Консультация для педагогов «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
план-конспект занятия (старшая группа)

Жесткова Елена Сергеевна

                                                

 

«Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

 

 

 

 

                                                            

                                    

Подготовила: воспитатель Жесткова Е.С.

 

         «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для        того,чтобы  войти   в действительность новыми путями,

                                 Может помочь ребёнку узнать мир  и одарить его                      воображение». 
Д. Родари

 

 

    В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к

библиотерапии – сказкотерапия. Сказкотерапия является самым древним

психологическим и педагогическим методом. Издавна жизненный опыт

передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно

просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто

рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод, или задать

вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни.

Именно такие истории являются терапевтическими. Именно они являются

основой сказкотерапии.

 

Выделяют пять видов сказок:

 художественные сказки – это народные и авторские;

 дидактические сказки создаются педагогом для подачи учебного

материала;

 психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение

ребёнка

 психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл

происходящих событий;

 медитативные сказки создаются для накопления положительного

образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.

 

Я предлагаю более подробно остановиться на дидактических сказках,

так их применения наиболее необходимо в процессе педагогического

воздействия.

Дидактические сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного

материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки,

арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный

образ мира, в котором они живут. Этот вид сказок помогает раскрывать

смысл и важность определённых знаний.

Алгоритм дидактической сказки – задания:

1. Создания образа сказочной страны, в которой живёт одушевлённый

символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать

злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган,ливень), тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие

друзей).

3. Восстановление страны, чтобы восстановить благополучие в стране

необходимо выполнить определённое задание (упаковка учебного

материала).

 

При работе со сказками у детей формируется положительная

мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия..

Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и

однообразными.

 

Важнейшее место в организации совместной деятельности по

сочинению (передаче) сказочного сюжета отводиться коммуникативной,

диалогической составляющей. Взрослый ведёт сказку, задаёт интонацию:

выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя

эталонов, заинтересованного слушателя. Подхватывает, воспроизводит

ситуацию ребёнок – рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет

возможность ввести ребёнка в мир знаний, успеха, добра и красоты.

Дошкольный возраст, является сензитивным периодом в развитии речи.

 

У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение

рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому. В

рамках работы по сказкотерапии можно решать и данную проблему:

применять различные виды работы с текстом, помогая детям проникнуться

сюжетом сказочной ситуации (помощь герою, разрешение конфликта).

Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы

драматизации и использования различных видов театрализованной

деятельности. «Проживание» множества жизней персонажей значительно

обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж

человека. Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он

представляет себе действие и героев сказки. Таким образом, он в своём

воображении видит целый спектакль. Находясь достаточно длительное время

в активном состоянии, выполняя определённые действия, связанные с

показом и передачей сюжета, дошкольник осваивает новые умений и

навыков речевой и двигательной выразительности.

 

Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного

выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея

экспромта. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии

творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте

творчеств, а в самом процессе.

 

Важное значение в процессе работы над сказкой приобретает

социально – личностный аспект формирования личности ребенка.

Терпимость к ближнему, сопереживание - обязательный компонент

коммуникативных способностей и полноценного социального общения. Эти

качества можно сформировать путём «мягкого» влияния на поведение

ребёнка. Необходимо пытаться «заменить» неэффективный стиль поведения

на более продуктивный, объясняя дошкольникам, с помощью сказки, смысл

происходящего. Здесь пригодится не только «взрослый» опыт педагога, но иопыт общения детей в своих семьях, в группе и т.д. Главное – заронить в

душу ребёнка зерно осмысления: «А почему?». Слушая сказочные истории,

составленные педагогом и товарищами, дети накапливают некий

символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть

активизирован в случае необходимости. В основе работы лежит процесс

переноса сказочных смыслов в реальность, как один из факторов

эффективного осуществления социально – личностного развития детей.

 

Рекомендации по организации и проведению занятий.

Что нужно знать при проведении занятия?

1. Подготовка к занятию.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по

сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть,

расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

2. Проведение занятий.

2.1. Места для занятия должно быть достаточно много. На занятиях

дети должны иметь возможность свободно выполнять упражнения и задания

по развитию различных видов моторики, иметь возможность принять позу

расслабления.

2.2. В процессе занятия детям периодически даётся возможность

говорить о своих ощущениях и чувствах.

2.3. Вхождение в сказку: создается настрой на совместную работу,

коллективное единство и сплоченность.

2.4. Текст сказки является связывающим звеном между упражнениями

и создаёт определённую атмосферу во время занятия.

2.5. Возможно повторение использование одних и тех же сказок через

определённые промежутки времени. Дети любят повторения, кроме того,

известные упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим

интересом.

2.6. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные

произведения необходимо варьировать.

2.7. Роль ведущего в этих занятиях трудно переоценить. Именно от

него зависит какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет

направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их.

2.8. Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми: их слова,

движения, даже импровизация (их надо поощрять особо!) являются

успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это

выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными,

раскрепощёнными, чтобы поверили в себя и свои силы. Каждый делает

лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать,

словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

 

Структура занятия:

1. Ритуал «входа» в сказку.

2. Повторение / вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие

выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились/.

3. Расширение / расширить представление ребёнка о чем – либо/.4. Закрепление / приобретение нового опыта, проявление новых

качеств личности ребёнка/.

5. Интеграция / связать новый опыт с реальной жизнью/.

6. Резюмирование / обобщить приобретённый опыт/.

7. Ритуал «выхода» из сказки / закрепить новые знание, подготовить

ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде/.

 

Сказка окружает нас повсюду – это удивительное по силе

психологического воздействия средство работы с внутренним миром

ребёнка, мощный инструмент его развития. Сказка может дать ключи для

того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь

ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически,

воспринимать окружающее.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общ...

Консультация для педагогов: «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями,Может помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение»....

Консультация для педагогов: "Сказкотерапия на занятиях по развитию речи"

В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременн...

Консультация для педагогов "Сказкотерапия на занятиях по развитию речи"

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем  обществе. В связи с этим перед современной наукой встает задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, формирующих пр...

Консультация для педагогов "Сказкотерапия на занятиях по развитию речи".

Данная консультация будет интересна для педагогов дошкольников, родителей воспитанников. В консультации вы найдете информацию о методике "Сказкотерапия", задачи в развитии речи, которые...

Консультация для педагогов: «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи.

Консультация для педагогов:«Сказкотерапия»на занятиях по развитию речи....

Консультация для педагогов «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Жаворонковская СОШ дошкольное отделение- детский сад №53   Консультация для педагогов «Сказкотерапия на занятиях по развитию реч...