 31-32)
1. Игра «Изобрази героев».
2. Драматизация сказки «Репка».
Воспитатель встречает детей под фонограмму к песне «Улыбка» (муз. В. Шаинского) и говорит, что под эту музыку дети танцевали на прошлом занятии все вместе весёлый танец. Просит вспомнить, с героями какой сказки мы знакомились. Если они затрудняются, то можно показать любой из костюмов или персонажей, атрибутов к сказке.
Затем воспитатель проводит в кругу игру-имитацию «Изобрази героев», сопровождая её словами:
В сказке «Репка» дедка есть,
Бабушка и внучка,
Вместе с ними жили кошка,
Мышка, пёсик Жучка.
Дедка репку посадил,
Долго он её растил.
Выросла какая?
Большая-пребольшая.
Воспитатель и дети, шагая по кругу, последовательно передают движения каждого героя, показывая в конце, какая выросла репка.
После этого проводится игра-драматизация.
Дети, по желанию, выбирают роли и надевают костюмы. Вместе все решают, где будет жить семья деда и бабки, где расположить их огород. Воспитатель напоминает детям-артистам, что они будут включаться в игру по ходу сказки. Чтобы были охвачены все дети, драматизация проводится 2-3 раза.
В заключение воспитатель хвалит детей за дружную работу и предлагает вокруг репки завести хоровод.
Занятие «К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали»
(М.Д. Маханева, с. З1)
1. Отгадывание загадки.
2. Ряжение.
3. Имитационные упражнения «Изобрази героев».
Воспитатель встречает детей словами:
Загадаю, ребятки, загадку.
Попробуйте её отгадать.
Если верной будет отгадка,
к нам сказка придёт опять:
В этой сказке дедка есть,
Бабушка и внучка.
Вместе с ними жили кошка,
Мышка, пёсик Жучка.
Мирно жили, не тужили,
Не было заботы.
Дружно, весело, с охотой
Делали работу.
После того как дети отгадают сказку, воспитатель просит их напомнить, кто за кем приходил помогать дедушке тянуть репку (важно, чтобы дети вспомнили последовательность). Затем воспитатель предлагает детям нарядиться в героев этой сказки (причём для того, чтобы были задействованы все дети, костюмов должно быть больше, чем героев, - например, 2 деда, 2 бабки, 2 Жучки, 3 мышки и т.д.) и изобразить их в движении и голосом. При этом воспитатель описывает характерные движения каждого персонажа и обращает внимание на то, каким голосом они говорят.
После того как поупражняются все, воспитатель хвалит детей за то, что они дружные, и предлагает вместе станцевать весёлый танец (под фонограмму к песне «Улыбка» В. Шаинского или др.).
Этюд «Наша Маша»
(для театра рукавичек)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович с. 46-47)
Для проведения этой игры потребуется рукавичка с изображением куклы Маши, одетой в шубу. Читая потешку, медленно ведите Машу, чтобы дети смогли её внимательно рассмотреть.
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленькая,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Этюд «У медведя во бору»
(для театра рукавичек)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 47)
Для проведения этого этюда по русской народной сказке потребуются 2 рукавички с изображением Маши и медведя.
Маша
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру,
А медведь лежит
И на нас ворчит.
Медленно ведите Машу. Остановите её.
Медведь
Кто в лесу гуляет?
Покачивайте медведем.
Кто мне спать мешает?
Игра повторяется несколько раз (по желанию детей).
Этюд «Шла собака»
(для театра рукавичек)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 47)
Для проведения этого этюда потребуются 2 рукавички: одна для взрослого, другая для малыша. На большой рукавичке – взрослая собака, на маленькой – щенок. Чётко произнося текст потешки, нужно медленно вести собаку в её ритме. Этот этюд направлен на приобщение детей к совместной игре и на побуждение к звукоподражанию (лай собачки).
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост,
Если мост провалится,
То собака свалится.
Спектакль «Маша и медведь»
(для театра рукавичек)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 48-51)
Для проведения спектакля потребуются 3 рукавички с изображением Маши, медведя и собачки; короб – небольшая коробочка, обклеенная бумагой под дерево, с ручкой, которую можно легко надеть на большой палец рукавички; плоская избушка (из картона или фанеры) с двумя вырезанными окошками. Одна сторона избушки расписывается под деревенскую, а другая под медвежью. По ходу спектакля нужно будет незаметно перевернуть избушку той стороной, которая необходима в данный момент. Ведущий садится за стол, ставит избушку на подставку для книг, рядом выкладывает приготовленные рукавички и короб.
«Маша и медведь» (по русской народной сказке)
Действующие лица:
Маша.
Медведь.
Собака.
Ведущий: Жили-были дедушка и бабушка и была у них внучка Машенька.
Выведите Машу из избушки и ведите по столу. Незаметно поверните избушку другой стороной.
Раз пошла Машенька в лес по грибы да по ягоды да и
заблудилась.
Остановите Машу, поверните её к избушке и ведите в обратную сторону.
Шла она, шла, видит – стоит избушка. Вошла Машенька в
избушку. А в той избушке жил медведь. Обрадовался он и
говорит.
Введите Машу в избушку, чтобы её лицо малыш смог увидеть в окошке домика, а в другом окошке – мордочку медведя.
Медведь: Будешь у меня жить! Будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Покачивайте медведем в ритме текста.
Ведущий: Делать нечего! Стала Машенька жить в медвежьей избушке.
Однажды Машенька попросила медведя отпустить её в деревню
к дедушке и бабушке, отнести гостинцы.
Маша: Отпусти меня в деревню к дедушке и бабушке гостинцы
отнести.
Покачивайте Машей в ритме текста.
Ведущий: Медведь ей в ответ.
Медведь: Нет! Не пущу!
Ведущий: На следующий день попросила Маша медведя.
Маша: Медведюшка-батюшка! Отнеси гостинцы в деревню дедушке и
бабушке!
Медведь: Хорошо, отнесу!
Ведущий: А Машенька ему говорит.
Маша: Выйди на крылечко. Посмотри, не идёт ли дождик.
Выведите медведя из домика.
Ведущий: Спряталась Маша в короб, а сверху тарелку с пирожками
положила. Вошёл медведь, взвалил короб себе на спину и пошёл в
деревню.
Уберите Машу из окошка, оденьте на большой палец рукавички короб,
выведите медведя из домика.
Незаметно поверните избушку другой стороной. Ведите медведя по столу.
Шёл, шёл медведь и говорит.
Медведь: Сяду на пенёк,
Съем пирожок!
Ведущий: А Машенька из короба.
Маша: Вижу, Вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Машу ребёнок не должен видеть, а только слышать её голос.
Ведущий: Удивился медведь, поднял короб и понёс в деревню. Нашёл дом
дедушки и бабушки, поставил короб. А собака почуяла медведя и
давай лаять. Испугался медведь и убежал в лес. А Машенька
стала жить в своей избушке вместе с дедушкой и бабушкой.
Подведите медведя к домику, свободной рукой снимите короб, выведите собачку,
уберите медведя и короб,
выведите Машу.
Этюд «Скачет зайка маленький»
(для театра резиновой игрушки)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 51)
Для этого этюда понадобится резиновый зайчик. Управляя им, нужно прочитать малышам потешку, согласуя действия с ритмом текста. В конце потешки дети должны захлопать в ладоши, пугая зайчика, и попытаться его поймать. Взрослому нужно постараться создать малышам радостное настроение и желание играть с игрушкой:
Скачет зайка маленький
Около заваленки.
Быстро скачет зайка.
Ты его поймай-ка.
Этюд «Лиса по лесу ходила»
(для театра резиновой игрушки)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 51)
Для этого этюда понадобится резиновая лисичка.
Вначале нужно познакомить детей с ней. Пусть они рассмотрят, какой у неё хвост, какие лапки, ушки, глазки.
Затем можно начать петь малышам попевку, управляя лисичкой в такт прибаутки:
Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки сплела.
Попевку пропеть 2-3 раза, стараясь вовлечь детей в игру.
Этюд «Волк на лужайке»
(для театра резиновой игрушки)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 52)
Для этой игры понадобятся следующие резиновые игрушки: волк, 2 зайчика, коза. Управляя этими куклами, читают скороговорку, но так, чтобы вызвать у малышей сочувствие, желание помочь зайчикам и козе:
Волк на лужайке –
Задрожали зайки.
Видит волк козу,
Забыл про грозу.
Этюд «Я медведя поймал!»
(для театра резиновой игрушки)
Для проведения этой игры потребуются 2 настольные (резиновые) куклы: Мальчик и медведь. Эти куклы нужно посадить рядом так, чтобы они обнимали друг друга.
Кукла мальчик: Я медведя поймал!
Ведущий: Так веди сюда.
Кукла мальчик: Не идёт.
Ведущий: Так сам иди!
Кукла мальчик: Да он меня не пускает.
Этюд «Колобок»
(для театра резиновой игрушки)
Для проведения этого этюда потребуется игрушка Колобок. Если такой готовой игрушки нет, можно сделать её самим: обтянуть небольшой мячик мягкой тканью жёлтого цвета, вырезать из плотной яркой ткани нос, рот, глазки и крепко пришить к заготовке. Движения игрушки выполняют в ритме попевки:
Я по коробу скребён,
По сусекам метён,
На сметане мешён,
На окошке стужён.
Спектакль «Колобок»
(для театра резиновой игрушки)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 53-56)
Для проведения этого спектакля потребуются: резиновые игрушки действующих лиц сказки (все примерно одной высоты); плоские: домик с вырезанными окошками, ёлочки, деревья, кусты (вырезанные из фанеры или картона). Ведущий садится за стол, ставит перед собой домик и другие декорации к спектаклю, рядом раскладывает игрушки.
Действующие лица: Колобок.
Дед. Баба.
Зайка. Волк. Медведь. Лиса.
Ведущий: Жили-были дед и баба.
Выставьте деда и бабу перед домиком.
Сказал дед бабе.
Дед: Испеки мне, баба, колобок.
Покачивайте дедом в ритме текста.
Баба: Из чего испечь? Муки-то нет.
Покачивайте бабой.
Дед: По амбару помети, по сусекам поскреби – вот и наберёшь горсти две муки.
Покачивайте дедом.
Ведущий: Баба так и сделала. По амбару помела, по сусекам поскребла,
набрала горсти две муки, замесила тесто, испекла колобок и
положила его на окошко студиться.
Уведите деда и бабу в домик, высуньте из окошка колобка, придерживая его рукой.
Надоело колобку на окошке лежать. С окошка на порожек, с
порожка на дорожку и покатился колобок. Только его баба и
видела.
Баба выглядывает в окошко, колобок катится по столу.
Катится, катится колобок, а навстречу ему зайка!
Выведите зайку.
Зайка: Колобок, колобок! Я тебя съем!
Покачивайте зайкой, пододвигая его к колобку.
Колобок: Не ешь меня, заяц, лучше послушай мою песенку.
Покачивайте колобком и пойте.
Я – колобок!
Колобок – румяный бок!
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл.
А от тебя, заяц,
Не хитро уйти!
Ведущий: Покатился колобок дальше, только заяц его и видел.
Уводите зайку, выставляйте волка.
Катится, катится колобок, а навстречу ему волк.
Волк: Колобок, колобок! Я тебя съем!
Покачивайте волком, приближая его к колобку.
Колобок: Не ешь меня, волк, лучше послушай мою песенку.
Покачивайте колобком и пойте.
Я – колобок!
Колобок – румяный бок!
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я от зайки ушёл.
А от тебя, волк,
Не хитро уйти!
После окончания песенки уберите волка.
Ведущий: Покатился колобок дальше, только волк его и видел, а
навстречу ему медведь.
Выведите медведя.
Медведь: Колобок, колобок! Я тебя съем!
Покачивайте медведем, направляя его к колобку.
Колобок: Не ешь меня, медведь! Лучше послушай мою песенку!
Покачивайте колобком и пойте.
Я – колобок!
Колобок – румяный бок!
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я от зайки ушёл,
Я от волка ушёл.
А от тебя, медведь,
Не хитро уйти!
Ведущий: Покатился колобок дальше, только медведь его и видел.
Уберите медведя.
Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса.
Выведите лису.
Лиса: Колобок, колобок! Я тебя съем!
Покачивайте лисой, приближая её к колобку.
Колобок: Не ешь меня, лиса! Лучше послушай мою песенку!
Покачивайте колобком и пойте.
Я – колобок!
Колобок – румяный бок!
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я от зайки ушёл,
Я от волка ушёл,
Я от медведя ушёл.
А от тебя, лиса,
Не хитро уйти!
Ведущий: Покатился колобок дальше, только лиса его и видела.
Прикатился колобок к домику бабушки и дедушки.
Уберите лису, выведите деда и бабу.
Тут на радостях все в пляс и пустились.
Пляска деда, бабы и колобка.
Занятие «Колобок – наш Колобок,
Колобок – румяный бок».
(М.Д. Маханева, с. 51)
1. Отгадывание загадок с изображением их героев.
2. Драматизация сказки «Колобок» (с помощью детей).
Воспитатель встречает детей словами:
Загадаю вам загадки, ну, попробуй отгадать…
Если верные отгадки, сказка к вам придёт опять!
- Очень добрая она, 4. Он усталый, молчаливый,
Всё прощает всем всегда. Иногда слегка ворчливый,
По сусекам помела, Ходит с длинной бородой,
Деду что-то испекла. (Баба) Старый, кто это такой? (Дед)
- Круглый да удаленький, 5. Неуклюжий, косолапый,
Росточком очень маленький, Кто всю зиму сосёт лапу?
Бегут по дорожке коротенькие (Медведь)
ножки. (Колобок) 6. Длинное ухо, комочек пуха,
3. Пушистый хвост, Прыгает ловко, любит морковку.
Рыжий хвост, (зайчик)
Ступает мягко, хитрее всех!
Голосом ласковым говорит она, что за красавица эта? (лиса)
Далее проводится драматизация сказки, используя костюмы, элементы ряжения, различные атрибуты.
Этюд «Наши уточки с утра»
(для театра картинок на фланелеграфе)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 71)
Для проведения этой игры потребуется: фланелеграф, картинки с изображением уточек, гусей, голубей, курочек, индюка и петушка. Ведущий поочерёдно, в соответствии с текстом, выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением нужных птиц и читает потешку, подражая «голосам» персонажей.
Наши уточки с утра
Ведущий. Наши уточки с утра –
Ребёнок. Кря-Кря-Кря! Кря-кря-кря!
Ведущий. Наши гуси у пруда –
Ребёнок. Га-га-га! Га-га-га!
Ведущий. А индюк среди двора –
Ребёнок. Бал-бал-бал! Балды-балда!
Ведущий. Наши гуленьки вверху –
Ребёнок. Грру-грру-у, грру-грру-у, грру-грру-у!
Ведущий. Наши курочки в окно –
Ребёнок. Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!
Ведущий. А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру нам споёт
Ребёнок. Ку-ка-ре-ку!
Задания для взрослых и детей:
- Указывая на картинку какой-либо птицы, предложите малышам изобразить, как эта птица «говорит».
- Прочитайте потешку вместе с детьми по ролям. Себе возьмите роль ведущего, а им – роль птиц.
- Поиграйте в игру «Найди свою маму». Нарисуйте картинки с изображением утят, гусят, индюшат, голубят, цыплят. Предложите малышам найти их мам.
- Поиграйте в игру «Мамы и их дети» (по звукоподражаниям разными голосами).
Этюд «Курочка-рябушечка»
(для театра картинок на фланелеграфе)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 72-73)
Для проведения этюда потребуется: фланелеграф и картинка с изображением курочки. Ведущий выкладывает на фланелеграфе картинку курочки и читает малышам несколько раз потешку. Затем задаёт им вопросы (при ведены ниже) по содержанию.
После этого нужно выучить с детьми потешку наизусть и прочитать её по ролям, предложив детям роль курочки.
Затем можно поменяться ролями, предложив малышам роль ведущего.
Курочка-рябушечка
Ведущий. Курочка-рябушечка, Куда ты пошла?
Ребёнок. На речку.
Ведущий. Зачем ты пошла?
Ребёнок. За водичкой.
Ведущий. Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
Ребёнок. Цыпляток поить.
Ведущий. Курочка-рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
Ребёнок. Пи-пи-пи, пи-пи-пи!
Вопросы детям:
1. Кто пошёл на речку?
2. Зачем курочка пошла на речку?
3. Зачем курочке водичка?
4. Как цыплятки просят пить?
Этюд «Котик серенький»
(для театра кружек)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 78)
Для проведения этого этюда потребуется кружка с наклеенным изображением котика. Ведущий держит в руке кружку и читает четверостишье – поёт на любую колыбельную мелодию (сочиненную самим или хорошо знакомую).
После показа этюда обязательно нужно объяснить малышам трудные для понимания слова, например, «печурочка», а затем задать вопросы (см. ниже) по содержанию потешки.
1.Котик серенький присел
На печурочке
(Поставьте кружку с изображением котика на стол.)
И тихонько запел
Песню Юрочке.
(Можно называть имена конкретных малышей.)
2.Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
(Покачивайте кружкой из стороны в сторону, чтобы у ребёнка появилось впечатление, что котик поёт.)
Вопросы детям:
1. Кто запел песенку?
2. Кого разбудил котик своей песенкой?
3. Как поёт песенку котик? Спойте!
4. Как поёт песенку петушок? Спойте.
Этюд «Ой, бычок»
(для театра кружек)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 79)
Для проведения этой игры потребуется кружка с изображением бычка. Ведущий должен прочитать потешку так, чтобы малышам понравился бычок понравился бычок и они захотели с ним «погулять» (поводить по столу).
После проведения этюда нужно задать детям некоторые вопросы (см. ниже) по содержанию потешки.
Ой, бычок, мой бычок,
Золотистый бочок,
Рога твои бодливые,
Копытца торопливые.
Ты иди, не топочи,
Не бодайся, не мычи:
Спят ещё ребятки,
Утром спиться сладко!
Вопросы детям:
1. Понравился ли вам бычок?
2. Какие рога у бычка?
3. Какие копытца?
4. Какой бочок?
5. Умеет ли бычок бодаться, мычать?
6. Почему бычку нельзя это делать?
7. Кого он может разбудить?
Задания для взрослых и детей:
1. Разыграйте стихотворение, поручив ребёнку роль бычка.
2. Не забудьте похвалить малыша за сыгранную роль.
Спектакль «Репка» (для театра кружек)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 79-81)
Для проведения этого спектакля потребуется столик и пластмассовые кружки с изображением репки и героев сказки. Герои сказки «Репка» должны быть в реальных размерах, их нужно приклеить на кружки. Сказка для представления готова! Ведущий, рассказывая сказку детям, поочерёдно подводит персонажей к репке, установленной на столе. Если герой сказки начинает говорить, ведущий покачивает кружкой из стороны в сторону, а на слова «тянем-потянем» - наклоняет кружки в сторону репки и от неё, выполняя движения вперёд-назад. По окончании спектакля ведущий задаёт ребятам вопросы, по содержанию сказки.
«Репка» (по русской народной сказке)
Действующие лица: Дед. Бабка.
Внучка.
Собака Жучка.
Кошка Машка.
Мышка.
Ведущий. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал
дед репку из земли тащить. Тянет-потянет, вытянуть не
может. Позвал дед на помощь бабку.
Дед. Бабка! Иди тянуть репку.
Ведущий. Пришла к деду бабка. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-
потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.
Бабка. Внучка! Иди тянуть репку.
Ведущий. Пришла внучка. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка собачку
Жучку.
Внучка. Жучка! Иди тянуть репку.
Ведущий. Прибежала Жучка. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за
дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку Машку.
Жучка. Машка! Иди тянуть репку.
Ведущий. Прибежала кошка Машка. Машка за Жучку, Жучка за внучку,
внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут,
вытянуть не могут. Кликнула кошка мышку.
Кошка. Мышка! Иди тянуть репку.
Ведущий. Прибежала мышка. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за
внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-
потянут – вытащили репку!
Вопросы детям:
1.Кто посадил репку?
2.Какая репка выросла?
3.Кто стал тянуть репку?
4.Кого позвал дед?
5.Кого позвала бабка?
6.Кого позвала внучка?
7.Кого позвала собачка Жучка?
8.Кого позвала кошка Машка?
9.Кто помог вытянуть репку?
10.Кто выше ростом: дед, баба или внучка?
11.Кто ниже ростом: Жучка, кошка или мышка?
Задания для взрослых и детей:
1.Выучите с малышами сказку близко к тексту.
2.Поручите детям исполнение отдельных ролей в кукольном спектакле.
3.Научите их водить кружку по столу и управлять ею.
4.Научите согласовывать движение кружкой с текстом, произносимым
малышом.
5.Покажите кукольный спектакль родителям.
6.Похвалите малышей за активное участие и раздайте небольшие призы
всем участникам.
Этюд «Идёт коза рогатая»
(для театра народной деревянной игрушки)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 82)
Для роведения этой игры понадобится деревянная игрушка козы. Ведущий (воспитатель) показывает игрушку детям и читает потешку. Затем, читая её вместе с детьми, он учит их управлять этой игрушкой, согласуя движения с ритмом текста потешки и побуждая произносить текст выразительно. Выучив с малышами потешку наизусть, ведущий может задать им вопросы по тексту потешки.
Ведущий. Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая:
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Ребёнок ведёт козу по столу.
Ребёнок (с игрушкой). Кто каши не ест,
Кто молока не пъёт,
Того забодаю, забодаю, забодаю.
(Покачивает игрушкой из стороны в сторону).
Этюд «Киска»
(для театра народной деревянной игрушки)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 82-83)
Для проведения этого этюда понадобится деревянная игрушка кошки. Ведущий читает детям потешку, управляя игрушкой кошки, а потом все вместе заучивают стихотворение наизусть. Затем ведущий предлагает попробовать каждому ребёнку жалобным голосом произнести реплику кошки. Можно разыгрывать вместе с малышами потешку по ролям, а по окончании нужно не забыть похвалить ребёнка за удачно сыгранную роль.
Ведущий. Идёт кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
О чём, кисонька, ты плачешь?
Кисонька. Как мне, кисоньке, не плакать,
Повар пеночку слизал,
Да на кисоньку сказал.
Спектакль «Теремок»
(для театра народной деревянной игрушки)
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, с. 83-87)
Для проведения этого спектакля потребуются деревянные игрушки и декорации: теремок (двусторонний – старый и новый), мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь. Показывая малышам сказку, нужно попытаться передать голосом характерную интонацию каждого героя и постараться изобразить игрушками походку каждого героя: суетливый бег мышки, размеренные прыжки лягушки, стремительные прыжки зайчика, осторожный бег волка, грациозную походку лисы, тяжёлую поступь медведя. По окончании спектакля можно задать детям вопросы по содержанию сказки.
Теремок (по русской народной сказке)
Действующие лица: Мышка. Лягушка. Зайчик. Лиса. Волк. Медведь.
Ведущий. Стоит в поле теремок.
Установите на столе теремок.
Бежит мимо мышка-норушка.
Подведите мышку к теремку.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает.
Мышка. Теремок-теремок! Кто в тереме живёт?
Покачивайте мышкой из стороны в сторону в ритме произносимого текста.
Ведущий. Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и
стала в нём жить. Прискакала к теремку лягушка-
квакушка и спрашивает.
Подведите лягушку к теремку.
Лягушка. Терем-теремок! Кто в тереме живёт? (Покачивайте лягушкой.)
Мышка. Я, мышка-норушка! А ты кто? (Покачивайте мышкой.)
Лягушка. А я лягушка-квакушка. (Покачивайте лягушкой.)
Мышка. Иди ко мне жить! (Покачивайте мышкой.)
Ведущий. Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик.
Подведите зайчика к теремку.
Остановился и спрашивает.
Зайчик. Терем-теремок! Кто в тереме живёт? (Покачивайте зайчиком.)
Мышка. Я, мышка-норушка! (Покачивайте мышкой.)
Лягушка. Я, лягушка-квакушка! А ты кто? (Покачивайте лягушкой.)
Зайчик. А я зайчик-побегайчик. (Покачивайте зайчиком).
Мышка. Иди к нам жить! (Покачивайте мышкой.)
Ведущий. Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить. Идёт лисичка-
сестричка.
Подведите лису к теремку.
Постучала в окошко и спрашивает.
Лиса. Терем-теремок! Кто в тереме живёт? (Покачивайте лисой.)
Мышка. Я, мышка-норушка! (Покачивайте мышкой.)
Лягушка. Я, лягушка-квакушка. (Покачивайте лягушкой.)
Зайчик. Я, зайчик-побегайчик. (Покачивайте зайчиком.)
Мышка. А ты кто? (Покачивайте мышкой.)
Лиса. А я лисичка-сестричка. (Покачивайте лисой.)
Мышка. Иди к нам жить! (Покачивайте мышкой.)
Ведущий. Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и
спрашивает.
Подведите волка к теремку.
Волк. Терем-теремок! Кто в тереме живёт? (Покачивайте волком.)
Мышка. Я, мышка-норушка! (Покачивайте мышкой.)
Лягушка. Я, лягушка-квакушка. (Покачивайте лягушкой.)
Зайчик. Я, зайчик-побегайчик. (Покачивайте зайчика.)
Лиса. Я, лисичка-сестричка. (Покачивайте лисой.)
Мышка. А ты кто? (Покачивайте мышкой.)
Волк. А я волчок-серый бочок. (Покачивайте волком.)
Мышка. Иди к нам жить! (Покачивайте мышкой.)
Ведущий. Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они
все в теремке живут, песни поют. Вдруг идёт мимо медведь
косолапый.
Подведите медведя к теремку.
Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и
заревел во всю мочь.
Медведь. Терем-теремок! Кто в тереме живёт? (Покачивайте медведем.)
Мышка. Я, мышка-норушка! (Покачивайте мышкой.)
Лягушка. Я, Лягушка-квакушка. (Покачивайте лягушкой.)
Зайчик. Я, зайчик-побегайчик. (Покачивайте зайчиком.)
Лиса. Я, лисичка-сестричка. (Покачивайте лисой.)
Волк. Я, волчок-серый бочок. (Покачивайте волком.)
Мышка. А ты кто? (Покачивайте мышкой.)
Медведь. А я медведь косолапый. (Покачивайте медведем.)
Мышка. Иди к нам жить! (Покачивайте мышкой.)
Ведущий. Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез –никак
влезть в теремок и говорит.
Подведите медведя к двери, к окну теремка.
Медведь. Я лучше у вас на крыше буду жить. (Покачивайте медведем.)
Мышка. Да ты нас раздавишь! (Покачивайте мышкой.)
Медведь. Нет, не раздавлю. (Покачивайте медведем.)
Мышка. Ну, так полезай! (Покачивайте мышкой.)
Ведущий. Влез медведь на крышу.
Поместите медведя на крыше теремка.
Только уселся – трах – раздавили теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.
(Повалите теремок.)
Еле-еле успели из него выскочить:
мышка-норушка, лягушка- квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-
сестричка, волчок-серый бочок – все целы и невредимы.
Соберите всех героев сказки перед поваленным теремком.
Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок
строить.
Лучше прежнего выстроили!
Поднимите теремок, переверните другой стороной, раскрашенной в более яркие цвета.
Вопросы детям:
1.Как называется сказка?
2.Кто поселился в теремке?
3.Кто сломал теремок?
4.Кто построил новый теремок?
Задания для взрослых и детей:
1.Предложите малышам принять участие в кукольном спектакле.
2.Предоставьте им возможность выбрать для себя роль того персонажа,
который больше нравится.
3.Научите детей передвигать игрушку по столу, изображая походку
персонажа. Согласовывать движения игрушки с текстом сказки.
4.Разыграйте сказку по ролям.
5.Похвалите детей за участие в спектакле. Скажите им добрые и
ласковые слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами сказочного панно «Фиолетовый лес»
Самой любимой и естественной деятельностью младших дошкольников является игра, игра сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Задачи воспитателя по развитию игровой деятель...
Опыт работы "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности"
Опыт работы "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности"...
Художественно-творческая деятельность как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста "
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения &nd...
Опыт работы по самообразованию «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Опыт работы по самообразованию: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»...
Успешная адаптация детей раннего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Хочу познакомить вас с мои педагогическим опытом работы на тему «Успешная адаптация детей раннего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности», моя работа нап...
Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, и...