Сообщение "Красота узоров мордовского национального костюма"
консультация

Данилова Любовь Петровна

Орнамент в мордовском костюме имеет характерные черты, по которым можно определить место происхождения одежды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭНГЕЛЬССКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН   САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад п. Пробуждение»

413151, Саратовская   область,  Энгельсский район, п. Пробуждение

Сообщение

«Красота узоров мордовского национального костюма»

на заседании стажировочной площадки педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Энгельсского муниципального района «Формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста» на тему «Знакомство дошкольников с основными элементами национальных орнаментов»

                                                                Подготовила:

                                                        Воспитатель высшей  категории

                                                        Данилова Любовь Петровна

     МДОУ «Детский сад п.Пробуждение»        

                                        

2020г.

Сообщение «Красота узоров мордовского национального костюма»

Слайд 1.

Известный исследователь этнографии народов Поволжья конца ХIХ начала XX века И.Н. Смирнов так писал о мордовском костюме:

"Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой - "долматиком" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придает ей значительную тяжесть и торжественность".

Слайд 2

Мордва – это одна из народностей финно-угорской группы, которые исконно проживали в центральной России и Поволжье. История этого народа наложила отпечаток на все сферы жизни, не исключением стала и одежда. 

Слайд 3.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса - мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Естественно, их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера. В каждой группе мордовского костюма орнамент имел свои характерные черты, именно по ним можно определить место происхождения одежды.

Орнамент    северных районов Мордовии отличался от вышивки костюмов мордвы, живущих в южных районах своей красочностью и многоцветностью.

         Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента − мотивы, формы, расположение на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.  В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его. В этом богатство народной культуры. Это прекрасная возможность узнать о каждом народе много ценного. 

Слайд 4.

Мордовским орнаментом восхищаются и в России, и за границей. Последнее время эрзянский и мокшанский орнамент интересует ученых - этнографов. Мордовский орнамент - это сложнейшая пластическая система, все в нем гармонично, выверено, точно рассчитано..

Слайд 5.

С  древних Мордовия времен славилась своими яркими национальными костюмами. Красота одежды - в вышивках, которыми ее украшали.

Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.

Слайд 6.

Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше.  Изготовляемая вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и поэтому в ней так устойчивы традиционные черты. До наших дней женский костюм сохранил самобытность в расцветке, покрое, своеобразии украшений, богатстве орнаментации, терминологии отдельных частей. 

Рассматривая различные варианты отделки, не перестаешь удивляться и восхищаться фантазией мастериц, их гармонично развитому вкусу.

Слайд 7.

В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, основные цвета - красный,   зеленый, желтый. Узоры оформлялись черной или синей окантовкой.

Цвета в мордовских узорах также носят символическое значение.

  • Красный цвет. Являлся одним из самых распространенных и любимых у мордвы, обладал множеством символических смыслов, обозначая любовь, красоту, силу, смелость, эмоциональность, здоровье, тепло, победу.
  • Зеленый цвет. Этот цвет был тесно связан с окружающим миром природы, поэтому воплощал собой молодость, незрелость.
  •  Желтый цвет. Символизировал зрелость, полезность, ценность.
  • Белый цвет. Символизирует изобилие, благо, добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность.
  •  Черный цвет. Его восприятие было негативным либо нейтральным.

Слайд 8.

Мордовский костюм невероятно красив за счет большого количества дополнительных элементов, богатой вышивкой. Яркий колорит мордовского узора, которым украшали одежду тесно связан с религией мордовского народа.   Слайд 9.

Поэтому в мордовском орнаменте можно увидеть цветущие ветви деревьев, яркое солнце дарящее своё тепло земле и людям, зверей и птиц, полноводные реки, зелёные леса, бескрайние покрытые цветами луга, созревшие сочные плоды которыми так щедро делится мордовская земля.
В узорах на одежде различили родовые знаки - «резы», похожие на древние руны - знаки рунического письма древних скандинавов и германцев.

Слайд10.

Основная часть женского костюма представляет собой панар (рубашка), сшитая из белого полотна, украшенная ручной вышивкой. По характеру вышивки, орнамента, цвету, можно было легко идентифицировать принадлежность женщины к той или иной этнической группе. Рубаха не имела воротника и очень походила на тунику. Эта часть костюма была у обеих этнических групп: и у эрзи, и у мокши.
Рубаху женщины подпоясывали специальным поясом – каркасом. Украшали его узором и пушистыми кистями. И узоры в этом случае выполняли  роль оберегов.

У языческой мордвы было много богов: боги огня – Тол-ава и Тол-атя, богиня солнца Чиава или Шиава, боги воды - Ведь-ава и Ведь-атя, хранительница леса - Вирь-ава, хранительница поля - Пакс-ава, подательница урожая - Норов-ава и многие другие. Украшая свою одежду узорами символизирующими огонь, солнце, воду, растения, плодородие люди просили защиты у своих богов.
Все мордовские узоры настолько тесно переплетаются между собой что один и тот же узор можно отнести к двум или нескольким символам.

Слайд 11.

Мордовская  этно-культура давно вызывала интерес художников, о чем свидетельствуют художественные произведения известных художников Ф.В. Сычкова, В.Д. Хрымова, М.С. Шанина,  которые показали красочность мордовского национального костюма.

Слайд12.

Мордовский орнамент, как правило, геометрический. На основном фоне выступают квадраты, звёзды, круги, точки и различные геометрические фигуры. В ранних образах встречаются элементы животного орнамента.

Наиболее древним традиционным элементом орнаментального оформления мордовского костюма является ромб.

Слайд 13.

Ромб как составная часть мордовской вышивки, наиболее часто встречающийся элемент в оформлении женского костюма. Неизменным элементом вышивки по подолу практически у всех групп мордвы является ромб с отростками, ромб с диагоналями, ромб с продленным и загнутыми сторонами и другие его варианты. Ромбический орнамент встречается в вышивках по подолу и обшлагам, на рукавах и наплечных вышивках костюмов, вышивался на лобной и затыльной частях женских головных уборов. Весьма значительное место занимал ромбический орнамент и в вышивке женских набедренных украшений. Ромб  универсальный символ, который имеет несколько значений, и самое важное из них - изобилия, плодородия.
 Слайд  14.

        Из наиболее часто встречающихся классических знаков у финно-угров, в том числе и мордвы, - восьмиконечная звезда или розетка. В декоративно-прикладном искусстве мордовского народа её можно увидеть на женской одежде, на парях-сундуках для приданого невесты, где звезда врезана в круг или в квадрат в самых разных сочетаниях и вариантах.

Слайд 15.

 В мордовском костюме можно насчитать десятки, если не сотни вариантов и разновидностей этого знака он символизировал солнце и по мнению исследователей, является символом огня, который в языческой религии имел очистительную силу, защищал человека от всяких бед и болезней. Возраст этого знака исключительно древний.        

Слайд 16.

Зигзаг можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря. У многих народов мира распространены мифы о том, что все в мире произошло из воды, которая является первоосновой всего сущего. В мордовских мифах вода (Иневедь, т. е. большая, великая вода) также является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира.        Слайд 17.

По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа.
           Слайд 18.

 Роговидные узоры символизировали деревья и траву. В заклинаниях и молитвах мордвы часто упоминались божества дерева Чувтонь-ава и Чувтонь-паз, под ними подразумевались покровители живого дерева.

Слайд 19.

 К ним обращались знахарки при исцелении больных.

Слайд 20.

S-овидные фигуры. Символизировали водоплавающих птиц и конские голова.
И узоры в этом случае выполняли роль оберегов.

Слайд 21-22

Национальная  одежда мордвы и ее красота узоров является своеобразной летописью исторического развития художественного творчества народа.

Слайд 23.

Глядя на узоры мордовского костюма можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы был произведением искусства, искусством, передававшимся из поколения в поколение было умение надевать и носить костюм.



Предварительный просмотр:

ЭНГЕЛЬССКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН   САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад п. Пробуждение»

413151, Саратовская   область,  Энгельсский район, п. Пробуждение

Сообщение

«Красота узоров мордовского национального костюма»

на заседании стажировочной площадки педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Энгельсского муниципального района «Формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста» на тему «Знакомство дошкольников с основными элементами национальных орнаментов»

                                                                Подготовила:

                                                        Воспитатель высшей  категории

                                                        Данилова Любовь Петровна

     МДОУ «Детский сад п.Пробуждение»        

                                        

2020г.

Сообщение «Красота узоров мордовского национального костюма»

Слайд 1.

Известный исследователь этнографии народов Поволжья конца ХIХ начала XX века И.Н. Смирнов так писал о мордовском костюме:

"Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой - "долматиком" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придает ей значительную тяжесть и торжественность".

Слайд 2

Мордва – это одна из народностей финно-угорской группы, которые исконно проживали в центральной России и Поволжье. История этого народа наложила отпечаток на все сферы жизни, не исключением стала и одежда. 

Слайд 3.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса - мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Естественно, их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера. В каждой группе мордовского костюма орнамент имел свои характерные черты, именно по ним можно определить место происхождения одежды.

Орнамент    северных районов Мордовии отличался от вышивки костюмов мордвы, живущих в южных районах своей красочностью и многоцветностью.

         Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента − мотивы, формы, расположение на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.  В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его. В этом богатство народной культуры. Это прекрасная возможность узнать о каждом народе много ценного. 

Слайд 4.

Мордовским орнаментом восхищаются и в России, и за границей. Последнее время эрзянский и мокшанский орнамент интересует ученых - этнографов. Мордовский орнамент - это сложнейшая пластическая система, все в нем гармонично, выверено, точно рассчитано..

Слайд 5.

С  древних Мордовия времен славилась своими яркими национальными костюмами. Красота одежды - в вышивках, которыми ее украшали.

Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.

Слайд 6.

Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше.  Изготовляемая вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и поэтому в ней так устойчивы традиционные черты. До наших дней женский костюм сохранил самобытность в расцветке, покрое, своеобразии украшений, богатстве орнаментации, терминологии отдельных частей. 

Рассматривая различные варианты отделки, не перестаешь удивляться и восхищаться фантазией мастериц, их гармонично развитому вкусу.

Слайд 7.

В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, основные цвета - красный,   зеленый, желтый. Узоры оформлялись черной или синей окантовкой.

Цвета в мордовских узорах также носят символическое значение.

  • Красный цвет. Являлся одним из самых распространенных и любимых у мордвы, обладал множеством символических смыслов, обозначая любовь, красоту, силу, смелость, эмоциональность, здоровье, тепло, победу.
  • Зеленый цвет. Этот цвет был тесно связан с окружающим миром природы, поэтому воплощал собой молодость, незрелость.
  •  Желтый цвет. Символизировал зрелость, полезность, ценность.
  • Белый цвет. Символизирует изобилие, благо, добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность.
  •  Черный цвет. Его восприятие было негативным либо нейтральным.

Слайд 8.

Мордовский костюм невероятно красив за счет большого количества дополнительных элементов, богатой вышивкой. Яркий колорит мордовского узора, которым украшали одежду тесно связан с религией мордовского народа.   Слайд 9.

Поэтому в мордовском орнаменте можно увидеть цветущие ветви деревьев, яркое солнце дарящее своё тепло земле и людям, зверей и птиц, полноводные реки, зелёные леса, бескрайние покрытые цветами луга, созревшие сочные плоды которыми так щедро делится мордовская земля.
В узорах на одежде различили родовые знаки - «резы», похожие на древние руны - знаки рунического письма древних скандинавов и германцев.

Слайд10.

Основная часть женского костюма представляет собой панар (рубашка), сшитая из белого полотна, украшенная ручной вышивкой. По характеру вышивки, орнамента, цвету, можно было легко идентифицировать принадлежность женщины к той или иной этнической группе. Рубаха не имела воротника и очень походила на тунику. Эта часть костюма была у обеих этнических групп: и у эрзи, и у мокши.
Рубаху женщины подпоясывали специальным поясом – каркасом. Украшали его узором и пушистыми кистями. И узоры в этом случае выполняли  роль оберегов.

У языческой мордвы было много богов: боги огня – Тол-ава и Тол-атя, богиня солнца Чиава или Шиава, боги воды - Ведь-ава и Ведь-атя, хранительница леса - Вирь-ава, хранительница поля - Пакс-ава, подательница урожая - Норов-ава и многие другие. Украшая свою одежду узорами символизирующими огонь, солнце, воду, растения, плодородие люди просили защиты у своих богов.
Все мордовские узоры настолько тесно переплетаются между собой что один и тот же узор можно отнести к двум или нескольким символам.

Слайд 11.

Мордовская  этно-культура давно вызывала интерес художников, о чем свидетельствуют художественные произведения известных художников Ф.В. Сычкова, В.Д. Хрымова, М.С. Шанина,  которые показали красочность мордовского национального костюма.

Слайд12.

Мордовский орнамент, как правило, геометрический. На основном фоне выступают квадраты, звёзды, круги, точки и различные геометрические фигуры. В ранних образах встречаются элементы животного орнамента.

Наиболее древним традиционным элементом орнаментального оформления мордовского костюма является ромб.

Слайд 13.

Ромб как составная часть мордовской вышивки, наиболее часто встречающийся элемент в оформлении женского костюма. Неизменным элементом вышивки по подолу практически у всех групп мордвы является ромб с отростками, ромб с диагоналями, ромб с продленным и загнутыми сторонами и другие его варианты. Ромбический орнамент встречается в вышивках по подолу и обшлагам, на рукавах и наплечных вышивках костюмов, вышивался на лобной и затыльной частях женских головных уборов. Весьма значительное место занимал ромбический орнамент и в вышивке женских набедренных украшений. Ромб  универсальный символ, который имеет несколько значений, и самое важное из них - изобилия, плодородия.
 Слайд  14.

        Из наиболее часто встречающихся классических знаков у финно-угров, в том числе и мордвы, - восьмиконечная звезда или розетка. В декоративно-прикладном искусстве мордовского народа её можно увидеть на женской одежде, на парях-сундуках для приданого невесты, где звезда врезана в круг или в квадрат в самых разных сочетаниях и вариантах.

Слайд 15.

 В мордовском костюме можно насчитать десятки, если не сотни вариантов и разновидностей этого знака он символизировал солнце и по мнению исследователей, является символом огня, который в языческой религии имел очистительную силу, защищал человека от всяких бед и болезней. Возраст этого знака исключительно древний.        

Слайд 16.

Зигзаг можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря. У многих народов мира распространены мифы о том, что все в мире произошло из воды, которая является первоосновой всего сущего. В мордовских мифах вода (Иневедь, т. е. большая, великая вода) также является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира.        Слайд 17.

По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа.
           Слайд 18.

 Роговидные узоры символизировали деревья и траву. В заклинаниях и молитвах мордвы часто упоминались божества дерева Чувтонь-ава и Чувтонь-паз, под ними подразумевались покровители живого дерева.

Слайд 19.

 К ним обращались знахарки при исцелении больных.

Слайд 20.

S-овидные фигуры. Символизировали водоплавающих птиц и конские голова.
И узоры в этом случае выполняли роль оберегов.

Слайд 21-22

Национальная  одежда мордвы и ее красота узоров является своеобразной летописью исторического развития художественного творчества народа.

Слайд 23.

Глядя на узоры мордовского костюма можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы был произведением искусства, искусством, передававшимся из поколения в поколение было умение надевать и носить костюм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЗНАКОМСТВО С МОРДОВСКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ КОСТЮМОМ"

Занятие предназначено для воспитателей логопедических групп....

Конспект занятия по рисованию "Роспись элементов мордовского национального костюма" для детей подготовительной к школе группы.

Коспект занятия по рисованию "Роспись элементов мордовского национального костюма" для детей подготовительной группы...

Матрешка в мордовском национальном костюме.

В нашем ДОУ большое внимание уделяется приобщению детей к культуре народов соседних республик, и в частности, формированию представлений о мордовском декоративно-прикладном искусстве. Хочу представить...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ»

Цель. Приобщение к истокам мордовской народной культуры. Задачи. Закрепить названия цветов - познание, художественное творчество. Уточнить и закрепить знания детей об обычаях, традиция...

Конспект занятия НОД в разновозрастной группе старшего дошкольного возраста «Кукла в мордовском национальном костюме».

-расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;-познакомить ребят с мордовским национальным костюмом;-закреплять умение детей создавать узор из различных элементов мордовс...

Конспект интегрированного занятия "Мордовский национальный костюм"

Цель. Приобщение к истокам мордовской народной культуры.Задачи. Закрепить названия цветов – познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Уточнить и закрепить знания детей о...

Папка-передвижка ""Мордовский национальный костюм"

Мордовский национальный костюм берёт истоки в далёкой древности. Долгие годы народ вкладывал в его создание частичку своей культуры и бытности. Кропотливо создавалось то, что было удобно и в то же вре...