Консультация для педагогов: «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи.
консультация (средняя группа)
Консультация для педагогов:
«Сказкотерапия»
на занятиях по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_-_skazkoterapiya.docx | 423.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Сказкотерапия»
на занятиях по развитию речи.
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями,
Может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари
В последние годы появилась самостоятельная методика – сказкотерапия. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Издавна жизненный опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются терапевтическими. Именно они являются основой сказкотерапии.
Выделяют пять видов сказок:
художественные сказки – это народные и авторские;
дидактические сказки создаются педагогом для подачи учебного материала;
психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка, имеют ограничение по возрасту (примерно 11- 13 лет);
психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий;
медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.
Я предлагаю более подробно остановиться на дидактических сказках, так их применения наиболее необходимо в процессе педагогического воздействия.
Дидактические сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Этот вид сказок помогает раскрывать смысл и важность определённых знаний.
Алгоритм дидактической сказки – задания:
1. Создания образа сказочной страны, в которой живёт одушевлённый символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
3. Восстановление страны, чтобы восстановить благополучие в стране необходимо выполнить определённое задание (упаковка учебного материала).
При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия… Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и однообразными.
Важнейшее место в организации совместной деятельности по сочинению (передаче) сказочного сюжета отводиться коммуникативной, диалогической составляющей. Взрослый ведёт сказку, задаёт интонацию: выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного слушателя. Подхватывает, воспроизводит ситуацию ребёнок – рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребёнка в мир знаний, успеха, добра и красоты. Дошкольный возраст, является сензитивным периодом в развитии речи.
У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому. В рамках работы по сказкотерапии можно решать и данную проблему: применять различные виды работы с текстом, помогая детям проникнуться сюжетом сказочной ситуации (помощь герою, разрешение конфликта). Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы драматизации и использования различных видов театрализованной деятельности. «Проживание» множества жизней персонажей значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе действие и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Находясь достаточно длительное время в активном состоянии, выполняя определённые действия, связанные с показом и передачей сюжета, дошкольник осваивает новые умений и навыков речевой и двигательной выразительности.
Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея экспромта. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте творчеств, а в самом процессе.
Важное значение в процессе работы над сказкой приобретает социально – личностный аспект формирования личности ребенка. Терпимость к ближнему, сопереживание - обязательный компонент коммуникативных способностей и полноценного социального общения. Эти качества можно сформировать путём «мягкого» влияния на поведение ребёнка. Необходимо пытаться «заменить» неэффективный стиль поведения на более продуктивный, объясняя дошкольникам, с помощью сказки, смысл происходящего. Здесь пригодится не только «взрослый» опыт педагога, но и опыт общения детей в своих семьях, в группе и т.д. Главное – заронить в душу ребёнка зерно осмысления: «А почему?». Слушая сказочные истории, составленные педагогом и товарищами, дети накапливают некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости. В основе работы лежит процесс переноса сказочных смыслов в реальность, как один из факторов
эффективного осуществления социально – личностного развития детей.
Рекомендации по организации и проведению занятий.
Что нужно знать при проведении занятия?
1. Подготовка к занятию.
Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.
2. Проведение занятий.
2.1. Места для занятия должно быть достаточно много. На занятиях дети должны иметь возможность свободно выполнять упражнения и задания по развитию различных видов моторики, иметь возможность принять позу расслабления.
2.2. В процессе занятия детям периодически даётся возможность говорить о своих ощущениях и чувствах.
2.3. Вхождение в сказку: создается настрой на совместную работу, коллективное единство и сплоченность.
2.4. Текст сказки является связывающим звеном между упражнениями и создаёт определённую атмосферу во время занятия.
2.5. Возможно повторение использование одних и тех же сказок через определённые промежутки времени. Дети любят повторения, кроме того, известные упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом.
2.6. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные произведения необходимо варьировать.
2.7. Роль ведущего в этих занятиях трудно переоценить. Именно от него зависит какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их.
2.8. Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми: их слова, движения, даже импровизация (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощёнными, чтобы поверили в себя и свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.
Структура занятия:
1. Ритуал «входа» в сказку.
2. Повторение / вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились/.
3. Расширение / расширить представление ребёнка о чем – либо/.4. Закрепление / приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребёнка/.
5. Интеграция / связать новый опыт с реальной жизнью/.
6. Резюмирование / обобщить приобретённый опыт/.
7. Ритуал «выхода» из сказки / закрепить новые знание, подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде/.
Сказка окружает нас повсюду – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент его развития. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически,
воспринимать окружающее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общ...
Консультация для педагогов: «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,Может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»....
Консультация для педагогов: "Сказкотерапия на занятиях по развитию речи"
В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременн...
Консультация для педагогов "Сказкотерапия на занятиях по развитию речи"
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. В связи с этим перед современной наукой встает задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, формирующих пр...
Консультация для педагогов "Сказкотерапия на занятиях по развитию речи".
Данная консультация будет интересна для педагогов дошкольников, родителей воспитанников. В консультации вы найдете информацию о методике "Сказкотерапия", задачи в развитии речи, которые...
Консультация для педагогов «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Жаворонковская СОШ дошкольное отделение- детский сад №53 Консультация для педагогов «Сказкотерапия на занятиях по развитию реч...