Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе на тему: «Моя семья».
статья (подготовительная группа)

Черныш Вера Николаевна

Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе

 на тему: «Моя семья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 109»

Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе

 на тему: «Моя семья».

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Черныш В.Н.

Г. Дзержинск 2021г.

Участники проекта: дети подготовительной группы; родители воспитанников; педагоги.

Продолжительность проекта: 1 неделя.

Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.

Принципы построения педагогического процесса:
1. Последовательности (любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем).
2. Наглядности (дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию).
3 .Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).
4.Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
5.Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников).
6.Возрастной адресности (одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей).
7.Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Актуальность. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Цель проекта:
- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
- расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.

Задачи проекта:
1.Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Воспитывать интерес к своей родословной.
6. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
7. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Ожидаемый результат.
За время реализации проекта «Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.

Перспективное планирование работы с детьми 6-7 лет.

Образовательная область

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа.
ОД: беседа - игра на тему, «Моя семья» игра - конкурс «Моя родословная», викторина «В какой сказке встречаются семьи».

Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение».
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Дидактическая игра: «Домашний труд».

Социально – коммуникативное развитие

Рассказы детей о семье.
Составление рассказа по пентаграмме на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).
ОД: прочтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее».

Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой».
Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».
Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».

Художественное – эстетическое развитие

Художественное творчество:

ОД: рисование «Мой автопортрет». «Моя счастливая семья»;
аппликация «Мой автопортрет», «Моя родословная. Генеалогическое древо».

Музыка: слушание музыки и песен о маме и папе.

Речевое развитие

ОД: беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Генеалогическое древо», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение», «В какой сказке встречаются семьи.
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

Физическое развитие.

Физкультминутка «Семья».

Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».

Работа с родителями

Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья»; «Моя родословная. Генеалогическое древо».
Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации «Моя родословная».

Беседа «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома».

Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту».

Индивидуальные семейные беседы.

Работа по реализации проекта.
1 этап (постановка проблемы): педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы:
- Самые родные для ребенка люди?
- Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?
- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?
- Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?
- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?
- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?
- Как можно назвать одним словом этих людей?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап (подготовительный).
Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Педагогами был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо». В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, слайды; слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Генеалогического древа.
3 этап (основной).
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему, «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Моя родословная; Генеалогическое древо»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение»; викторина «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли рассказ по пентаграмме на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)». Заучивали стихотворение О. Высотской «Моя семья». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Прошло обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; чтение стихотворений Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой». На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игры. Дети и родители участвовали в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья», по изготовлению аппликации «Моя родословная. Генеалогическое древо».
4 этап (заключительный).
В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации генеалогического древа, составленного вместе с родителями.

Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.
За время реализации проекта « Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация краткосрочного проекта в подготовительной к школе группе: "ХОЧУ СТАТЬ КОСМОНАВТОМ" (с использованием детьми КТ)

ЦЕЛИ: Ознакомление детей дошкольного возраста с естественно-научной картиной мира; • расширение представлений детей о Вселенной;• формирование креативности, успешной социализации;• раз­витие позн...

"Мир воды" краткосрочный проект для подготовительной к школе группы.

Цель проекта: обеспечить развитие познавательной активности дошкольников к воде, как к фактору экологического благополучия для всего живого на Земле; систематизировать знания детей о свойствах воды; в...

План краткосрочного проекта в подготовительной к школе группе «Мамочка любимая моя!»

План краткосрочного проекта в подготовительной к школе группе «Мамочка любимая моя!»...

Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе по теме «Соблюдая ПДД, не окажешься в беде»

Краткосрочный проектв подготовительной к школе группепо теме «Соблюдая ПДД, не окажешься в беде»...

Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» Тема: «8 Марта»

Тип проекта: информационно-творческий.Вид проекта:   групповой, краткосрочный (с 1 по 5 марта 2022г).Участники проекта:  дети подготовительной  группы, воспитатель, родителиПроблем...