Консультация для родителей гр.№8 "Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа)

   Экологическое воспитание детей - это прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения: к природе, людям, которые живут рядом. Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Такое отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого от­ношения к животному и растительному миру, во-вторых, для развития более сложных нравственных качеств и чувств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

 «Природа и нравственное воспитание детей

дошкольного возраста»

Когда у В.Бианки спрашивали, почему он пишет произведения о природе и её обитателях, он вспоминал Зоологический музей, куда его водил отец. Ему хотелось найти волшебные слова, с помощью которых можно было бы расколдовать давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.https://www.culture.ru/storage/images/7c395f8a520ffe3e097cb3ef8921bc97/cbf68219013b82878c382dbf20368f45.jpeg

Природа - не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этого возраста человек начинает познавать красоту, разнообразие природы!

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают котёнка, чрезмерно лаская его и пр.)

Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней.

Интересный пример приведён в книге Б.Рябинина «О любви к живому». «Ребёнок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла…»https://stihi.ru/pics/2016/07/19/9953.jpg

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно - эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.

У дошкольников ещё недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит увиденного на улице одинокого котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть!», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать». В то же время, ему доступны добрые поступки и бескорыстный труд.

Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе!

Поэтому так важно включать ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках?», «Приготовь корм попугаю!», «Покорми собаку!», «Смени воду кошке!» и т.д.

Во время прогулок интересно показывать детям растения, занесённые в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными растениями и травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник, ромашка и пр. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространённым.

Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.

Таким образом, каждый ребёнок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы.  

Правила поведения в  природе

Правила поведения в природе необходимо прививать с самого раннего возраста. Например, лес - это наш второй дом. Его нужно оберегать и заботиться о нём. А как мы можем о нём позаботиться?  

Время года

Нельзя

Весна

  • Рвать первоцветы;
  • разорять птичьи гнезда;
  • выжигать прошлогоднюю траву.

Лето

  • Обрывать паутину и убивать пауков;
  • стараться поймать бабочек, пчел, стрекоз;
  • собирать ягоды и грибы, с которыми раньше не был знаком.

Осень

  • Поджигать сухие листья и траву
  • сбивать грибы.

Зима

  • Задевать и ломать хрупкие ветки;
  • пугать лесных обитателей.

В любое время года

  • Повреждать кору деревьев;
  • оставлять непотушенные костры;
  • шуметь;
  • ломать побеги кустарников и ветви деревьев;
  • ловить зверьков, птиц, уносить их домой;
  • оставлять мусор.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0c2c/00092063-609d3c15/hello_html_m68abc5a6.jpg

Консультацию для родителей подготовили: воспитатели

Цымбал Т.В. и Кокина Н.А.

Источники:

  •  https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/04/24/konsultatsiya-dlya-roditeley-priroda-i-nravstvennoe

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему"Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые р...

Консультация для родителей "Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителейСоставила Кульбовская Вера ВасильевнаВоспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка»Тамбовская область, город Кирсанов.Тема: «Природа и нравственное  воспитание детей стар...

Консультация для родителей на тему: «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Консультация  предназначена для формирования экологических  знаний родителей, а также для обогащения сознания взрослых новым содержанием нравственных представлений в воспитании детей п...

Консультация для родителей «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста »

Для чего нужно прививать детям любовь к природе и что для этого делать....

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний,...