Статья "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья (младшая группа)
Статья обобщающая личный опыт об игре в раннем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова О.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад №607 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
ИГРА КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст - возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Неповторимость специфики дошкольной игры заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.
В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально -- в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть самостоятельных малышей, обладающих начальным багажом знаний. Детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы самостоятельно. Но, как показывает практика, усилия самых опытных и квалифицированных педагогов не принесут достаточной пользы без активного участия родителей в процессе воспитания и обучения.
Использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.
Игра — это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, поэтому нам, взрослым, необходимо организовать игру так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как мы его научим передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить самостоятельно реальные отношения.
Самостоятельность - это не талант, а умение, которое каждый может у себя выработать. Формирование самостоятельности — сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.
Самостоятельность — это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Развитие самостоятельности имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
Дети познают мир через игру. Они проигрывают сложные жизненные ситуации, выстраивая свой маленький опыт жизни. Чем больше ребёнок играет в детстве, тем быстрее становится самостоятельным и духовно взрослеет, тем способнее и увереннее он будет. Обычно взрослые навязывают детям игры по своему разумению, вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребёнка.
Один из способов формирования самостоятельности у ребёнка это развивающие игры. Необходимо ежедневное включение развивающих игр в разные виды деятельности, поскольку в этом возрасте ребёнок может приобретать новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает много новой для себя информации и это очень важно для развития самостоятельности.
Можно сказать, что самостоятельная игровая деятельность дошкольника не имеет ничего общего со стихийным, хаотическим поведением. За ней всегда стоит руководящая роль и требования взрослого человека. Однако с развитием детей это воздействие становится все менее и менее открытым. Вынужденный постоянно подчиняться требованиям взрослых ребенок начинает ориентироваться на них как на определенные нормы поведения. Лишь на основе соответствующих выработанных привычек - сложившихся стереотипов - отвечающих требованиям старших, может быть воспитана подлинная самостоятельность, как ценнейшая черта личности.
В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, формирует основы социального поведения ребенка. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.
Сформированность самостоятельной игровой деятельности у дошкольника позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкую сферу действительности, далеко выходящую за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д.
Очень важный момент для игры является игровое пространство. Групповая комната условно представлена З зонами: рабочая, активная, спокойная. Границы между зонами подвижны и трансформируемы. В группе используется различная мебель, которая подобрана и установлена с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. Каждый ребёнок может найти для себя удобное и комфортное место для индивидуальных и групповых занятии, исходя из своего эмоционального состояния.
Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребёнок имеет свободный доступ к ним.
Зонирование группового пространства проведено таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом, а материал, стимулирующий развитие познавательных способностей, располагался в разных функциональных зонах. Всё оборудование в группе размещено по секторам (центрам развития), что позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам.
Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные занятия для себя и чередовать их в течении дня, а воспитателю организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей. Предметная развивающая среда группы подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Спроектированная предметно-пространственная среда позволяет реализовать примерную основную образовательную программу дошкольного образования в полном объеме.
В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие
-физическое развитие.
Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития):
В игре на базе исходного сюжета возникают новые сюжетные линии, ставятся новые игровые задачи. В ходе развернутой сюжетно - ролевой игры дошкольники обнаруживают способность решать поставленные задачи не только путем действий с игрушками или отдельных ролевых высказываний, но и путем логических, аргументированных рассуждений.
Список литературы
- Воспитание детей в игре/Под ред.Д.В.Мендэжерицкой.-М.Просвещение.1979.
- Воспитываем дошкольников самостоятельными:Сборник статей-Российский гос.Пед.Университет им.Герцина.СПБ
- Игра дошкольника/Л.А.Абрамян.Т.В.Антонова.Л.В.Артемова и др.Под ред.С.Л.Новоселовой.-М:Просвещение.1989
- УсоваА.П.Роль игры в воспитаниидетей/Под ред.А.В.Запорожца.М.1976
- ЮсуповаГ.Воспитание самостоятельности у детей//Д.в.2002.-№8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование самостоятельной двигательной активности дошкольников
В статье внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка....
Развитие самостоятельности и активности дошкольников через детское экспериментирование
Необходимое условие педагогической поддержки детской самостоятельности - личностно ориентированная модель, которая направлена на построение взаимодействия ребенка с педагогом. Поддержка детской деятел...
Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников
В этом материале рассккзывается о пользе игры для детей при формировании их активности и самостоятельности....
"Игра, как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников".
Данная статья поможет в воспитание активности,самостоятельности и успешного развития дошкольников через игру....
Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников
Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у де...
" Нетрадиционное оборудование для обеспечения самостоятельной двигательной активности дошкольников в течении дня.
Преентация опыта работы по обогащению равивающей среды нетрадиционным оборудованием....
Игра - как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников
И снова немного об игре....В нашей работе без неё никуда!...